ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7157/20 от 16.12.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции: Павлова Т.А. УИД 38RS0003-01-2020-000188-42

Судья-докладчик: Медведева Н.И. № 33а-7157/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2020 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Бутиной Е.Г., Каракич Л.Л.,

при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1003/2020 по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования города Братска к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным акта от 2 декабря 2019 г. о неготовности муниципального образования г. Братска к отопительному периоду 2019-2020 годов и об обязании Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные при составлении акта нарушения

по апелляционной жалобе административного истца Администрации муниципального образования города Братска на решение Братского городского суда Иркутской области от 13 июля 2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

Администрация муниципального образования города Братска обратилась в суд с административным иском к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в котором просит признать акт № 329/6129/2019 от 2 декабря 2019 г. о неготовности муниципального образования г. Братска к отопительному периоду 2019-2020 годов незаконным, обязать Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные при составлении акта № 329/6129/2019 от 2 декабря 2019 г. нарушения.

В обоснование административного иска указано, что 22 октября 2019 г. комиссией, образованной распоряжением Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 октября 2019 г. № 4851-р/кр, по итогам проведения проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 г.г. муниципального образования города Братска составлен акт № 108/4851/2019, согласно которому муниципальное образование города Братска не готово к отопительному периоду 2019-2020 годов.

В ходе проведения оценки готовности к отопительному периоду комиссией выявлены нарушения требований Правил оценки, а именно не установлены приборы учета тепловой энергии на котельной санатория «Братское взморье» и электрокотельной ж.р. Порожский; отсутствовали у ряда управляющих организаций акты 100% готовности обслуживаемых многоквартирных жилых домов.

По состоянию на 1 ноября 2019 г. приборы учета тепловой энергии на котельной санатория «Братское взморье» и электрокотельной ж.р. Порожский были установлены, в связи с чем в адрес Ростехнадзора направлено письмо о необходимости проведения повторной проверки.

2 декабря 2019 г. комиссией Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по итогам проведения проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов муниципального образования города Братска составлен акт № 329/6129/2019, согласно которому муниципальное образование города Братска не готово к отопительному периоду 2019-2020 годов. В ходе проверки повторно указано на наличие у ряда управляющих организаций отрицательных актов проверки готовности обслуживаемых МКД, а также актов с неустраненными замечаниями в установленные сроки.

Администрация муниципального образования г. Братска с актом № 329/6129/2019 от 2 декабря 2019 г. о неготовности муниципального образования г. Братска к отопительному периоду 2019-2020 годов не согласна, считает его незаконным и необоснованным, в связи со следующим.

Пунктом 18 Правил оценки установлены требования по проверки готовности к отопительному периоду муниципального образования в том числе - выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Постановлением Администрации муниципального образования г. Братска от 1 апреля 2019 г. № 558 утверждены состав комиссии и программа проверки готовности отдельных категорий потребителей тепловой энергии, потребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, к отопительному периоду 2019-2020 годов.

Из общего количества 1 900 объектов теплопотребления, являющихся МКД, данной комиссией принято с оценкой «Готов» 1 206 МКД; с оценкой «Будет готов с условием устранения замечаний в срок до 15 сентября 2019 г.» - 597 МКД; с оценкой «Не готов» - 97 МКД (ветхие и аварийные).

Выездная проверка представителей комиссии выявила, что выданные замечания не устранены в срок до 15 сентября 2019 г., соответственно данные объекты не получили акты с оценкой «Готов». Таким образом, по результатам проведенной проверки в соответствии с действующим законодательством комиссией не выданы ряду управляющих организаций акты готовности с оценкой «Готов» по 694 МКД.

Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г. Братска в адрес управляющих компаний ООО «П.», ООО «Г.», ООО «С.», МУП «Ж.» было направлено письмом от 25 ноября 2019 г. № Ис-28168/13/19 о предоставлении плана мероприятий по устранению выявленных замечаний.

Кроме того, ресурсоснабжающими организациями тепловая энергия была подана в установленный постановлением Администрации муниципального образования города Братска от 10 сентября 2019 г. № 1671 срок и подается по настоящее время в штатном режиме ко всем жилым домам и объектам инфраструктуры города Братска в соответствии с температурным графиком.

