Судья Оляхинова Г.З. дело № 33а-726/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Элиста 13 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе
председательствующего - Лиджеевой Л.Л.,
судей - Сангаджиевой Б.Т. и Говорова С.И.,
при секретаре - Корниенко Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Грандис» к Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия об оспаривании распоряжения по апелляционной жалобе генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Грандис» ФИО1 на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия № 8 от 13 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителей административного истца ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО4, судебная коллегия
установила:
Общество с ограниченной ответственностью «Грандис» (далее – ООО «Грандис») обратилось в суд с указанным административным иском, мотивировав следующим. На основании распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия от 29 июня 2020 г. проведена проверка в отношении ООО «Грандис». Основанием для проведения плановой проверки явился приказ Федеральной службы по труду и занятости № * от 7 февраля 2020 г., изданный во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 27 декабря 2019 г. № *. Между тем, в соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 1 апреля 2020 года. В силу пункта 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020), если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 27 декабря 2019 г. № *, приказ Федеральной службы по труду и занятости № * от 7 февраля 2020 г. изданы до принятия Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ. Ввиду того, что Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ и постановление Правительства РФ № 438 от 3 апреля 2020 г. имеют большую юридическую силу, распоряжение Гострудинспекции в Республике Калмыкия от 29 июня 2020 г. является незаконным. Просили признать незаконным распоряжение Гострудинспекции в РК от 29 июня 2020 г., возложить на Гострудинспекцию в РК обязанность исключить Общество из плана проверок на 2020 г.
В судебном заседании представитель Общества – ФИО3 административный иск поддержала, пояснив, что в соответствии с приказом Федеральной службы по труду и занятости № * от 11 июня 2020 г. проведение внеплановой проверки в отношении Общества перенесено с марта на июнь, между тем распоряжением Гострудинспекции в РК от 29 июня 2020 г. срок проверки установлен со 2 июля 2020 г. по 29 июля 2020 г., вследствие чего проводимая Гострудинспекцией в РК проверка является незаконной. Поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 27 декабря 2019 г. № *, приказ Федеральной службы по труду и занятости № * от 7 февраля 2020 г. распространяют свое действие, в том числе, и на юридические лица, которые не относятся к субъектам малого и среднего бизнеса.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 13 августа 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Грандис» к Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия о признании незаконным распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия от 29 июня 2020 г., возложении обязанности на Государственную инспекцию труда в Республике Калмыкия исключить Общество с ограниченной ответственностью «Грандис» из плана проверок на 2020 год.
В апелляционной жалобе генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Грандис» ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в административном исковом заявлении. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неверно применены нормы материального права. По мнению автора жалобы, проводимая Государственной инспекцией труда в Республике Калмыкия проверка носит незаконный характер, поскольку приказом Федеральной службы по труду и занятости от 11 июня 2020 г. № * проведение внеплановой проверки в отношении Общества перенесено с марта на июнь, между тем, распоряжением Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия от 29 июня 2020 г. период проверки установлен со 2-го по 29 июля 2020 г, что не соответствует временному периоду, установленному приказом от 11 июня 2020 г. Считает, что оспариваемое распоряжение о проведении проверки нарушает права Общества, поскольку в условиях неблагоприятной ситуации по COVID-19 в г. Элисте возлагает обязанности по сбору и представлению документов в Государственную инспекцию труда в Республике Калмыкия, присутствовать при проведении проверки, давать объяснения, влечет необоснованное административное вмешательство в предпринимательскую деятельность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение вынесено во исполнение приказа руководителя Федеральной службы по труду и занятости о проведении внеплановых проверок соблюдения обязательных требований трудового законодательства в отношении работодателей, осуществляющих деятельность в сфере строительства, с учетом соблюдения конституционного принципа разделения властей суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на государственный орган об исключении юридического лица из плана проверок на 2020 год.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Статья 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определяет государственный контроль (надзор) как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее также - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Положениями п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Аналогичные основания проведения внеплановой проверки указаны и в пп. «в» п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Грандис» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие, основным видом деятельности является строительство жилых и нежилых зданий.
Согласно поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 27 декабря 2019 г. № * руководителю Федеральной службы по труду и занятости поручено в срок до 1 июня 2020 г. провести внеплановые проверки соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда и надлежащего оформления с работниками трудовых договоров или заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 руководителем Федеральной службы по труду и занятости 7 февраля 2020 г. издан приказ № *, которым утвержден график внеплановых выездных проверок работодателей, осуществляющих деятельность в сфере строительства, согласно приложению № 1. Внеплановые выездные проверки поручено провести в период с 10 февраля по 20 мая 2020 г.
Согласно приложению № 1 к приказу ООО «Грандис» указано среди юридических лиц, подлежащих проверке в марте 2020 г., под № *.
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусмотренного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, в период введения мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, направленных на обеспечение безопасности труда и защиты здоровья работающих граждан, Правительством Российской Федерации установлен особый порядок проведения в 2020 году проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", включая особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 3.1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, в том числе в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок и иных мероприятий по контролю, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения проверок с органами прокуратуры, оснований завершения (отмены) проверок, приостановления проведения проверок, возможностей проведения мероприятий по контролю с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудиосвязи или видеосвязи, проверок при осуществлении лицензионного контроля, предусмотренного Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Во исполнение требований федерального законодателя Правительством Российской Федерации 03.04.2020 г. принято Постановление N 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно установленному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 перечню оснований для проведения внеплановых проверок в отношении субъектов среднего и малого предпринимательства, включенных в единый реестр субъектов среднего и малого предпринимательства, в качестве одного из оснований проведения проверок в подпункте «в» пункта 1 указана возможность проведения внеплановых проверок на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Ввиду продления срока исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 27 декабря 2019 г. № * до 31 декабря 2020 года руководителем Федеральной службы по труду и занятости 11 июня 2020 года издан приказ № * о внесении изменений в приложение № 1 к приказу от 7 февраля 2020 г. № *. В соответствии с подп. 1.2 названного приказа срок проверок, установленных на март месяц, перенесён на июнь. Поручено возобновить проведение внеплановых выездных проверок соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда и надлежащего оформления с работниками трудовых договоров или заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, приостановленных в марте 2020 года.
Распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО6 от 29 июня 2020 г. № * предписано провести в период со 2 по 29 июля 2020 г. внеплановую проверку в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Грандис». Согласно п. 6 распоряжения проверка проводится с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Поскольку, как видно из материалов дела, срок исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 27 декабря 2019 г. № * был продлен до 31 декабря 2020 года, вследствие действия приказа руководителя Федеральной службы по труду и занятости от 7 февраля 2020 г. (с изменениями, внесенными приказом от 11 июня 2020 г.) о проведении внеплановых проверок соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда, к которым согласно приложению № 1 к приказу отнесено и Общество с ограниченной ответственностью «Грандис», данное юридическое лицо входило в перечень субъектов, в отношении которых надлежало провести внеплановую проверку в целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о противоречии действующему законодательству оспариваемого распоряжения о проведении внеплановой проверки.
Доводы жалобы о несоответствии периода фактического проведения проверки (с 2 по 29 июля 2020 года) периоду, определенному приказом руководителя Федеральной службы по труду и занятости от 11 июня 2020 г., не влечет отмену обжалуемого судебного акта, поскольку оспариваемое распоряжение об организации проверки (от 29 июня 2020 года) вынесено в пределах предусмотренного срока.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 в случае проведения проверок на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям допускается возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки.
Данных, свидетельствующих о том, что оспариваемое распоряжение создает реальные препятствия функционированию Общества, в том числе в условиях сложившейся в г. Элисте ситуации по COVID-19, материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия не нарушает права и интересы Общества с ограниченной ответственностью «Грандис», основан на положениях действующего законодательства, фактических обстоятельствах дела и представленных доказательствах.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом по делу не допущено. Оспариваемый судебный акт является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ,
о п р е д е л и л а :
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия № * от 13 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Грандис» ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар).
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Б.Т. Сангаджиева
С.И. Говоров