АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2021 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Симоновича В.Г.,
судей Волкова А.Е., Назарука М.В.,
при секретаре Кулькиной И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевченко (ФИО)11 к Муниципальному казенному учреждению Дума города Пыть-Яха (далее также – Дума) о признании недействующим с момента принятия решения Думы о досрочном прекращении полномочий,
по апелляционным жалобам Шевченко О.В., Думы на решение Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.03.2021 года, которым постановлено:
признать недействующим с момента принятия решение Думы от 12.02.2021 года № 367 о досрочном прекращении полномочий депутата Думы шестого созыва Шевченко О.В.
Возложить на Думу обязанность опубликовать настоящее решение в печатном средстве массовой информации «Официальный вестник» в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения административного истца Шевченко О.В. и его представителя Родненко О.И., представителя административного ответчика Клочко Л.В., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Шевченко О.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, согласно которому просил признать недействующим решение Думы от 12.02.2021 года № 367 о досрочном прекращении его полномочий депутата Думы. В обоснование указано, что оспариваемое решение Думы принято с нарушением установленного порядка принятия таких решений, голосованием 11-ти депутатов, вопреки требованиям Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», письма Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятых Думой актов.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе, ошибочно поименованной частной, административный истец Шевченко О.В. выражает несогласие с решением суда в части необращения его к немедленному исполнению. Полагает, в этом случае нарушаются не только его права и законные интересы, но и публичные интересы, поскольку председатель Думы является руководителем юридического лица, образованного для осуществления управленческих функций.
В апелляционной жалобе административный ответчик Дума просит решение суда отменить как незаконное и принять новое решения об отказе в удовлетворении иска. Полагает, непредставление депутатом представительного органа муниципального образования сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата. 23.10.2020 года в адрес Думы поступило письмо Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о применении в отношении истца мер ответственности, предусмотренных законодательством. 05.11.2020 года депутатами принято решение рассмотреть вышеуказанное обращение на заседании постоянной депутатской комиссии. 12.02.2021 года на внеочередном заседании Думы при наличии кворума принято оспариваемое решение, указанное решение вступило в силу с момента его принятия. Этим же решением председателем Думы избрана (ФИО)5, которая имела необходимые для подписания оспариваемого решения полномочия.
В силу ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (п.1 ст.1).
Для целей указанного Федерального закона используются следующие основные термины и понятия: депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения; депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования (ст.2).
Согласно положениям ст.ст.34, 35 указанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляет, в т.ч., представительный орган муниципального образования, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, а также иные вопросы организации и деятельности указанного органа определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно положениям ст.40 указанного Федерального закона депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (ч.1). Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (ч.3). Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат. Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц (ч.5). Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч.7.1). Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.7.2). При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (ч.7.3). К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий (ч.7.3-1). Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (п.10 ч.10). Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (ч.10.1). Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления (ч.11).
Согласно положениям ст.44 указанного Федерального закона Уставом муниципального образования должны определяться, в частности, срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов.
В соответствии с положениям ст.12.1. вышеуказанного Федерального закона «О противодействии коррупции», если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1 ст.13.1 данного Федерального закона лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии со ст.ст.5, 18 Устава города Пыть-Яха (принят Решением Думы города Пыть-Яха 25 июня 2005 года № 516) в структуру органов местного самоуправления города Пыть-Яха входит представительный орган муниципального образования - Дума города Пыть-Яха, которая состоит из 21 депутата, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Заседание представительного органа муниципального образования считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Думы города, а также иные вопросы, связанные с организацией деятельности Думы города, определяется решением Думы города. Дума города Пыть-Яха обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций.
Согласно ст.21 Устава города Пыть-Яха депутат Думы города избирается на муниципальных выборах, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п.1). Срок полномочий депутата Думы города пять лет (п.2). Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Думы города нового созыва (п.3). Депутаты Думы города осуществляют свои полномочия на непостоянной основе (п.4). Депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.7). К депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены меры ответственности, установленные частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.8).
Согласно ст.22 Устава города Пыть-Яха полномочия депутата Думы города прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в иных случаях в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами (п.п.11 п.1, п.2). Решение Думы города о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Думы города - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в Думу города данного заявления (п.3).
Согласно ст.23 Устава города Пыть-Яха организацию деятельности Думы города осуществляет председатель Думы города, избираемый Думой города из своего состава. Председатель Думы города осуществляет свои полномочия на непостоянной основе (п.1). Председатель Думы города избирается на срок полномочий Думы город (п.4). Полномочия председателя Думы города прекращаются досрочно в случае: досрочного прекращения депутатских полномочий в соответствии со статьей 22 настоящего Устава (п.п.2 п.8); принятия Думой города решения о досрочном прекращении полномочий председателя Думы города в связи с утратой доверия депутатов Думы города, если за досрочное прекращение полномочий проголосовало не менее 14 депутатов Думы города (п.п.3 п.8).
Как установлено судом и никем не оспаривалось, Шевченко О.В. избран депутатом Думы города Пыть-Яха шестого созыва по избирательному округу № 4 на срок 5 лет (полномочия депутата признаны решением Думы от 27.09.2016 года № 1), а также избран председателем Думы шестого созыва на срок ее полномочий (решение Думы от 28.10.2016 года № 14).
Решением Думы города Пыть-Яха от 12.02.2021 года № 367 постановлено прекратить досрочно полномочия депутата Думы города Пыть-Яха шестого созыва Шевченко О.В. с момента принятия решения (п.1). Считать досрочно прекращенными полномочия председателя Думы города Пыть-Яха шестого созыва Шевченко О.В. в соответствии с п.п.2 п.8 ст.23 Устава г.Пыть-Яха (п.2). Решение обосновано рассмотрением обращения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.10.2020 года (номер).
Оспаривая законность указанного Решения Думы города Пыть-Яха, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - правовое государство (ч.1 ст.1).
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).
В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление (ст.12), права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17).
По смыслу приведенных выше правовых норм, а также неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации (в частности, постановления от 4 февраля 2019 года № 8-П, от 21 марта 2013 года № 6-П, от 27 декабря 2012 года № 34-П, от 11 мая 2011 года № 5-П, от 19 марта 2003 года № 3-П, определения от 26 февраля 2021 года № 310-О, от 26 января 2017 года № 104-О) и следует из последовательной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (в частности, определения от 8 ноября 2021 года № 301-ЭС21-20078, от 11 сентября 2019 года № 51-КА19-10) досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности. При этом в силу общеправового принципа справедливости (закрепленного на отраслевом уровне, в т.ч., в ст.4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ч.1 ст.50 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст.6 Уголовного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.108 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.5 ст.4.1 КоАП РФ) недопустимо неоднократное привлечение к ответственности за одно и то же деяние. Повторное привлечение лица к одному и тому же виду правовой ответственности за одно и то же деяние было бы - вопреки конституционным требованиям правовой безопасности, правовой определенности и стабильности - ответственностью без правонарушения, что неприемлемо в правовом государстве, вступало бы в противоречие как с конституционным запретом повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние, так и с конституционными принципами обоснованности и соразмерности (пропорциональности) ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Согласно положениям «Порядка освобождения от должности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления города Пыть-Яха, в связи с утратой доверия» (приложение к Решению Думы города Пыть-Яха от 22.03.2016 года № 401) лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных ч.3 ст.7.1, ст.13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (п.2). Решение об освобождении от должности в связи с утратой доверия принимается Думой города Пыть-Яха на основании обращения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность в порядке, установленном статьями 40 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.3). Решение об освобождении от должности лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия считается принятым в случае, если за него проголосовало не менее двух третьих от установленной численности депутатов Думы города Пыть-Яха. Указанное решение принимается тайным голосованием (п.4). При рассмотрении вопроса об освобождении от должности в связи с утратой доверия учитываются характер совершенного лицом, замещающим муниципальную должность, коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение лицом, замещающим муниципальную должность, других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения лицом, замещающим муниципальную должность, своих обязанностей (п.5). Решение Думы города Пыть-Яха о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Думы города Пыть-Яха - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (п.6).
Как следует из материалов дела, по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проведенной в соответствии с положениями ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в Думу г.Пыть-Яха поступило обращение о применении в отношении истца мер ответственности. Конкретный вид подлежащих применению мер ответственности в таком обращении указан не был.
Так, 29.10.2020 года в Думу города Пыть-Яха поступило обращение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.10.2020 года (номер) о применении в отношении Шевченко О.В. мер ответственности, предусмотренных законодательством. Обращение обосновано установленным по итогам проверки, проведенной на основании Распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.08.2020 года (номер), фактом предоставления Шевченко О.В. неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года (в части отсутствия информации о доходе его супруги (ФИО)12 полученном за участие в подготовке и проведении выборов, в размере <данные изъяты> рублей).
Как подтверждается протоколом заседания Постоянной депутатской комиссии по местному самоуправлению, регламенту, депутатской этике и связям с общественностью Думы города Пыть-Яха шестого созыва от 05.11.2020 года № 16, на данном заседании было рассмотрено вышеуказанное обращение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.10.2020 года (номер), по итогам рассмотрения принято решение вынести на ближайшее внеочередное заседание Думы проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Шевченко О.В. в связи с утратой доверия.
Как подтверждается протоколом внеочередного заседания Думы города Пытья-Яха от 13.11.2020 года № 62 и никем не оспаривалось, указанный вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Шевченко О.В., в связи с изложенными в обращении Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.10.2020 года (номер) сведениями, был вынесен на голосование депутатов и разрешен Думой по существу. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата не было принято, в связи с недостаточностью голосов за принятие такого решения (менее двух третьих от установленной численности депутатов Думы).
В письме от 13.11.2020 года (номер) (на исх. от 23.10.2020 года (номер)) Дума города Пыть-Яха также уведомила Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о том, что заявление о применении в отношении председателя Думы Шевченко О.В. мер ответственности, предусмотренных законодательством, было рассмотрено 13.11.2020 года на внеочередном заседании Думы № 62, в связи с чем Думой был рассмотрен проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Шевченко О.В., однако такое решение не принято.
Как признано представителем административного ответчика в суде апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, указанное решение от (дата)(номер) было принято полномочным составом Думы, в установленном порядке не было отменено или признано незаконным. Таким образом, вопрос о применении к истцу меры конституционно-правовой ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата по вышеуказанному основанию был разрешен по существу.
Как подтверждается материалами дела, в т.ч. протоколом внеочередного заседания Думы от 12.02.2021 года № 66, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Шевченко О.В., в связи с теми же сведениями, изложенными в вышеуказанном обращении Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.10.2020 года (номер), и на основании того же проекта решения, представленного Постоянной депутатской комиссией, был повторно рассмотрен на заседании Думы 12.02.2021 года, по итогам рассмотрения которого было принято оспариваемого решение. В соответствии с положениями Регламента Думы и письменным заявлением на имя председателя Думы, один из депутатов доверил право распорядиться своим голосом при голосовании другому депутату Думы.
Несмотря на запрос суда апелляционной инстанции, в соответствии с указанием вышестоящего суда, изложенным в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по данному делу от 31.08.2021 года, административный ответчик не представил доказательства наличия самостоятельных оснований для повторного рассмотрения 12.02.2021 года вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Шевченко О.В.
Наоборот, в суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика признала, и подтверждается материалами дела, что на заседании 12.02.2021 года Думой было повторно рассмотрено уже рассмотренное Думой 13.11.2020 года нарушение истца - предоставление неполных сведений о доходе супруги, полученном в 2016 году за участие в подготовке и проведении выборов. Новые обстоятельства данного нарушения либо иные нарушения истца 12.02.2021 года Думой не рассматривались.
Таким образом, в нарушение приведенных выше правовых норм и правовых позиций высших судебных органов, оспариваемым решением повторно разрешен вопрос о привлечении истца к ответственности за одно и то же деяние, что недопустимо.
Кроме того, как следует из материалов дела, вывод о совершении истцом вышеуказанного нарушения, явившегося основанием для принятия оспариваемого решения, сделан ответчиком лишь на основании сведений, изложенных в обращении Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.10.2020 года (номер) о результатах проведенной на основании Распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.08.2020 года (номер) проверки в отношении Шевченко О.В. за 2016 год.
Какие-либо доказательства наличия факта нарушения и его обстоятельств при принятии оспариваемого нарушения Думой не исследовались, и суду представлены не были. Оценка обстоятельств совершения истцом такого нарушения, в т.ч. существенности и заведомости представления неполных сведений, ответчиком не производилась.
При этом материалами дела подтверждается и никем не оспаривалось, что Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2021 года по административному делу по административному иску Шевченко О.В. об оспаривании решения о проведении проверки и результатов данной проверки было постановлено: признать незаконным решение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.08.2020 года (номер) в той мере, в какой Департаменту государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поручено проведение проверки соответствующих сведений за период 2016 года, а также результаты указанной проверки, изложенные в письме Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.10.2020 года (номер), в части выводов, сделанных по результатам проверки данных сведений за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает возможным согласиться с правильностью по существу выводов суда первой инстанции о незаконности оспариваемого Решения Думы, нарушающего права, свободы и законные интересы административного истца. Ошибочность иных выводов суда первой инстанции в отношении соблюдения сроков и порядка издания оспариваемого решения, нарушения избирательных прав истца основанием для отмены решения суда не является, поскольку по существу суд пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения.
Нарушение судом императивных требований ст.188 КАС РФ не установлено.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает возможным признать решение суда не подлежащим отмене или изменению, а доводы апелляционных жалоб сторон, не опровергающие правильность выводов суда по существу спора, подлежащими отклонению.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.03.2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий Симонович В.Г.
Судьи коллегии: Волков А.Е.
Назарук М.В.