ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7289/19 от 19.06.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Бацунин Е.Г. Дело № 33а-7289/2019

УИД 24RS0046-01-2018-004683-19

2.012а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2019 года город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Войты И.В.,

судей Быстровой М.Г., Корниенко А.Н.,

при секретаре Мамаеве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Войты И.В. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска, Департаменту градостроительства администрации города Красноярска о возложении обязанности поставить бесхозное недвижимое имущество на учёт

по апелляционным жалобам генерального директора ООО «УК «Орбита» Филиппова И.Ю., представителя ответчика Администрации города Красноярска – Углова А.А., апелляционному представлению старшего помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска Рыбакова А.Н.

на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска, Департаменту градостроительства администрации города Красноярска о возложении обязанности поставить бесхозное недвижимое имущество на учет – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учёт в качестве бесхозяйного имущества в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, следующего имущества:

- по ул. Карамзина, д.14: сети канализации от канализационных колодцев К14, к15 до канализационного колодца К11 (сущ) в районе жилого дома по ул. Карамзина, 14 протяженностью 52 м; сети электроснабжения от трансформаторной подстанции по ул. Карамзина, д. 14 Г до жилого дома по ул. Карамзина, д. 14 протяженностью 127 метров; сети электроснабжения кабельная линия 6 кВ от РП до ТП-1, ТП-2, ТП-3, ТП-439 в районе жилого дома по ул. Карамзина, д. 14 протяженностью 128 метров;

- по ул. Карамзина, д.16: сети канализации от колодца 5 и жилого дома № 16 по ул. Карамзина до колодца КК-13 протяженностью 100 м; сети теплоснабжения от УТ 1 сущ до жилого дома № 16 по ул. Карамзина протяженностью 163 м; сети электроснабжения от нежилого здания № 16 по ул. Карамзина до жилого дома № 16 по ул. Карамзина протяженностью 154 м;

- по ул. Карамзина, д. 18: сети теплоснабжения протяженностью 358 м; сеть канализации протяженностью 454 м; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 271 м;

- по ул. Карамзина, д. 24: сети канализации от колодца К1 до колодца К (сущ) в районе жилого дома по ул. Карамзина, 24 протяженностью 60 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3047 до жилого дома по ул. Карамзина, 24 протяженностью 185 м;

- по ул. Карамзина, д. 28: сеть канализации от КК-1 до КК в районе жилого дома 28 по ул. Карамзина, 28 протяженностью 88 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3047 до жилого дома по ул. Карамзина, д. 24 протяженностью 179 м;

- по ул. Карамзина, д. 30: сети теплоснабжения протяженностью 42 м; сети водопровода протяженностью 22 м; сети канализации протяженностью 84 м; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 101м;

- по ул. Карамзина, д. 32: сеть канализации протяженностью 86 м; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 347 м, 149 м; сети электроснабжения напряжением 6 кВ протяженностью 685 м;

- по ул. Ярыгинская набережная, д. 17: сети канализации от колодца К9 в районе жилого дома по Ярыгинской набережной 17 до колодца К14 (сущ) протяженностью 108 м; сети электроснабжения от ТП-2049 до жилого дома по Ярыгинской набережной, д. 17 протяженностью 94 м;

- по ул. Ярыгинская набережная, д. 19, 19а: сети канализации от колодца К1 в районе жилых домов по Ярыгинской набережной, д. 19, 19а до колодца К7 (сущ) протяженностью 113 м; сети электроснабжения от ТП-2049 жилых домов, 19, 19а протяженностью 125 м;

- по ул. Ярыгинская набережная, д. 25: наружные сети канализации от КК-7 до КК (сущ) (КК-9) в районе жилого дома по Ярыгинской набережной, 25 протяженностью 78 м; сети канализации от КК-1 дол КК-3 в районе пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной 25 протяженностью 23 м; тепловые сети от УТ5 до ДК5, до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной, д. 25 протяженностью 7 м; наружные сети водоснабжения от точки Т.1 до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной 25 протяженностью 35 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3048 до жилого дома по Ярыгинской набережной, д. 25 протяженностью 226 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3050 до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной, д. 25 протяженностью 290 м;

- по ул. Ярыгинская набережная, д. 29: тепловые сети от КРП до дренажных колодцев ДК1, ДК2, до жилого дома по Ярыгинской набережной 29 протяженностью 189 м; наружные сети канализации от колодца КК-1 в районе жилого дома по Ярыгинской набережной 29, до КК-15 (сущ) протяженностью 163 м; сети водопровода от ПГ-16(сущ) до жилого дома по Ярыгинской набережной, 29 протяженностью 104 м; сети канализации от КК сущ, до жилого дома по Ярыгинской набережной 31 протяженностью 103 м; наружные сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3048 до жилого дома по Ярыгинской набережной, д. 29 протяженностью 68 м;

- по ул. Ярыгинская набережная, д. 31: сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП- 3047 до жилого дома по Ярыгинской набережной, д. 31 протяженностью 223 м.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации города Красноярска, Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска, Департаменту градостроительства администрации города Красноярска о возложении обязанности поставить бесхозное недвижимое имущество на учёт.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка о незаконном бездействии Администрации города Красноярска в части непринятия на учёт бесхозяйных канализационных, тепловых, водопроводных и электрических сетей, организации уличного освещения на территории жилого комплекса «Белые росы», состоящего из многоквартирных домов, расположенных в Свердловском районе города Красноярска. При осуществлении строительства многоквартирных жилых домов в целях обеспечения снабжения их коммунальными ресурсами застройщиком было предусмотрено строительство внешних инженерных сетей, предназначенных для обслуживания комплекса жилых домов в целом. Указанные инженерные сети введены в эксплуатацию вместе с многоквартирными жилыми домами и предназначены для их эксплуатации. Список имущества (далее по тексту - «объекты»), с учетом уточнений от 28.11.2018 года, не имеющего собственника и собственник которого не известен, на территории жилого комплекса «Белые росы» в городе Красноярске по следующим адресам: ул. Карамзина, д. 14, 16, 18, 24, 28, 30,32, ул. Ярыгинская набережная, д. 17, 19, 19а, 25, 29, 31. Бездействие органа местного самоуправления, выраженное в непринятие мер, направленных на постановку на учёт бесхозных объектов влечёт нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор просил возложить обязанность на Администрацию города Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия указанных выше объектов, не имеющих собственника и собственник которых не известен, на учёт в качестве бесхозяйного имущества в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «УК Орбита» Филиппов И.Ю., ссылаясь на принятие судом неверных и противоречивых выводов, просит решение суда отменить и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Полагает, что вывод суда о том, что сети наружного освещения относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, как созданного для эксплуатации МКД и не имеющего

самостоятельного хозяйственного назначения, не соответствует обстоятельствам административного дела, противоречит действующему законодательству. Указал, что сети наружного освещения являются в каждом жилом квартале единым объектом недвижимого имущества, обслуживающим несколько МКД одновременно. Кроме того, дело рассмотрено без привлечения заинтересованных лиц – жителей микрорайона «Белые Россы», которые вынуждены нести расходы на содержание имущества, которое им не принадлежит.

В апелляционном представлении старший помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска Рыбаков А.Н. просил решение суда изменить, в части отказа в удовлетворении заявленных требований, просил удовлетворить требования в полном объеме. Считает ошибочным вывод суда о том, что сети освещения созданы для освещения внутридомовой территории, принадлежат собственникам помещений многоквартирных домов на праве общей долевой собственности, поскольку сети возводились застройщиком, в собственность участникам долевого строительства не передавались, границей сетей общего имущества является внешняя граница жилого дома. Полагает, что сети, являющиеся предметом спора, представляют собой часть единого комплекса оборудования, обслуживающего жилой район в целом.

В апелляционной жалобе представитель Администрации города Красноярска Углов А.А. просит решение суда изменить: отказать в части удовлетворения требований к администрации города Красноярска; увеличить срок обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права с месячного до годичного; отменить решение в части возложения обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях приятия на учёт в качестве бесхозяйного имущества объекты теплоснабжения от УТ 1 сущ до жилого дома №16 по ул. Карамзина протяженностью 163 м., по ул. Карамзина, д. 18 (сети протяженностью 358 м.), по ул. Карамзина, д. 30 (сети протяженностью 42 м, тепловые сети от КРП до дренажных колодцев ДК1, ДК2, до жилого дома по Ярыгинской набережной 29 протяженностью 189 м. Считает, что обязанность по обращению в орган, осуществляющий регистрацию права возложена на Администрацию города Красноярска неправомерно, поскольку Администрация не обладает такими полномочиями. В соответствии с п. 2.1. Регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности работы по оформлению бесхозяйного имущества проводятся департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска. Полагает, что решение суда в части установления месячного срока на исполнение возложенной обязанности является неисполнимым, в связи с большим объёмом работ, необходимостью проведения кадастровых работ.

В возражениях на апелляционную жалобу представителя ООО «УК Орбита», апелляционное представление помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска, представитель Администрации г. Красноярска Углов А.А. просил в требованиях, изложенных в жалобе и представлении, отказать в полном объеме.

В отзыве на апелляционную жалобу администрации г. Красноярска представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Вагапова А.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации г. Красноярска.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, заслушав прокурора Смирнову Я.Е., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя административного ответчика Администрации г. Красноярска Грищенко Ю.А., представителя заинтересованного лица ООО УК «Орбита» Волчковой И.В., просивших об удовлетворении апелляционных жалоб, а также представителя заинтересованного лица ООО «Сибирская сетевая Компания» Пензякова А.Ю., указавшего на не согласие с решением суда в части установления срока постановки на учёт, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), прокурор вправе обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей", в соответствии с которым, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях реализации возложенных на орган местного самоуправления обязанностей распоряжением администрацией г. Красноярска от 25.05.2011 N 510-ж утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, в соответствии с п. 2.1 которого обязанность по обращению в орган осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае подтверждения отсутствия собственника Объекта в целях принятия Объекта на учет в качестве бесхозяйного возложена на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, по результатам прокурорской проверки жилого комплекса «Белые росы» установлен факт нахождения канализационных, тепловых, водопроводных и электрических сетей, организации уличного освещения на территории жилых домов в Свердловском районе города Красноярска по следующим адресам: ул. Карамзина, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 28, 30, 32; ул. Ярыгинская набережная, 17, 19, 19а, 21, 23, 25, 29, 31, 33, 35, 41. Сведения о собственниках данного недвижимого имущества отсутствуют.

Многоквартирные жилые дома (далее – МКД) по вышеназванным адресам введены в эксплуатацию (т. 3, л.д. 182-216).

Согласно ответу ООО «КрасКом» на судебный запрос, Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска передал ООО «КрасКом» в эксплуатацию наружные бесхозяйные сети холодного водоснабжения и водоотведения, по следующим адресам: ул. Карамзина, д. 14, 16, 18, 24, 28, 30, 32, ул. Ярыгинская набережная, д. 17, 19, 19а, 25, 29, 31, что подтверждается соответствующими передаточными актами от 23.03.2017 г., 29.12.2017 г. (т. 1, л.д. 96-103).

В соответствии с договором от <дата> года (с учётом дополнительного соглашения к договору от <дата> года), ООО «Сибирская сетевая компания» (арендатор) приняло в аренду от ООО «Белые росы» (арендодатель) следующие объекты, расположенные в г. Красноярске, Свердловском районе, район микрорайона Белые росы; РП № 258, расположенная в западнее дома по ул. Ярыгинская набережная 17, ТП № 2053, расположенная западнее дома строительным адресом Белые росы, 21; ТП № 2054, расположенная западнее дома Карамзина, 12; ТП № 2055, расположенная западнее дома Карамзина 10, ТП № 2056, расположенная западнее дома строительным адресом Белые росы, 22; ТП № 2057, расположенная западнее дома строительным адресом Белые росы, 25; ТП № 2058 расположенная западнее дома строительным адресом Белые росы, 24; ТП № 2059, расположенная западнее дома строительным адресом Белые росы, 26; ТП № 2060, расположенная западнее дома со строительным адресом Белые росы, 27; ТП-6/0,4 кВ (ТП № 13), расположенная западнее дома со строительным адресом Белые росы, 28 к кабельные линии 6 кВ, кабельные линии 0,4 кВ. расположенные в г. Красноярске, Свердловском районе, район микрорайона Белые росы, ул. Карамзина д.В, д.10, д.12, д.14, д.14а, д. 16, д.20, д.22, Ярыгинская набережная д.17, д.19, д.19а, д.25, д,29, подключенных от ТП № 2048, ТП № 2049, ТП № 2050, ТП № 2051, ТП № 2054, ТП № 2055, ТП № 3048, ТП № 3049, ТП № 3050 (т. 5, л.д. 212-216).

Передача оборудования подтверждается соответствующим актом приёма-передачи (т. 5, л.д. 217-220).

Из договора безвозмездного пользования имущества от 02.04.2018 года, заключенного между ООО ЭСК «Энергия» (ссудодатель) и ООО «ССК» (ссудополучатель), следует, что ссудодатель передает ссудополучателю во владение и пользование трансформаторные подстанции № 3040, № 2044, № 3047 и размещенное в них оборудование (п. 1.1). Имущество передается ссудодателю в целях осуществления им деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности) потребителям и технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям. При принятии решений, связанных с эксплуатацией трансформаторных подстанций, ссудополучатель обязан приоритетно учитывать интересы собственников помещений в многоквартирных жилых домах микрорайона «Белые росы» (п. 1.2) (т. 5, л.д. 233-243).

Передача указанного выше имущества подтверждается актом приёма-передачи от 01.01.2019 года (т. 5, л.д. 244-249).

В материалы административного дела представлены акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, согласованные между сетевыми организациями и управляющими компания, которыми определены границы балансовой принадлежности электроустановок сторон, а также границы эксплуатационной ответственности сторон (т. 2, л.д. 2-8, 18-31, 43-124).

Как следует из ответа конкурсного управляющего ООО «Белые Росы» Чурбакова А.А. от 07.11.2018 года, решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.12.2017 года ООО «Белые Росы» признано банкротом и в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Чурбаков А.А. Спорные инженерные сети не включены в конкурсную массу ООО «Белые росы», в связи с их строительством за счет средств целевого финансирования. Документы о передачи инженерных сетей жилых домов кому-либо конкурсным управляющим в документации общества не обнаружены (т. 4, л.д. 110-111).

Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска при рассмотрении дела представлены соответствующие правоустанавливающие документы, подтверждающие постановку на государственный кадастровый учёт с одновременной постановкой в качестве бесхозяйных 43 объектов недвижимости, включая инженерные сети по следующим адресам (т. 5, л.д. 1-137):

- ул. Карамзина, д. 14: сети водоснабжения от водопроводного колодца ПГ-16 до жилого дома по ул. Карамзина, 14 протяженностью 16 м;

- ул. Карамзина, д. 16: сети водоснабжения от колодца ПГ-17 до жилого дома № 16 по ул. Карамзина протяженностью 14 м; сети теплоснабжения от УТ 1 сущ до жилого дома № 16 по ул. Карамзина протяженностью 163 м;

- ул. Карамзина, д. 18: сети водопровода протяженностью 691 м; сеть канализации протяженностью 454 м; сети теплоснабжения протяженностью 358 м;

- ул. Карамзина, д. 24: сети водопровода от колодца ПГ (сущ) до жилого дома по ул. Карамзина, 24 протяженностью 33 м;

- ул. Карамзина, д. 28: сеть водопровода от ВК (сущ) до жилого дома по ул. Карамзина, 28 протяженностью 22 м;

- по ул. Карамзина, д. 30: сети теплоснабжения протяженностью 42 м;

- ул. Карамзина, д. 32: сети теплоснабжения протяженностью 288 м; сети водопровода протяженностью 467 и 9 м;

- ул. Ярыгинская набережная, д. 17: сети водопровода от ПГ-5 (сущ) до жилого дома по Ярыгинской набережной 17 протяженностью 30 м;

- ул. Ярыгинская набережная, д. 19, 19а: сети водопровода от ПГ-4 (сущ) до жилого дома по Ярыгинской набережной, 19а протяженностью 61 м;

- ул. Ярыгинская набережная, д. 25: тепловые сети от УТ сущ (УТ2) до ДКЗ, до жилого дома по Ярыгинской набережной 25 протяженностью 306 м.

- по ул. Ярыгинская набережная, д. 29: тепловые сети от КРП до дренажных колодцев ДК1, ДК2, до жилого дома по Ярыгинской набережной 29 протяженностью 189 м.

Суд первой инстанции, проанализировав вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь положениями статьи 225 ГК РФ, пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", пункта 1 части 1 статьи 6, части 6 статьи 15 федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 6 статьи 14 федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" пришел к правильному выводу о том, что на территории жилого комплекса «Белые росы» в городе Красноярске по адресам: ул. Карамзина, д. 14, 16, 18, 24, 28, 30,32, ул. Ярыгинская набережная, д. 17, 19, 19а, 25, 29, 31, расположены бесхозяйные системы водоотведения, сети канализации, тепловые сети, сети электроснабжения.

Установив в ходе рассмотрение дела фактическое наличие и эксплуатацию инженерных сетей, являющихся объектами инженерной инфраструктуры комплекса жилых многоквартирных домов «Белые росы» в городе Красноярске, их конструктивные и сущностные особенности как объектов недвижимости, расположение данных сетей на территории муниципального образования городского округа город Красноярск, судом первой инстанции верно отмечено, что непринятие ответчиком мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия, нарушающие конституционные права жителей города Красноярска в области обеспечения благоприятной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Поскольку суд пришел к выводу о бездействии администрации города, единственным способом защиты нарушенного права неопределенного круга лиц, является понуждение уполномоченного органа местного самоуправления по постановке на учёт такого имущества.

Возлагая на Администрацию города Красноярска одновременно с Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязанность по постановке выявленного бесхозного недвижимого имущества на учёт, суд первой инстанции обоснованно указал на осуществление Администрацией своих полномочий по постановке на учёт бесхозяйного имущества, в том числе, через свои структурные подразделения.

Ссылка представителя Администрации г. Красноярска в апелляционной жалобе на Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества, возлагающий на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, в целях постановки бесхозяйных объектов на учёт, равно как и довод об отсутствии у Администрации г. Красноярска таких полномочий, ввиду наличия специального органа в составе Администрации, отклоняются судебной коллегией, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего административного дела.

С учётом положений федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, Устава городского округа город Красноярск, на Администрацию города Красноярска как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления возложена обязанность по надлежащей эксплуатации названных инженерных сетей, а также по обеспечению признания права муниципальной собственности на них как на бесхозяйное имущество. Наделение муниципальным правовым актом отдельного структурного подразделения Администрации г. Красноярска полномочиями по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия объекта на учёт в качестве бесхозяйного, не лишает Администрацию г. Красноярска как орган местного самоуправления возможности самостоятельно исполнить данную обязанность.

Изучив представленные в материалы административного дела правоустанавливающие документы (т. 5, л.д. 5-137), судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы представителя администрации г. Красноярска об ошибочном указании в резолютивной части следующих сетей:

- по ул. Карамзина, д.16: сети теплоснабжения от УТ 1 сущ до жилого дома № 16 по ул. Карамзина протяженностью 163 м., – принят на учет 01.11.2017 г. (т. 5, л.д. 30-32);

- по ул. Карамзина, д. 18: сети теплоснабжения протяженностью 358 м. – принят на учет 18.10.2017 г. (т. 5, л.д. 11-14);

- по ул. Карамзина, д. 30: сети теплоснабжения протяженностью 42 м – принят на учет 09.11.2017 г. (т 5, л.д. 23-26);

- по ул. Ярыгинская набережная, д. 29: тепловые сети от КРП до дренажных колодцев ДК1, ДК2, до жилого дома по Ярыгинской набережной 29 протяженностью 189 м. – уведомление Управления Росреестра по Красноярскому краю от 24.10.2017 г. (т. 5, л.д. 41-44).

Судебная коллегия также принимает во внимание выписки из ЕГРН, представленные представителем Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в суд апелляционной инстанции, согласно которым вышеназванные объекты инженерной инфраструктуры на момент рассмотрения административного дела в апелляционном порядке оформлены в муниципальную собственность.

Судебная коллегия расценивает указанные документы как дополнительные доказательства, представленные с соблюдением положений пункта 2 статьи 308 КАС РФ. Данные документы с учётом существа их содержания (оформление права муниципальной собственности на инженерные сети в период с 13.02.2019 г. по 04.06.2019 г.) не могли быть представлены при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции.

Поскольку материалами административного дела с достоверностью подтверждается факт принятия указанных объектов инженерно-технической инфраструктуры на учёт в качестве бесхозяйного имущества, с последующим оформлением их в муниципальную собственность, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание на обязанность ответчиков по принятию мер по постановке на учёт в качестве бесхозяйного в отношении вышеназванных объектов недвижимости.

Разрешая возражения представителя Администрации г. Красноярска в части необоснованности установленного судом первой инстанции срока для исполнения решения суда, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 180 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать, в том числе, указание на порядок и срок исполнения решения суда.

В силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.

Между тем, обжалуемое решение суда по настоящему административному делу данным требованиям норм процессуального права не соответствуют.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 25.05.2011 N 510-ж утверждён Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, предусматривающий выполнение, в частности, таких действий как проверка наличия (отсутствия) Объекта в Реестре муниципальной собственности, составление акта технического состояния объекта и др.

Судебная коллегия учитывает, что постановка объектов инженерной инфраструктуры (инженерные сети) на учёт в качестве бесхозяйного предполагает, в том числе, исследование их технического состояния, а также проведения кадастровых работ в целях уточнения параметров их физических характеристик, что влечёт значительные временные затраты.

С учетом существа организационных мероприятий, которые необходимо выполнить административным ответчикам для исполнения обязанностей по постановке спорных объектов инженерной инфраструктуры на учёт в качестве бесхозяйного, а также значительного количества объектов, подлежащих учёту, судебная коллегия полагает, что установленный для административных ответчиков срок в один месяц не является разумным и реально исполнимым.

Судебная коллегия полагает необходимым установить административным ответчикам срок для исполнения обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учёт в качестве бесхозяйного имущества, в течении трех месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Разрешая доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя ООО «УК «Орбита» и апелляционном представлении прокурора, о необоснованном отказе суда первой инстанции в постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества сетей наружного освещения, судебной коллегией учтено следующее.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом о регистрации, считаются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Принятие на учёт и снятие с учёта бесхозяйного имущества осуществляется путём внесения соответствующих записей в публичный реестр в соответствии Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943

Таким образом, принятию на учёт как бесхозяйное имущество подлежат вещи, обладающие признаками недвижимого имущества.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в целях обеспечения стабильности гражданского оборота в статье 131 ГК РФ законодателем установлена необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

Из изложенного следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у неё признаков, способных относить её в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Судом первой инстанции в ходе выездного судебного заседания (т. 6, л.д. 2-12) установлено, что наружные сети освещения являются освещением внутридомовой территории многоквартирных жилых домов, поскольку освещают тротуары, дорожки, детские площадки, к освещению улиц не относится. На этом основании, судом первой инстанции сделан вывод о том, что указанные сети в совокупности со всеми устройствами, в том числе, трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи составляют единый функциональный комплекс, являются объектом недвижимости.

В силу статьи 135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии с пунктом 5 названных Правил в состав общего имущества также включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, положенного в этих сетях.

В пункте 8 Правил N 491 указано, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающими организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора эта с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Представитель заинтересованного лица ООО «Сибирская сетевая компания» в судебном заседании указал на возможность их реконструкции с индивидуальным подключением к многоквартирному жилому дому напрямую (т. 6, л.д. 88-89).

Кроме того, представителем заинтересованного лица ООО «Красжилком» в судебном заседании также даны пояснения о том, что в многоквартирных домах, расположенных по адресу: ул. Карамзина, 20,22, произведена реконструкция, и сети наружного освещения подключены индивидуально к каждому из многоквартирных домов

При этом правоотношения по электроснабжению части многоквартирных жилых домов (Карамзина, д. 20,22) урегулированы соответствующими договорами об осуществлении технологического присоединения , об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от <дата> г., которыми разграничена эксплуатационная ответственность электросетевой организации и управляющей компании (т. 6, л.д. 174-198).

Из представленных в материалы дела графического плана (т. 5, л.д. 151) с достоверностью следует, что спорные инженерные сети расположены в границах земельных участков, которые сформированы и выделены под строительство многоквартирных домов. Указанные сети введены в эксплуатацию вместе с многоквартирным домом.

Доводы представителя ООО УК «Орбита» и старшего помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска о том, что земельные участки, в границах которых расположены сети наружного освещения, не сформированы должны образом, отклоняются судебной коллегией, поскольку противоречит имеющимся в материалах дела документам, согласно которым земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами по адресам ул. Карамзина, д. 14, 16, 18, 24, 28, 30,32, ул. Ярыгинская набережная, д. 17, 19, 19а, 25, 29, 31, поставлены на кадастровый учёт, то есть, индивидуализированы, как отдельные объекты недвижимого имущества. Расположение нескольких МКД (части одного МКД) в границах одного земельного участка также не свидетельствует о нарушении земельного законодательства, в части порядка формирования земельных участков. Кроме того, спорная инженерная сеть расположена в пределах всех земельных участков, на которых расположены МКД по указанным в административном иске адресам.

Доводы старшего помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска о том, что сети наружного освещения в состав общего имущества МКД застройщиком не передавались, а в последующем в состав общего имущества не включались, в настоящее время не переданы на баланс сетевых организаций, также не могут быть приняты во внимание. Из материалов административного дела следует, что указанные объекты (сети наружного освещения) не имеют самостоятельного назначения, выполняют функции благоустройства территории (освещение внутридворовых тротуаров, дорожек и детских площадок), возводились при строительстве жилых домов с целью их обслуживания. Не включение оборудования сетей наружного освещения в состав проектной документации жилых многоквартирных домов, равно как и отсутствие документального оформления передачи указанных объектов инженерной инфраструктуры МКД в состав общего имущества при наличии доказательств назначения данных сетей в целях обслуживания нужд жителей МКД, не означает, что указанное имущество является бесхозяйным, не входит в состав общего имущества фактически. Включение данных инженерных сетей в состав общего имущества не нарушает законные права и интересы собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку данные сети являются по существу частью общей инфраструктуры жилых многоквартирных домов.

Обслуживание спорными инженерными сетями нескольких многоквартирных домов, на что обращено внимание в апелляционной жалобе ООО УК «Орбита», равно как и довод прокурора о фактическом соединении спорных сетей наружного освещения в единый комплекс, также не свидетельствует о неправомерности выводов суда об отнесении указанных сетей к общему имуществу МКД. По смыслу Правил № 491, установленное в ходе рассмотрения административного дела функциональное назначение сети наружного освещения, даже в случае её распространения на несколько МКД, прямо предусматривает её неотъемлемую принадлежность к инженерной инфраструктуре указанных МКД.

Кроме того, судебная коллегия также учитывает установленную возможность реконструкции данной сети с индивидуальным подключением к многоквартирным жилым домам напрямую, что позволит индивидуализировать участки сети наружного освещения применительно к конкретному МКД.

В нарушение положений статьи 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено относимых, допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что спорные сети были созданы для подключения иных объектов, а не многоквартирных жилых домов по адресам ул. Карамзина, д. 14, 16, 18, 24, 28, 30,32, ул. Ярыгинская набережная, д. 17, 19, 19а, 25, 29, 31.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав и надлежащим образом оценив по правилам статьи 84 КАС РФ, собранные по делу доказательства, приняв во внимание фактическое расположение и функциональное назначение спорных инженерных сетей, изучив представленные документы, свидетельствующие о передаче данных сетей электросетевой организации после окончания строительства многоквартирных домов и ввода их в эксплуатацию, применив положения пункта 2 Правил № 491 и статьи 135 ГК РФ, правомерно посчитал, что спорное имущество относится к общему имуществу многоквартирного дома.

Доводы представителя ООО УК «Орбита» о не привлечении к участию в рассмотрении административного дела собственников МКД, входящих в состав жилого комплекса «Белые Росы», отклоняются судебной коллегией, поскольку, решение суда по настоящему делу, по смыслу статьи 47 КАС РФ, не нарушает законных прав и интересов указанных лиц.

Поскольку собственники спорных объектов установлены, суд первой инстанции пришли к обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для отнесения сетей наружного освещения к бесхозяйному имуществу и для возложения на Администрацию обязанности обратиться с заявлением в регистрационный орган с целью постановки их на учет в качестве такового.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Исключить из резолютивной части решения Свердловского районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 года указание на обязанность администрации города Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, следующего имущества:

- по ул. Карамзина, д.16: сети теплоснабжения от УТ 1 сущ до жилого дома № 16 по ул. Карамзина протяженностью 163 м.;

- по ул. Карамзина, д. 18: сети теплоснабжения протяженностью 358 м.;

- по ул. Карамзина, д. 30; сети теплоснабжения протяжённостью 42 м.

- по ул. Ярыгинская набережная, д. 29: тепловые сети от КРП до дренажных колодцев ДК1, ДК2, до жилого дома по Ярыгинской набережной 29 протяженностью 189 м.

Установить для администрацию города Красноярска, департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска срок для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО «УК «Орбита», Администрации города Красноярска, апелляционное представление старшего помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска, - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: