ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7175/2023 от 13.10.2023 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Захарикова Е.Е. Дело № 33а-7175/2023

УИД 76RS0005-01-2023-000397-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Ю. В.,

судей Бодрова Д. М., Сингатулиной И. Г.,

при секретаре Шевяковой И. А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

13 октября 2023 года

административное дело по апелляционной жалобе Администрации Некрасовского муниципального района на решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 11 июля 2023 года по административному делу по административному иску Пятовского Александра Сергеевича к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области об признании незаконным решения об отказе включения земельного участка в границы населенного пункта.

Заслушав доклад судьи Бодрова Д.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пятовский А.С. обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области о признании незаконным постановлений от 07.04.2023 года № 1201-976/2023, № 1201-509/2023 об отказе включения земельного участка с кадастровым в границы населенного пункта <адрес>, возложении обязанности в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить данный земельный участок в границы <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что 12.10.2021 года главой администрации Некрасовского муниципального района было отказано во включении земельного участка с кадастровым в границы населенного пункта <адрес>, так как участок не обеспечен инженерной инфраструктурой и границы населенного пункта не внесены в ЕГРН. Решением Некрасовского районного суда от 01.11.2022 года данный отказ признан незаконным. Судом апелляционной инстанции решение Некрасовского районного суда оставлено без изменения.

07.04.2023 года главой Некрасовского муниципального района Ярославской области о признании незаконным постановлений принято решение № 1201-976/2023, которым отказано во включения земельного участка с кадастровым в границы населенного пункта <адрес>, поскольку границы населенного пункта не внесены в ЕГРН.

Полагает данное решение незаконным, поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что само по себе отсутствие в ЕГРН сведений о границах населенного пункта <адрес> не свидетельствует о невозможности включения земельного участка истца в границы населенного пункта. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены КУМИ администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, администрация сельского поселения Некрасовское Некрасовского района Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, которые в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. КУМИ администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области представлен отзыв на административное исковое заявление, ходатайство рассмотрение дела без участия представителя.

Административный истец Пятовский А.С. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что после принятого судом решения, администрация Некрасовского муниципального района повторно рассмотрев заявление, вынесла отказ по аналогичным основаниям. Одно решение было направлено в суд, другое ему за разными номерами, отказ аналогичный. Просит признать оба отказа незаконными. Ссылка в отзыве на внесение изменений в Земельный кодекс РФ 06.12.2021 не обоснована, поскольку с заявлением он обратился в июле 2021 года. Просит обязать административного ответчика внести принадлежащий ему земельный участок в границы населенного пункта <адрес>.

Административный ответчик – администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области в суд своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела без его участия, представлены возражения, просит в иске отказать.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства с учетом требований ст. 152 КАС РФ.

Решением суда от 11 июля 2023 года признан незаконным отказ главы администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области от 07.04.2023 № Ид.1201-976/2023, № ОГ 1201-509/2023 о включении земельного участка с кадастровым в границы населенного пункта <адрес>.

На администрацию Некрасовского муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Пятовского А. С. о включении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта <адрес>, об изменении вида разрешенного использования.

Об исполнении настоящего решения администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области необходимо направить в суд и административному истцу сообщение в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

С указанным решением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене и направлению дела на новое рассмотрение. Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению норм процессуального права.

В судебном заседании административный истец Пятовский А. С. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Пояснил, что администрация Некрасовского муниципального района не исполняет принятое ранее решение суда.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Судебной коллегией постановлено в соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав административного истца Пятовского А. С., изучив письменные материалы настоящего дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, Пятовский А.С. является собственником земельного участка с кадастровым площадью 13 775 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес>.

23.09.2021 Пятовский А. С. обратился в администрацию Некрасовского муниципального района с заявлением о включении указанного земельного участка в границы населенного пункта <адрес> и изменения вида разрешенного использования земельного участка на «для индивидуального жилищного строительства», в том числе путем внесения изменения в генеральный план поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений.

Письмом от 12.10.2021 № ОГ-12-01-2027/21 администрацией района Пятовскому А.С. отказано во включении земельного участка с кадастровым в границы <адрес> по тому основанию, что нет возможности использовать земельный участок в целях индивидуального жилищного строительства, так как он не обеспечен инженерной инфраструктурой. В ЕГРН отсутствуют сведения о границах населенного пункта <адрес>

Решением Некрасовского районного суда Ярославской области от 01.11.2022 данный отказ был признан незаконным, суд обязал администрацию Некрасовского муниципального района повторно рассмотреть заявление Пятовского А. С. о включении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы <адрес>, об изменении вида разрешенного использования.

Об исполнении настоящего решения администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области направить в суд и административному истцу сообщение в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 10.03.2023 решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 01.11.2022 оставлено без изменения.

При рассмотрении указанного административного дела суды первой и апелляционной инстанций указали о наличии коммуникаций (линии электропередач, газопровод), автодороги в непосредственной близости к земельному участку, принадлежащему Пятовскому А.С. Отсутствие в ЕГРН сведений о границах населенного пункта <адрес> само по себе не свидетельствует о невозможности включения земельного участка административного истца в границы населенного пункта. Из представленного в материалы дела фрагмента публичной кадастровой карты усматривается графическое изображение границ кадастрового квартала, входящего в состав населенного пункта <адрес>, который, в свою очередь, граничит с земельным участком с кадастровым .

Исполняя решение суда о повторном рассмотрении заявления Пятовского А.С., администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области направила в адрес суда и Пятовского А.С. письма от 07.04.2023 № Ид. 12.01-976/2023 и № ОГ 1201-509/2023 аналогичного содержания, которым отказала во включении земельного участка с кадастровым в границы <адрес> по тому основанию, что рассмотрение вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта <адрес> возможно только после внесения сведений о границах населенного пункта в ЕГРН. Указано, что согласно ч.1 ст. 15 Закона о кадастре органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в ЕГРН в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ муниципального образования, границ населенного пункта.

Разрешая заявленный спор и удовлетворяя заявленные требования, районный суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа администрации Некрасовского муниципального района и нарушения отказом прав Пятовского А.С.

При этом суд обоснованно принял во внимание, что обжалуемые решения от 07.04.2023 приняты по основаниям, ранее оспоренным административным истцом в судебном прядке и что административным ответчиком фактически не устранены нарушения прав Пятовского А.С. при повторном рассмотрении его заявления, решения администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области от 07.04.2023 № Ид.1201-976/2023, № ОГ 1201-509/2023 о включении земельного участка с кадастровым в границы населенного пункта <адрес>.

С выводом суда об удовлетворении заявленных административных исковых требований судебная коллегия соглашается, находит его правильным, соответствующим обстоятельствам дела, а также закону.

В силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения Пятовского А.С. в администрацию Некрасовского муниципального района и вынесения оспариваемого отказа) установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана сельского поселения предусмотрен положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, закрытый перечень которых указан в части первой названной статьи, в том числе в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определен перечень и порядок согласования документов, необходимых для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.

В соответствии с частью 4 вышеуказанной статьи орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении (пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ).

В силу части 13 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 данной статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 данной статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 данной статьи.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 данной статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 данной статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 данной статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения (часть 18 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ).

При этом исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если: 1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; 3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 данной статьи (часть 19 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ).

Кроме того, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если: 1) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района; 2) заключение о результатах указанных в части 6 данной статьи публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких публичных слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка (часть 20 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ).

Согласно частям 21 и 22 статьи 4.1 названного Федерального закона отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 данной статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа. Отказ может быть обжалован в суд.

При оценке обжалуемых ответов суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие в ЕГРН сведений о границах населенного пункта <адрес> само по себе не свидетельствует о невозможности включения земельного участка административного истца в границы населенного пункта.

Принимая во внимание изложенное в совокупности при установленных обстоятельствах дела, правомерно признавая незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца отказ главы администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области от 07.04.2023 года № 1201-976/2023, № 1201-509/2023 во включении земельного участка с кадастровым в границы <адрес>, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд законно и обоснованно возложил на администрацию Некрасовского муниципального района обязанность повторно рассмотреть заявление Пятовского А.С.

Кроме того, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о неверном определении судом первой инстанции процессуального статуса Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (в настоящее время переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Ярославской области), поскольку суд, возлагая обязанность на администрацию Некрасовского сельского поселения, исходил из полномочий именно органа местного самоуправления, предусмотренных ч.ч. 5 и 13 ст. 4.1 Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в части решения вопросов установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков, а также о включении земельных участков в границы населенных пунктов.

При этом какая-либо обязанность на орган исполнительной власти субъекта РФ (в рассматриваемом случае Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области) судом возложена не была.

Доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку обстоятельств по делу, иное толкование норм материального права, оснований для которых судебная коллегия не усматривает.

В то же время, судебная коллегия, не изменяя содержание обжалуемого судебного акта, полагает необходимым дополнить его, указав на обязанность администрации Некрасовского муниципального района повторно рассмотреть заявление Пятовского Александра Сергеевича в соответствии с требованиями, установленными частями 5, 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 11 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области – без удовлетворения.

Дополнить абзац второй резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции:

«Обязать администрацию Некрасовского муниципального района повторно рассмотреть заявление Пятовского Александра Сергеевича о включении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта <адрес> об изменении вида разрешенного использования в соответствии с требованиями, установленными частями 5, 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"».

Кассационная жалоба (представление) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи