ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-715/2017 от 24.03.2017 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Перелыгина И.В. № 33а-715/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 марта 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Бондаревой Н.А.,

судей Простомолотова О.В., Воротникова С.А.,

при секретаре Климашевской Т.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по административному исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выполнить действия

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Томска Виденко М.А. на решение Советского районного суда г. Томска от 28 декабря 2016 года.

Заслушав доклад судьи Простомолотова О.В., объяснения представителя административного истца прокурора Чмиря Н.А., представителя заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Томской области Маткина В.Е., полагавших решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

Томский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Города Томска, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по проведению в границах муниципального образования «Город Томск» лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск» и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организации осуществления в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования «Город Томск», за исключением земель государственного лесного фонда, а также по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования «Город Томск», занятых городскими лесами, возложить на администрацию г.Томска обязанность по проведению в границах муниципального образования «Город Томск» лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств, лесопарков, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск» и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организации осуществления в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования «Город Томск», за исключением земель государственного лесного фонда, а также по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования «Город Томск», занятых городскими лесами.

В обоснование административных исковых требований указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, установлено, что согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте органа кадастрового учета, в границах муниципального образования «Город Томск» расположены лесные насаждения. По информации администрации Города Томска площадь зеленых насаждений составляет 9 756 га. Расположенные в границах муниципального образования «Город Томск» территории, покрытые лесом, учтены в Генеральном плане и правилах землепользования и застройки путем закрепления их в градостроительных зонах Р-1 и Р-2, имеющих особые регламенты использования с ограничениями различных видов хозяйственной деятельности. Кроме того, на озеленённых территориях созданы 70 особо охраняемых природных территорий местного значения, занимающих 3,6 % площади города. В 2016 году на территории муниципального образования «Город Томск» комиссией по сохранению зеленых насаждений и ландшафтов в г.Томске согласована вырубка (снос) 58 440 экземпляров и подрезка 4 809 экземпляров деревьев породы тополь, ива, берёза, клён и другие.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель Томского межрайонного природоохранного прокурора Гуслов Е.А. поддержал административные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, а также в дополнительных письменных пояснениях прокурора, в которых выражено несогласие с пропуском срока на оспаривание бездействия, указано, что сведения о бездействии администрации поступили в прокуратуру Томской области из Департамента лесного хозяйства по СФО 19.09.2016, иск предъявлен 17.11.2016. Дополнительно пояснил, что в августе и сентябре 2000 года Томский лесхоз Томского управления лесами передал администрации Города Томска более семи тысяч гектаров лесного фонда, администрацией Города Томска была начата, но не закончена работа по лесоустройству городских лесов муниципального образования «Город Томск». В настоящее время переданный лесной фонд в установленном порядке не поставлен администрацией на учёт, лесоустройство городских лесов не проведено, что негативно влияет на сохранение и воспроизводство данного природного ресурса.

Представитель ответчика администрации г. Томска Виденко М.А. исковые требования не признала в полном объеме, поддержала доводы письменных отзывов, согласно которым прокурором не представлено доказательств наличия в муниципальной собственности лесных участков, в отношении которых возможно проведение испрашиваемых истцом мероприятий. Более того, в государственном лесном реестре Томской области отсутствует информация о площади и границах городских лесов муниципального образования «Город Томск», а также о передаче земель лесного фонда под организацию городских парков. Таким образом, на территории муниципального образования «Город Томск» отсутствуют зеленые насаждения, отнесенные в установленном порядке Департаментом лесного хозяйства Томской области к защитным, либо иным лесам.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е. полагал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поддержал доводы письменного отзыва по делу, согласно которому администрация города Томска в нарушение требований Решения Думы г.Томска от 27.11.2007 №687, которое содержит указание на то, что в границах города должны быть созданы лесопарки и городские леса, не предпринимает мер к лесоустройству территорий.

Решением Советского районного суда г. Томска от 28.12.2016 суд на основании статей 42, 46, части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 3, части 2 статьи 4, статей 5, 7, 23, 67, 84, 87, 102 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 2 статьи 1, части 1 статьи 39, части 2 статьи 62, статей 175-180, части 1 статьи 219, статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 5 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», пункта 17 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных Решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 удовлетворил административные исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г. Томска частично. Признано незаконным бездействие администрации Города Томска, выразившееся в непринятии мер по проведению в границах муниципального образования «Город Томск» лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск» и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организации осуществления в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования «Город Томск», за исключением земель государственного лесного фонда, а также по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования «Город Томск», занятых городскими лесами, возложил на администрацию г.Томска обязанность по проведению в границах муниципального образования «Город Томск» лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесопарков, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск» и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организации осуществления в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования «Город Томск», за исключением земель государственного лесного фонда, а также по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования «Город Томск», занятых городскими лесами, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Томска Виденко М.А., приводя анализ фактических обстоятельств дела и законодательства, просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований.

Ссылаясь на положения статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Рослесхоза от 11.09.2008 № 249 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ», приказа Росстата от 15.08.2016 № 427 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством», указывает, что в решении суда первой инстанции отсутствуют признаки территорий, позволяющие установить их принадлежность к лесопаркам. В материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что на территории особо охраняемых природных территорий созданы лесопарки. Количество лесопарков, их границы не определены нормативным документом Рослесхоза, в связи с чем отсутствует объект лесоустройства.

Кроме того указывает на то, что административным истцом не представлено доказательств наличия в муниципальной собственности лесных участков, в отношении которых возможно проведение запрашиваемых истцом мероприятий.

Полагает, что закрытый перечень объектов лесоустройства закреплен в пункте 4 Лесоустроительной инструкции, не подлежит расширительному толкованию и не включает в себя городские леса.

Отмечает, что представленный суду проект решения от 20.08.1998 «О порядке использования городских лесов», приказ Департамента недвижимости администрации г. Томска № 1194 «О создании комиссии для подготовки документов по порядку передачи городских лесов», акты на передачу лесов предприятиям, организациям и учреждениям министерств и ведомств, за которыми закреплены леса, проект организации и ведения лесного хозяйства в лесах г. Томска, разработанный ДГУП «Томская лесоустроительная экспедиция» ФГУП «Запсиблеспроект» Министерства природных ресурсов Российской Федерации, результат обследования городских лесов города Томска, выполненный 20.09.2007 сотрудниками кафедры лесного хозяйства и ландшафтного строительства Томского государственного университета и экологического отделения ИМКЭС СО РАН, а также показания свидетеля Д. не являются доказательствами того, что леса, расположенные на территории г. Томска, имеют статус лесопарков или лесных участков в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, представленные документы не свидетельствуют о возникновении объектов, в отношении которых проводится лесоустройство, что также подтверждается письмом Департамента лесного хозяйства Томской области от 13.10.2016 № 74-09-5895, ответом, данным на запрос от 05.12.2016 № 1712, письмом Департамента управления муниципальной собственностью от 23.12.2016 № 16941.

Также сопоставление судом первой инстанции картографического материала с описанием территориальных зон Р-1 и Р-2, утвержденных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», со схемой расположения городских лесов, подготовленной в 2002 году, не дает правового основания утверждать, что на территории города Томска существуют и созданы объекты лесоустройства.

Ссылаясь на положения статей 68, 81, 84 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Лесоустроительной инструкции, обращает внимание, что судом первой инстанции неверно определены полномочия органа местного самоуправления в области лесных отношений, что послужило причиной возложения на администрацию г. Томска обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством. Администрация г. Томска не наделена полномочиями по осуществлению мероприятий по лесоустройству, а вправе лишь утверждать лесохозяйственный регламент в отношении лесопарков и лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. В связи с чем судом незаконно возложена обязанность по проведению лесоустройства, а также по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов и лесопарков.

В возражениях на апелляционную жалобу Томский межрайонный природоохранный прокурор просит оставить решения суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 307, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основными принципами в области лесных отношений, закрепленными п. п. 1 - 5 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, являются: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ), п.2 ст. 3.3 указанного закона (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и которые находятся на территории муниципального образования (городского округа, поселения) осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

На основании ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере лесных отношений определены положениями ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления в сфере лесных отношений наделены полномочиями в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в частности, к ним относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Кроме этого органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 98 Лесного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.

Согласно подп. 11, 25, 26, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; ограничения использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление муниципального лесного контроля.

Статьёй 8 Устава города Томска, принятого решением думы Города Томска № 1475 от 04.05.2010, предусмотрено, что к вопросам местного значения Города Томска относятся осуществление муниципального лесного контроля в границах городского округа, а также утверждение правил использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. В соответствии со ст. 40 Устава города Томска к компетенции администрации Города Томска относится использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, осуществление муниципального лесного контроля в границах городского округа.

Согласно ст. 61 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Лесной кодекс Российской Федерации в статье 23 установил, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. В силу ч.3 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В соответствии с пунктом 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

В силу ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Согласно п. 5 ч. 1 и ч. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами используются для отдыха граждан и туризма. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, согласно паспорту муниципального образования «Город Томск» площадь зеленых насаждений составляет 9 756 га. На территории Города Томска городские леса в установленном законом порядке не оформлены, инвентаризация лесов не проведена.

Согласно ответу Департамента лесного хозяйства Томской области от 13.10.2016 в государственном лесном реестре Томской области отсутствует информация о площади и границах городских лесов, парков муниципального образования «Город Томск». Кроме того, в период с 1996 по 2008 годов часть бывшего Городского лесничества Томского лесхоза (кварталы № 1-50) выведена из состава земель лесного фонда.

В соответствии с оргпроектом решений «О порядке использования городских лесов» совещания от 20.08.1998, утвержденного директором департамента недвижимости администрации Города Томска, комиссионно приняты решения, направленные на принятие на баланс администрации Города Томска 7064 га лесов. 04.09.1998 департаментом недвижимости администрации Города Томска издан приказ №1194 «О создании комиссии для подготовки документов по порядку передачи городских лесов».

Из актов от 31.08.2000 и 04.09.2000 на передачу лесов предприятиям, организациям и учреждениям министерств и ведомств, за которыми закреплены леса: от следует, что Томский лесхоз Томского управления лесами передает, а администрация Города Томска принимает лесной фонд общей площадью 4 877 га, в том числе леса первой группы 4877 га; лесной фонд общей площадью 2 474, 25 га, в том числе леса первой группы 419,35 га, леса второй группы -2054,9 га.

Согласно приложениям к актам администрации передавались леса, входящие в состав Городского, Кудровского, Богашевского, Рыбаловского. Вершининского, Корниловского лесничеств. Из содержания указанных актов следует, что к ним прилагались также являлись материалы лесоустройства, документы на осуществление лесных пользований, техническая документация, книги отвода и приемки земель гослесфонда, книги учета лесных культур, книга рубок ухода за лесом.

То обстоятельство, что согласно ответамв ОГКУ «Томсклес» и департамента недвижимости администрацииГгорода Томска данные документы лесоустройства не сохранились в наличии и суду представлены быть не могут, на обоснованность выводов суда первой инстанции о наличии на территории г. Томска участков леса не влияет, поскольку перечисленные выше доказательства, вопреки доводам апеллянта, с достоверностью позволяют установить наличие в границах муниципального образования городских лесов и лесопарков, под которыми в соответствии с ГОСТ 17.6.1.01-83 «Охрана и защита лесов» понимается благоустроенная лесная территория, предназначенная для отдыха населения. Наличие лесопарков подтверждено материалами Генерального плана и территориального зонирования муниципального образования «Город Томск»

Указанные выводы также согласуются с представленным суду первой инстанции проектом организации и ведения лесного хозяйства в лесах г.Томска, разработанным ДГУП «Томская лесоустроительная экспедиция» ФГУП «Запсиблеспроект» Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Согласно данному проекту общая площадь муниципального образования «Город Томск» составила 25 210 га, из них земли лесного фонда -28%. В разделе «Организация территории. Характер лесоинвентаризационных работ» отмечено, что большинство лесов муниципального образования «Город Томск» входили в состав городских лесов и лесов зеленой зоны г.Томска Томского гослесхоза и были неоднократно пройдены лесоинвентаризациями. Первые лесоустроительные работы проводились в 1933-1935 годах. Последний раз земли, входившие в государственный фонд Томского лесхоза, как и городские леса, были лесоустроены по 1 разряду Томской аэрофотолесоустроительной экспедицией Сибирского государственного лесоустроительного предприятия в 2002 году ДГУП «Томская лесоустроительная экспедиция» ФГУП «Запсиблеспроект» Министерства природных ресурсов Российской Федерации на основании договора от 20.03.2002 между исполнителем услуги и Департаментом недвижимости администрации Города Томска, а также решений первого лесоустроительного совещания от 17.05.2002. Согласно схеме лесов г.Томска, окрашенной по функциональным зонам (страница 56 проекта), отражены все функциональные зоны лесов Города Томска, подавляющее число которых граничит с территориями лесничеств (Томского, Тимирязевского).

Из отчета о состоянии, восстановительном потенциале и стратегии рационального использования городских лесов г.Томска, утвержденного заместителем директора ООО «СибТехПроект» 20.09.2007, также следует что сотрудниками кафедры лесного хозяйства и ландшафтного строительства Томского государственного университета и экологического отделения ИМКЭС СО РАН проведено обследование городских лесов Города Томска, определены объемы, организация и технология рубок ухода, лесовосстановительные работы в городских лесах.

Указанные обстоятельства подтверждены в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции свидетелем Д. и материалами Генерального плана муниципального образования «Город Томск», принятого решением Думы Города Томска № 687 от 27.112007.

С учетом того, что городские леса расположены в границах муниципального образования «Город Томск», а апеллянтом доказательств, подтверждающих их нахождение в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, не представлено, следует вывод о том, что земельные участки, на которых расположены городские леса, являются земельными участкам, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми относится к компетенции городского поселения, поскольку решением Думы г. Томска №687 от 27.11.2007 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск».

Таким образом, доводы ответчика об отсутствии лесных участков (городских лесов) на территории городского округа несостоятельны.

Доводы апеллянта об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности и полномочий по проведению лесоустройства в границах муниципального образования «Город Томск не основаны на законе.

Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Доказательств, принятия администрацией г. Томска мер направленных на выполнение указанных требований закона, ни суду первой ни апелляционной инстанции не представлено.

В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к полномочиям городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Частью 5 статьи 51 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 № 424.

В соответствии с пунктом 12 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, сведения об установленных границах земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с земельным законодательством.

В силу статьи 92 Лесного кодекса РФ, действовавшей до 01.01.2017 государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии подпунктами 12, 13, пункта 2 статьи 7 указанного закона в ГКН вносятся сведения о земельном участке, сведения о лесах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, категория земель, к которой отнесен земельный участок. Аналогичные нормы (действующие с 01.01.2017) содержаться в ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ и ст. 8, 32, 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

В силу требований части 1, части 9 статьи 91 Лесного кодекса РФ органами местного самоуправления в пределах их полномочий осуществляется ведение государственного лесного реестра.

Невыполнение обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопреки доводам жалобы, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства, к предусмотренной законом ответственности.

Невыполнение указанных требований лесного законодательства также свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией г. Томска обязанности по владению, пользованию муниципальным имуществом.

Границы земельных участков, лесных участков устанавливаются по результатам геодезических и картографических работ, в ходе которых также определяются местоположение и площади земельных участков, а потому доводы о невозможности удовлетворения исковых требований в связи с отсутствием в собственности ответчика сформированных в соответствии со ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесных участков, по мнению судебной коллегии, несостоятельны.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства, и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 28 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Томска Виденко М.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: