ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-723/19 от 28.03.2019 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий Моркель А.С.

Дело № 33а-723/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2019 года г.Абакан

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Долгополовой Т.В., Соловьева В.Н.,

при секретаре Вигуль Н.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску прокурора города Абакана к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Абакану о возложении обязанности устранить допущенные нарушения по апелляционным жалобам административного ответчика Управления Министерства внутренних дел России по городу Абакану и заинтересованного лица Министерства внутренних дел по Республике Хакасия на решение Абаканского городского суда от 18 декабря 2018 года, которым частично удовлетворены административные исковые требования.

Заслушав доклад судьи Долгополовой Т.В., объяснения представителя административного ответчика УМВД России по г.Абакану ФИО3, представителя заинтересованного лица МВД по РХ ФИО4, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя административного истца прокурора г.Абакана Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор города Абакана (прокурор - г.Абакана) обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределённого круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Абакану (далее - УМВД России по г.Абакану) об устранении нарушений федерального законодательства, требований противопожарной безопасности, выявленных в ходе прокурорской проверки, просил суд обязать административного ответчика в течении 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу в дежурной части УМВД России по г.Абакану по адресу: <...>, в служебных помещениях для задержанных решётчатые перегородки и решётчатые двери изготовить из листовой стали 60х12 мм, с внутренней стороны обшить прозрачным органическим стеклом, в дверях данных помещений установить форточки с уступом по центру двери на высоте 1,1-1,15 м от пола размером не более 25х22 см, открывающиеся в сторону коридора, наружные стены помещений оборудовать окнами шириной 0,9 м и высотой 0,6 м, низ окна расположить от уровня пола на высоте не менее 1,6 м, внутреннее остекление предусмотреть из армированного стекла, а наружное - из стекла типа «мороз», в оконных проёмах вместо подоконников установить откосы с закругленными углами, установить радиаторы отопления, защищённые кожухами из листового железа или решетками без острых выступов; в помещении, предназначенном для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, проложить электропроводку скрытно под штукатуркой, убрать выступающие трубы; оборудовать помещение средствами прямой телефонной связи; помещение дежурной части УМВД России по г.Абакану (далее - ДЧ УМВД России по г.Абакану) укомплектовать газогенерирующим устройством, топографическими картами соседних регионов, прибором ночного видения, дверью с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах, отделяющую лестничную камеру задержанных от коридора на первом этаже здания, знаками пожарной безопасности, обозначающими пути эвакуации на первом и втором этажах здания; входную дверь в ДЧ УМВД России по г.Абакану обшить с двух сторон деревянными решетками, оборудовать стопором из расчёта прохода не более одного человека, с возможностью полного открывания.

Определением суда от 09.11.2018 (л.д. 66) в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство внутренних дел по Республике Хакасия (далее -МВД по РХ).

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца помощник прокурора Баканин Д.С. настаивал на удовлетворении административных исковых требований в части возложения на административного ответчика обязанности устранить нарушения, указанные в акте контрольной проверки от 18.12.2018.

Представитель административного ответчика УМВД России по г.Абакану по доверенности ФИО3 пояснила, что для того чтобы оборудовать помещение окнами необходимо произвести реконструкцию здания, а для этого потребуется длительное время. Оснастить дежурную часть газогенерирующим устройством в настоящее время невозможно, поскольку лимиты для этого не доведены.

Представитель заинтересованного лица МВД по РХ по доверенности ФИО4 пояснила, что здание УМВД России по г.Абакану старое и не может подвергаться реконструкции.

Суд постановил решение от 18.12.2018 (л.д. 131-135), которым административные исковые требования удовлетворил частично, возложив на УМВД России по г.Абакану обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу в дежурной части УМВД России по г.Абакану по адресу: <...>, служебные помещения для задержанных оборудовать окнами шириной 0,9 м, высотой 0,6 м, низ окна расположить от уровня пола на высоте не менее 1,6 м с внутренним остеклением из армированного стекла, наружное из стекла типа «мороз», с установкой откосов с закругленными углами; помещение дежурной части укомплектовать газогенерирующим устройством. В удовлетворении остальной части административных исковых требований суд отказал.

С решением в части удовлетворения требований не согласны административный ответчик УМВД России по г.Абакану и заинтересованное лицо МВД по РХ, просят его отменить, отказав в удовлетворении административных исковых требований прокурора г.Абакана.