Таким образом, Администрацией муниципального образования г. Братска надлежащим образом исполнена обязанность по организации и обеспечению надежного теплоснабжения, горячего водоснабжения в период прохождения отопительного сезона 2019-2020 годов, в связи с чем, отсутствуют основания для выдачи муниципальному образованию г. Братска акта о неготовности к отопительному периоду.

Решением Братского городского суда Иркутской области от 13 июля 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования города Братска выражает несогласие с судебным решением, считает его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что положения подпункта 4 статьи 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 № 103, не содержат указания на то, что отсутствие паспортов готовности к отопительному периоду у теплоснабжающей, теплосетевой организации, а также потребителя тепловой энергии, в том числе МКД, является основанием для отказа в выдаче паспорта готовности к отопительному периоду муниципальному образованию.

Паспорт готовности к отопительному периоду не выдан 97 многоквартирным домам, которые в свою очередь являются ветхими или аварийными, в связи с чем, согласно оспариваемому судебному решению, паспорт готовности к отопительному периоду муниципальному образованию г. Братска не может быть выдан.

Полагает, что административный истец изначально лишен права на беспрепятственное осуществление полномочий в сфере теплоснабжения, свободное решение вопросов местного значения, оспариваемый судебный акт возлагает на него исполнение незаконных и необоснованных обязанностей, связанных с исполнением незаконных и необоснованных требований.

В письменных возражениях и дополнении к ним на апелляционную жалобу административный ответчик Енисейское управление Ростехнадзора просит отказать в удовлетворении жалобы.

Административный ответчик Енисейское управление Ростехнадзора просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании с использованием видеоконференц-связи представитель Администрации муниципального образования г. Братска Лукашова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просит ее удовлетворить.

Заслушав доклад судьи Медведевой Н.И., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя Администрации муниципального образования г. Братска Лукашову С.В., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Материалами дела подтверждается и установлено судом, что на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 3 октября 2019 № 4851-р/кр была проведена проверка готовности муниципального образования г. Братска к отопительному периоду 2019-2020 годов на основании плана проверок готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденного приказом Енисейского управления Ростехнадзора от 20 сентября 2019 г. № 921/кр.

22 октября 2019 г. комиссией, образованной распоряжением Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 октября 2019 г. № 4851-р/кр, по итогам проведения проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов муниципального образования города Братска составлен акт № 108/4851/2019, согласно которому муниципальное образование города Братска не готово к отопительному периоду 2019-2020 годов.

В ходе проведения оценки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов комиссией выявлены нарушения требований пункта 18 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, а именно:

1) при оценке готовности к отопительному периоду МП «Д.» муниципального образования г. Братска не учтены следующие нарушения: не организован коммерческий учет реализуемой тепловой энергии на котельной санатория «Б.» и электрокотельной ж.р. <адрес изъят>, чем нарушен подпункт 9 пункта 13 Правил оценки;

2) выдача паспортов готовности потребителям тепловой энергии (МУП «Ж.», ООО «П.», ООО УК «Г.», ООО УК «Ж.», ООО УК «В.», ООО ЖЭК «К.», ООО ЖЭК «О.») комиссией, образованной постановлением администрации г. Братска от 1 апреля 2019 г. № 558, произведена при наличии у указанных организаций отрицательных актов проверки готовности обслуживаемых ими объектов (многоквартирных жилых домов) к отопительному периоду 2019-2020 годов, а также актов с неустранимыми замечаниями в установленные сроки, чем нарушен пункт 9 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103.

По состоянию на 1 ноября 2019 г. приборы учета тепловой энергии на котельной санатория «Б.» и электрокотельной ж.р. <адрес изъят> были установлены, в связи с чем в адрес Ростехнадзора направлено письмо о необходимости проведения повторной проверки от 12 ноября 2019 г. и дополнение к письму от 28 ноября 2019 г.

Повторная проверка администрации муниципального образования города Братска проведена на основании распоряжения руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 27 ноября 2019 г. № 6129-р/кр с целью выполнения муниципальным образованием требований по готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, указанных в акте проверки от 22 октября 2019 г. № 108/4851/2019, на основании уведомления комиссии.

По результатам проверки 2 декабря 2019 г. был составлен акт № 329/6129/2019.

В ходе проверки было установлено, что муниципальное образование город Братск не готово к отопительному периоду 2019-2020 годов, в ходе проверки комиссией выявлены нарушения требований пункта 18 «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, а именно: выдача паспортов готовности потребителям тепловой энергии (МУП «Ж.», ООО «П.», ООО УК «Г.», ООО УК «Ж.», ООО УК «В.», ООО ЖЭК «К.», ООО ЖЭК «О.») комиссией, образованной постановлением администрации г. Братска от 1 апреля 2019 г. г. № 558, произведена при наличии у указанных организаций отрицательных актов проверки готовности обслуживаемых ими объектов (многоквартирных жилых домов) к отопительному периоду 2019-2020 годов, а также актов с неустранимыми замечаниями в установленные сроки, чем нарушен пункт 9 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103.

Рассматривая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый акт № 329/6129/2019 от 2 декабря 2019 г. о неготовности муниципального образования г. Братска к отопительному периоду 2019-2020 годов вынесен уполномоченным органом, порядок проведения проверки не нарушен, основания для принятия оспариваемого акта предусмотрены Правилами оценки готовности к отопительному периоду, содержание оспариваемого акта соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Часть 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Федеральный закон № 190-ФЗ) предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в том числе, относится: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно статье 20 Федерального закона № 190-ФЗ муниципальные образования подлежат проверке готовности к отопительному периоду.

В силу части 5 статьи 20 указанного Федерального закона проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ).

Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103 (далее Правила оценки) установлено, что проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Порядок проведения проверки регламентирован пунктами 5-12 раздела II Правил оценки.

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются: объекты, подлежащие проверке; сроки проведения проверки; документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии ( подпункт 4 пункта 18 Правил оценки).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 июля 2013 г. № 314 утверждены Методические рекомендации по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (далее Методические рекомендации).

Данные Методические рекомендации определяют порядок действий работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований (пункт 2).

В соответствие с пунктом 23 Методических рекомендаций при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду проверяются следующие вопросы:

наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;

наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;

выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103, по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии (разделы VII и VIII настоящих Методических рекомендаций):

наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период;

Наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплосетевых организаций к работе в отопительный период;

Наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период.

Из материалов дела усматривается, что выдача паспортов готовности потребителям тепловой энергии (МУП «Ж.», ООО «П.», ООО УК «Г.», ООО УК «Ж.», ООО УК «В.», ООО ЖЭК «К.», ООО ЖЭК «О.») комиссией, образованной постановлением администрации г. Братска от 1 апреля 2019 г. № 558, произведена при наличии у указанных организаций отрицательных актов проверки готовности обслуживаемых ими объектов (многоквартирных жилых домов) к отопительному периоду 2019-2020 годов, а также актов с неустранимыми замечаниями в установленные сроки, чем нарушен пункт 9 Правил оценки.

В апелляционной жалобе представитель административного истца также указал, что из общего количества 1 900 объектов теплопотребления, являющихся МКД, данной комиссией принято с оценкой «Готов» 1 206 МКД; с оценкой «Будет готов с условием устранения замечаний в срок до 15 сентября 2019 г.» - 597 МКД; с оценкой «Не готов» - 97 МКД (ветхие и аварийные).

Таким образом, поскольку потребители тепловой энергии - МУП «Ж.», ООО «П.», ООО УК «Г.», ООО УК «Ж.», ООО УК «В.», ООО ЖЭК «К.», ООО ЖЭК «О.» имели отрицательные акты проверки готовности обслуживаемых ими объектов МКД к отопительному периоду 2019/2020 годов, а наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплоснабжающих организаций, всех теплосетевых организаций, к работе в отопительный период является обязательным при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду, то принятое административным ответчиком решение - акт № 329/6129/2019 от 2 декабря 2019 г. о неготовности муниципального образования г. Братска к отопительному периоду 2019-2020 годов действующему законодательству не противоречит.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом анализа и оценки суда первой инстанции, были обоснованно отклонены и не ставят под сомнение законность решения Братского городского суда Иркутской области от 13 июля 2020 г.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения не допустил, апелляционная жалоба и дополнение к ней не содержит доводов, предусмотренных статьей 310 КАС Российской Федерации для отмены решения суда, а также иных доводов, указывающих на незаконность решения суда, - оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Братского городского суда Иркутской области от 13 июля 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Н.И. Медведева

Судьи: Е.Г. Бутина

Л.Л. Каракич