ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7251/19 от 10.04.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

№ 33а-7251/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 10 апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Осетровой З.Х.,

судей Гаиткуловой Ф.С. и Милютина В.Н.,

при секретаре Ямалиевой В.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 5 декабря 2018 года.

Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. В обоснование исковых требований указала, что истица является жителем дома, расположенного по адресу: адрес Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ..., площадью 233 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов. Собственниками многоквартирного дом было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу и принято решения о формировании земельного участка. Письмом от 13 апреля 2018 года за №... от УЗИО АГО г. Уфа получен отказ по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: адрес, по мотиву того, что земельный участок расположен в границах квартала, где расположены многоквартирные жилые дома. Исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельного участка в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. На соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям действующего законодательства.

Истица просила признать незаконным отказ ответчика, возложить на него обязанность утвердить схему расположения земельного участка для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: адрес, на кадастровом плане территории, расположенной на землях населённого пункта.

Решением Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 5 декабря 2018 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что суду представлены протоколы и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, все необходимые документы. Не соответствует требованиям законодательства и нарушает права собственников помещений многоквартирного дома выводы суда о том, что образование земельного участка должно осуществляться на основе проекта межевания территории. При подготовке проекта межевания территории должны учитываться границы ранее сформированных участков. Земельный участок, расположенный по адресу: адрес поставлен на кадастровый учет 12 июля 2007 года, в силу закона является общей долевой собственностью собственников помещений МКД.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО2, представителя ООО «МОЛЛ» ФИО3, возражавших удовлетворению жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 6 ст. 15 КАС РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 59 - 62, 84 КАС РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Оспариваемое решение указанным требованиям не соответствует.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд исходил из того, что к протоколу общего собрания не приложены сообщение о проведении общего собрания собственников помещения; реестр вручения собственникам помещений извещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, список регистрации собственников помещений, присутствовавших на собрании, образование земельного участка должно осуществляться на основе проекта межевания территории, на сегодняшний день проект межевания на испрашиваемый земельный участок отсутствует.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.

На основании части 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Как следует из протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес, проведённого в форме очно-заочного голосования с 03 июля 2018 года по 10 июля 2018 года, ФИО1, являющаяся собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру адрес, избрана председателем собрания, по второму вопросу решено сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: адрес, и придомовую территорию к указанному дому для чего провести кадастровые работы по межеванию земельного участка и иные мероприятия, необходимые для формирования земельного участка.

16 марта 2018 года ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <...>, для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <...>.

13 апреля 2018 года за №... Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило заявителю, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах квартала, где расположены многоквартирные жилые дома. Согласно п.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ требуется утверждённый проект межевания территории для образования земельного участка в границах планировочной структуры.

Решением межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о согласовании благоустройства прилегающей территории от 07 июня 2017 года №... предоставлено согласие на осуществление работ по благоустройству прилегающей территории, при условии проведения общественных слушаний по согласованию благоустройства прилегающей дворовой территории с собственниками жилого дома адрес в соответствии с представленным проектом комплексного благоустройства территории по адресу: адрес.

Сообщением Главного управления Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №... от 12 сентября 2018 года подтверждается, что на сегодняшний день проект межевания на запрашиваемую территорию отсутствует.

На основании Постановления №... от 30 августа 2017 года Администрации городского округа город Уфа РБ «О разработке проекта планировки и проекта межевания квартала, ограниченного улицами адрес» ООО «МОЛЛ» разрешена разработка проекта планировки и межевания. В настоящее время проект не разработан.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).

Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

В данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).

На основании части 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).

Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 ГрК РФ).

Учитывая, что именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о соответствии требованиям закона оспариваемого отказа административного ответчика.

Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права, что в соответствии с ч.2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких данных решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, признав незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженного в письме от 13 апреля 2018 года №....

Принимая во внимание, что отказ административного ответчика мотивирован положениями п.3 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления, судебная коллегия на основании п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ полагает необходимым возложить на Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обязанность повторно рассмотреть обращение ФИО1 вх.№... от 16 марта 2018 года, отказав в остальной части в удовлетворении требований истца.

Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 декабря 2018 года отменить. Принять по делу новое решение.

Исковое заявление ФИО1 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в письме от 13 апреля 2018 года №...

Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа устранить допущенные нарушения, повторно рассмотрев заявление ФИО1 от 16 марта 2018 года вх.№...

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Председательствующий З.Х. Осетрова

Судьи: Ф.С. Гаиткулова

В.Н. Милютин