Административный ответчик в апелляционной жалобе указывает, что суд, удовлетворяя требования прокурора, пришёл к выводу о нарушении УМВД России по г.Абакану законодательства о пожарной безопасности, при этом суд руководствовался п.5 Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утверждённых приказом МВД России от 30.04.2012 №38, а также приказом МВД России от 08.10.2012 №920дсп «О техническом обеспечении дежурных частей территориальных органов МВД». Однако данные нормативные акты не содержат правил противопожарной безопасности, в связи с чем заявитель жалобы полагает, что отсутствие окон в помещениях для задержанных и газогенерирующего устройства в дежурной части не может создавать угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц (л.д. 137-138)

В апелляционной жалобе представитель МВД по РХ, цитируя положения статей 218, 227 КАС РФ, указывает, что административным истцом не представлено доказательств того, какие права и свободы неопределённого круга лиц нарушаются отсутствием окон определённого размера в служебном помещении для задержанных дежурной части УМВД России по г.Абакану. По мнению заявителя жалобы, отсутствие газогенерирующего устройства не относится к нарушению федерального законодательства и требований противопожарной безопасности, поскольку приказ МВД России от 08.10.2012 №920дсп «О техническом обеспечении дежурных частей территориальных органов Министерства внутренних дел» является локальным нормативным актом для применения органами внутренних дел. Разработчик данного приказа не определил порядок поставки газогенератора и порядок его закупок, в связи с чем отсутствует целевое финансирование. Вместе с тем, возлагая обязанность на УМВД России по г.Абакану укомплектовать дежурную часть газогенерирующим устройством, суд фактически принял неисполнимое решение. Обращает внимание, что установленного срока для устранения выявленных нарушений недостаточно, поскольку осуществление реконструкции, к которой относится оборудование помещения окнами, возможно только после включения этих работ в федеральную адресную инвестиционную программу, утверждаемую на три года. На сегодняшний день эта программа утверждена на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор г.Абакана, указывая на законность и обоснованность решения суда, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы административного ответчика.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика по доверенности ФИО3, представитель заинтересованного лица МВД по РХ по доверенности ФИО4 поддержали доводы апелляционных жалоб, представитель административного истца прокурора г.Абакана Васильева Е.В. выразила согласие с решением суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Из материалов дела следует, что помощником прокурора г.Абакана ФИО1 с привлечением специалиста-старшего инспектора ОНДПР г.Абакана и Алтайского района УНДПР ГУ МЧС России по РХ ФИО2 в ходе проведения проверочных мероприятий в помещениях дежурной части УМВД России по г.Абакану выявлены нарушения законодательства в области пожарной безопасности (л.д. 19-20).

Также в ходе проведения помощником прокурора г.Абакана ФИО1 проверки требований законодательства в помещениях дежурной части УМВД России по г.Абакану выявлены нарушения Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утверждённых приказом МВД России от 30.04.2012 № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан», а именно в дежурной части УМВД России по г.Абакану по адресу: <...>, в служебных помещениях для задержанных наружные стены помещений не оборудованы окнами (шириной 0,9 м и высотой 0,6 м, низ окна от уровня пола на высоте не менее 1,6 м, внутреннее остекление из армированного стекла, а наружное - из стекла типа «мороз», в оконных проемах вместо подоконников откосы с закруглёнными углами); в нарушение нормы обеспечения оборудованием дежурных частей и материально-техническими средствами, установленной приказом МВД России от 08.10.2012 №920дсп «О техническом обеспечении дежурных частей территориальных органов МВД», ДЧ УМВД России по г.Абакану не укомплектована газогенерирующим устройством (л.д. 22-23).

Административное здание общей площадью 2307,5 кв.м по адресу: <...>, литера А1, принадлежит на праве оперативного управления Управлению Министрства внутренних дел Российской Федерации по городу Абакану, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности прокурора г.Абакана в адрес начальника УМВД России по г.Абакану вынесено представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, требований противопожарной безопасности в помещении дежурной части (л.д. 9-14), в котором нарушения в части отсутствия окон в служебных помещениях для задержанных не указано.

ДД.ММ.ГГГГ начальником УМВД России по г.Абакану в адрес прокуратуры г.Абакана направлено сообщение о рассмотрении представления прокурора (л.д. 9-14).

Поскольку административный ответчик не укомплектовал помещение дежурной части УМВД России по г.Абакану газогенерирующим устройством, а в служебных помещениях для задержанных наружные стены помещений не оборудованы окнами, что нарушает требования законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем создаётся угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, доставляемых в ДЧ УМВД России по г.Абакану, судом на УМВД России по г.Абакану возложена обязанность совершить данные действия в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В связи с тем, что в ходе рассмотрения настоящего дела УМВД России по г.Абакану устранило остальные выявленные нарушения, суд отказал в удовлетворении административного иска в остальной части.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции и доводы апелляционных жалоб в части необоснованности удовлетворения требований прокурора находит заслуживающими внимание в силу нижеследующего.

Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст.2 Федерального закона РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ).

Подзаконные акты, на которые ссылается прокурор в административном иске, обосновывая свои требования, не относятся к вышеназванным нормативным документам.

Так, утверждённое приказом МВД России от 30.04.2012 №389 Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан (далее – Наставление), приложение №2 к которому содержит указание на наличие окна в помещении для задержанных, регулирует вопросы последовательность действий оперативного дежурного после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части (п.1 Наставления).

Приказ МВД России от 08.10.2012 №920дсп «О техническом обеспечении дежурных частей территориальных органов МВД», как указывает прокурор в административном исковом заявлении и установлено при рассмотрении дела, определяет нормы обеспечения оборудованием и материально-техническими средствами дежурных частей.

Нормативные документы, регулирующие нормы противопожарной безопасности, требования к наличию окна в помещении для задержанных и газогенерирующего устройства в дежурной части не предусматривают.

Кроме того, как видно из административного искового заявления (л.д.3-6), прокурор, обращаясь в суд, не указывал данные нарушения как нарушения требований пожарной безопасности, не указаны они и в справке от ДД.ММ.ГГГГ, составленной по факту проведения проверки требований законодательства в области пожарной безопасности специалистом-старшим инспектором ОНДПР г.Абакана и Алтайского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия ФИО2 (л.д.19-20).

Таким образом, суд пришёл к неверному выводу о нарушении УМВД России по г.Абакану требований законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием в дежурной части газогенерирующего устройства и окна в служебном помещении для задержанных.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По настоящему делу прокурор предъявил иск в интересах неопределённого круга лиц при этом просил обязать УМВД России по г.Абакану устранить нарушения противопожарного законодательства.

Поскольку, как указано выше, отсутствие в дежурной части газогенерирующего устройства и окна в помещении для задержанных не нарушает нормы действующего законодательства о пожарной безопасности, прокурор, являясь процессуальным истцом, должен был указать, с целью восстановления какого права неопределённого круга лиц, причём конкретного, а не абстрактного, предъявлен настоящий административный иск, и подтвердить соответствующими доказательствами.

Вместе с тем прокурором данные требования процессуального права не выполнены.

Ссылка прокурора при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции на нарушение прав граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и антитеррористической защищённости не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку законодательство, регулирующее указанные сферы, не предусматривает таких требований.

Так, условия содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», и содержащихся в помещениях дежурной части территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, закреплены в Положении об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённом постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №301, которое требование о наличии окон в служебном помещении для задержанных не содержит.

Требуя укомплектовать дежурную часть УМВД России по г.Абакану газогенерирующим устройством, прокурор ссылается на ненадлежащее техническое обеспечение оборудованием и материально-техническим средствами, нормы которых предусмотрены приказом МВД Российской Федерации от 08.10.2012 №920дсп «О техническом обеспечении дежурных частей территориальных органов МВД».

Вместе с тем в силу ч.3 ст.48 вышеназванного Федерального закона «О полиции» обеспечение полиции оружием, боеприпасами, специальными средствами, продовольствием и обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляются по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в настоящее время газовые генераторы в Перечень видов огнестрельного оружия, патронов к нему, боеприпасов и специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №737-р, не входят.

Укомплектование полиции специальными средствами, не состоящими на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, прокурор не обосновал, действующее законодательство таких положений не содержит.

Кроме того, приказ МВД Российской Федерации от 08.10.2012 №920дсп «О техническом обеспечении дежурных частей территориальных органов МВД» является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и имеет меньшую юридическую силу по сравнению с актами Правительства РФ.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании административного ответчика укомплектовать дежурную часть УМВД России по г.Абакану газогенерирующим устройством и установить в служебных помещениях для задержанных окно указанных параметров судебная коллегия не находит, в связи с чем обжалуемое решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении требований.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.309, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Абаканского городского суда от 18 декабря 2018 года по настоящему делу отменить в части возложения на Управление Министерства внутренних дел России по городу Абакану обязанности совершить определённые действия, в указанной части принять новое решение.

Отказать прокурору города Абакана в удовлетворении административных исковых требований об обязании Управление Министерства внутренних дел России по городу Абакану оборудовать служебные помещения для задержанных в дежурной части УМВД России по г.Абакану по адресу <...>, окнами шириной 0,9 м, высотой 0,6 м, низ окна расположить от уровня пола на высоте не менее 1,6 м с внутренним остеклением из армированного стекла, наружное из стекла типа «мороз», с установкой откосов с закругленными углами, и об обязании укомплектовать помещение дежурной части газогенерирующим устройством.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

О.А. Страхова

Судьи

Т.В. Д. Соловьев