ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-727/19 от 20.02.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Апелляционное дело № 33а-727/2019 Судья: Борисов В.В.АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 февраля 2019 года гор. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., с участием прокурора Овчинниковой Н.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Краснова Игоря Владимировича и Федорова Даниила Александровича к Собранию депутатов города Алатыря Чувашской Республики о признании недействительным решения Собрания депутатов города Алатыря Чувашской Республики от 16 августа 2018 года № 56/13-6 «Об отмене решения Собрания депутатов города Алатыря Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года № 61/24-6 «О составе Общественного совета города Алатыря», поступившее по апелляционной жалобе административных истцов Краснова И.В. и Федорова Д.А. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 30 октября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., заключение прокурора Овчинниковой Н.А о законности судебного решения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Краснов И.В. и Федоров Д.А. с учетом уточнений от 17 сентября 2018 года и дополнений от 2 октября 2018 года обратились с административным иском к Собранию депутатов г. Алатырь Чувашской Республики о признании недействительным решения Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики от 16 августа 2018 года № 56/13-6 «Об отмене решения Собрания депутатов города Алатыря Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года № 61/24-6 «О составе Общественного совета города Алатыря».

Определением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 17 сентября 2018 года административные дела по административному иску Краснова И.В. к Собранию депутатов г. Алатырь Чувашской Республики о признании недействительным решения Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики от 16 августа № 56/13-6 и по административному иску Федорова Д.А. к Собранию депутатов г. Алатырь Чувашской Республики о признании недействительным решения Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики от 16 августа № 56/13-6 объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В обоснование административных исковых заявлений Краснов И.В. и Федоров Д.А. указывают, что решением Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики № 61/24-6 от 27 декабря 2017 года был утвержден состав Общественного совета г. Алатырь Чувашской Республики. Согласно указанному решению представительного органа городского самоуправления в состав Общественного совета были включены кандидатуры Краснова И.В. и Федорова Д.А. В силу положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 3 Устава г. Алатырь Чувашской Республики Собранием депутатов г. Алатырь Чувашской Республики 16 августа 2018 года было принято решение № 56/31-6 «Об отмене решения Собрания депутатов города Алатыря от 27 декабря 2017 года № 61/24-6», которым утверждался состав Общественного совета г. Алатырь Чувашской Республики. Полагают, что из текста указанного решения не усматривается, что представительный орган городского самоуправления указал повод к рассмотрению вопроса об отмене ранее принятого решения об утверждении состава Общественного совета г. Алатырь Чувашской Республики, а также привел обоснования необходимости отмены указанного решения. Кроме того, Собранием депутатов г. Алатырь Чувашской Республики не указаны основания, которые бы свидетельствовали о нарушениях требований действующего законодательства, допущенных представительным органом городского самоуправления при принятии решения о формировании состава Общественного совета.

Решением от 29 ноября 2017 года № 56/22-6 Собранием депутатов г. Алатырь Чувашской Республики принято Положение об Общественном совете г. Алатырь Чувашской Республики (далее – Положение), согласно п. 4.1 которого Общественный совет формируется, в том числе, из представителей общественных объединений. Считают, что как на момент принятия административным ответчиком своего решения о формировании Общественного совета г. Алатырь, так и на момент принятия Собранием депутатов оспариваемого решения к указанным в п. 4.3 Положения, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18 февраля 2011 года № 6 «Об общественной палате Чувашской Республики» лицам они не относились и относятся.

В представленном Собранием депутатов г. Алатырь Чувашской Республики протоколе внеочередного заседания Собрания депутатов города Алатыря шестого созыва № 31 от 16 августа 2018 года, в повестке дня которого стоял вопрос об отмене решения Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года № 61/24-6 «О составе Общественного совета города Алатыря» и принятом оспариваемом решении, не отражено количество голосов депутатов за принятие такого решения.

Административные истцы указывают, что во внесенном Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики протесте на решение Собрания депутатов города Алатыря от 27 декабря 2017 года № 61/24-6 предложено отменить решение о формировании Общественного совета г. Алатырь со ссылкой на Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», которым не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты политические партии, а также на положения ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», устанавливающие запрет определенным категориям лиц на вхождение в состав Общественного совета и не содержащие указание на органы местного самоуправления, вследствие чего полагают, что применение данной нормы к Общественному совету г. Алатырь недопустимо.

Также запрет на допуск политических партий к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты, установленный в п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об общественной палате Российской Федерации», не может распространяться на правоотношения по формированию Общественного совета г. Алатырь, поскольку в самом законе отсутствует специальная норма, которая бы распространяла такой порядок формирования общественной палаты на муниципальный Общественный совет. Отмечают, что в самом Положении запретов на выдвижение кандидатов в Общественный совет политическими партиями не имеется; административным ответчиком неправомерно отменено решение «О составе Общественного совета города Алатыря» в полном составе; для участия в заседании Собрания депутатов по вопросу отмены решения о формировании Общественного совета г. Алатырь административный ответчик административных истцов не приглашал, не извещал, с поступившим в представительный орган городского самоуправления протестом прокурора не ознакомил; информация о рассматриваемом вопросе не была размещена на сайте органа самоуправления.

Полагают, что принятие представительным органом г. Алатырь Чувашской Республики оспариваемого решения затрагивает их права как лиц, имевших статус члена Общественного совета г. Алатырь Чувашской Республики, поскольку отмена решения «О составе Общественного совета города Алатыря» полностью исключает возможность осуществления их прав и полномочий как членов Общественного совета.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Краснов И.В. и Федоров Д.А. просили решение Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики от 16 августа 2018 года № 56/13-6 «Об отмене решения Собрания депутатов города Алатыря Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года № 61/24-6 «О составе Общественного совета города Алатыря» признать недействительным.

В заседании суда первой инстанции административный истец Краснов И.В. заявленные исковые требования с учетом уточнений и дополнений поддержал по изложенным в административном иске основаниям.

Административный истец Федоров Д.А., будучи извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административного ответчика Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики Трифонов Д.Г. и Веряскин Е.Н., одновременно представляющий интересы заинтересованного лица администрации г. Алатырь Чувашской Республики, исковые требования не признали.

Заинтересованное лицо Калашник А.Р. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, полагая, что они являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заинтересованные лица Беленькова О.А., Ежова Т.Б., Маркелова В.Т., Тарасова С.Н., Тютина Н.А., Широков О.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 30 октября 2018 года постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Краснова Игоря Владимировича и Федорова Даниила Александровича о признании недействительным решения Собрания депутатов города Алатыря Чувашской Республики от 16 августа 2018 года № 56/13-6 «Об отмене решения Собрания депутатов города Алатыря Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года № 61/24-6 «О составе Общественного совета города Алатыря», отказать.

Меры обеспечения административного иска о возложении на административного ответчика Собрание депутатов г. Алатырь Чувашской Республики обязанности не производить действий и не принимать решения о формировании нового состава Общественного совета города Алатыря Чувашской Республики до принятия судом решения по настоящему делу, отменить по вступлению решения в законную силу».

Не согласившись с указанным решением, административные истцы Краснов И.В. и Федоров Д.А. подали на него апелляционную жалобу, в котором с учетом дополнения к ней, просили решение суда отменить по мотивам незаконности и необоснованности, ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Приводятся аналогичные доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Выражают несогласие относительно правомерности допуска к участию в деле в качестве представителей административного ответчика Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики Веряскина Е.Н. и Трифонова Д.Г. и участия прокурора при рассмотрении настоящего дела.

Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ст. 16 принятого Собранием депутатов г. Алатырь 8 ноября 2005 года Устава г. Алатырь Чувашской Республики городской общественный Совет является консультативным общественным органом в системе непосредственного осуществления населением города Алатыря местного самоуправления, который создается в целях обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления города Алатыря, учреждений, организаций, общественных, религиозных объединений, органов территориального общественного самоуправления в интересах развития города Алатыря.

Городской общественный Совет осуществляет свою деятельность на основании Положения, утверждаемого Собранием депутатов города Алатыря. Состав участников городского общественного Совета утверждается Собранием депутатов города Алатыря по представлению Главы города Алатыря.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» к числу субъектов общественного контроля отнесены, в том числе, общественные палаты (советы) муниципальных образований. Общественные советы могут создаваться при органах местного самоуправления (ст. 13).

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов города Алатыря шестого созыва от 29 ноября 2017 года № 56/22-6 в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Законом Чувашской Республики от 29 декабря 2015 года № 86 «Об общественном контроле в Чувашской Республике» был создан Общественный совет города Алатыря и утверждено положение об Общественном совете города Алатыря.

В силу п. 1.1, 1.3 Положения Общественный совет города Алатыря является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, созданным на территории города Алатыря, обеспечивающим взаимодействие граждан, проживающих на территории города Алатыря, и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, с органами местного самоуправления города Алатыря. Общественный совет является субъектом общественного контроля.

Общественный совет формируется на основе участия в его деятельности представителей Общественной палаты Чувашской Республики, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, действующих на территории города Алатыря, а также активных граждан, проживающих на территории муниципального образования (п. 4.1 Положения).

Кандидатуры в состав Общественного совета должны соответствовать требованиям, разработанным и утвержденным Собранием депутатов города Алатыря совместно с Общественной палатой Чувашской Республики, включая:

а) гражданство Российской Федерации и возраст от 21 года;

б) опыт работы в сфере полномочий органов местного самоуправления муниципального образования от 1 года (п. 4.2 Положения).

Статьей 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» установлен перечень организационно-правовых форм общественных объединений, который включает в себя, в том числе, политическую партию.

Согласно п. 4.3 Положения в состав Общественного совета не могут входить лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности Чувашской Республики, государственные должности других субъектов Российской Федерации, должности государственной службы Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Чувашской Республики, должности государственной гражданской службы других субъектов Российской Федерации, и лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральным законом "Об Общественной палате Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики "Об Общественной палате Чувашской Республики" не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации, членами Общественной палаты Чувашской Республики.

Персональный состав Общественного совета утверждается решением Собрания депутатов города Алатыря из числа кандидатов, предложенных равными долями главой администрации города Алатыря и главой города Алатыря, а также включает в себя представителя Общественной палаты Чувашской Республики. Глава администрации города Алатыря и глава города Алатыря вносят предложения по кандидатурам в состав Общественного совета путем направления соответствующего представления в Собрание депутатов города Алатыря (п. 4.4 Положения).

Письмом от 21 декабря 2017 года № ... и.о. главы администрации г. Алатыря ... в адрес председателя Общественной палаты Чувашской Республики был направлен список кандидатур для включения в состав Общественного совета г. Алатырь.

Решением Собрания депутатов города Алатыря шестого созыва от 27 декабря 2017 года № 61/24-6 утвержден состав Общественного совета г. Алатырь:

- Беленькова О.А., предложенная Алатырским городским местным отделением партии «Единая Россия»;

- Ежова Т.Б., предложенная Советом ветеранов войны и труда;

- Калашник А.Р., активный гражданин, студент Алатырского филиала ЧГУ им И.Н. Ульянова;

- Краснов И.В., предложенный Региональным отделением политической партии «Справедливая Россия»;

- Маркелова В.Т., предложенная Алатырской городской организацией Профсоюза работников образования;

- Тарасова С.Н., активный гражданин, начальник производственного отдела ПТО «Нива и К»;

- Тютина Н.А., активный гражданин, директор МОБУДОД «Алатырская детская школа искусств»;

- Федоров Д.А., предложенный Координационным советом Чувашского регионального отделения ЛДПР;

- Широков О.Н., предложенный Общественной палатой Чувашской Республики.

В силу ст. 6 Устава г. Алатырь Чувашской Республики 10 августа 2018 года прокурор Алатырского межрайонного прокурора Галахов А.Н. вышел с протестом в адрес Собрания депутатов г. Алатырь с предложением отменить ранее принятое Собранием депутатов г. Алатырь решение от 27 декабря 2017 года № 61/24-6 «О составе Общественного совета города Алатыря» по причине нарушения требований федерального законодательства (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации") при формировании Общественного совета г. Алатырь, в частности при вынесении решения не имелось законных оснований для утверждения кандидатов Беленькову О.А., Краснова И.В. и Федорова Д.А. в члены Общественного совета выдвинутых политическими партиями «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР соответственно.

Данный протест был рассмотрен на заседании постоянной комиссии по вопросам укрепления законности, правопорядка, развитию местного самоуправления и депутатской этики Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики, по итогам которого было принято решение о неправомерности решения № 61/24-6 «О составе Общественного совета города Алатыря», которое в последующем решением Собрания депутатов г. Алатырь шестого созыва от 16 августа 2018 года № 56/13-6 отменено.

Частью 4 ст. 13 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» установлено, что в состав общественного совета не могут входить лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должности государственной службы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" политические партии не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты. В части 2 ст. 7 данного закона указаны категории лиц, которые не могут быть членами Общественной палаты.

Исходя из приведенных положений доводы апелляционной жалобы относительно отсутствия каких-либо прямых запретов на выдвижение Федорова Д.А. и Краснова И.В. в Общественный совет г. Алатырь Чувашской Республики политическими партиями совета несостоятельны, поскольку порядок формирования Общественного совета г. Алатырь определен Положением, который в силу п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» не допускает включать в состав лиц, выдвинутых от политических партий.

Доводы апелляционной жалобы административных истцов об ошибочном выводе суда относительно того, что расформированный Общественный совет был создан при органах местного самоуправления, тогда как он является самостоятельным субъектом общественного контроля муниципального образования г. Алатырь Чувашской Республики, судебная коллегия отклоняет ввиду необоснованности, как не подтверждающиеся нормами закона и установленными по делу обстоятельствами.

Довод жалобы, касающийся неправомерности допуска к участию в деле в качестве представителей административного ответчика Веряскина Е.Н. и Трифонова Д.Г., нельзя признать состоятельным.

В соответствии с частями 5, 6 ст. 57 КАС РФ полномочия представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации. Собрание депутатов города Алатыря является представительным органом города Алатыря и обладает правами юридического лица (ст. 22 Устава г. Алатырь).

Как усматривается из доверенности от 10 сентября 2018 года, выданной от имени Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики, Трифонов Д.Г. наделен правом принимать участие в судах общей юрисдикции по всем подведомственным им делам с правом на совершение всех процессуальных действий (л.д. 33).

Представленная в материалы дела доверенность от 28 сентября 2018 года, выданная Веряскину Е.Н. на представление интересов Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики, удостоверена заместителем председателя Собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики.

Согласно ст. 32 Устава г. Алатырь Чувашской Республики в случае временного отсутствия главы города Алатыря, а также досрочного прекращения полномочий главы города Алатыря, его обязанности временно осуществляет заместитель председателя Собрания депутатов города Алатыря.

Учитывая, что в судебном заседании Веряскиным Е.Н. и Трифоновым Д.Г. были представлены надлежащим образом оформленные доверенности, они обоснованно допущены судом первой инстанции к участию в деле в качестве представителей административного ответчика.

Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение судом закона в части привлечения к участию в деле прокурора ошибочна. В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 10 июля 2017 года № 475 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве" основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском и административном судопроизводстве, являются, в том числе, вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 39 КАС РФ и федеральными законами. Прокурор принимал участие в рассмотрении настоящего дела как участник процесса и давал заключение по делу в силу действующего законодательства.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу административных истцов Краснова И.В. и Федорова Д.А. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 30 октября 2018 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий Карлинов С.В.

Судьи: Орлова И.Н.

Смирнова Е.Д.