ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7316/2016 от 10.06.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Балова А.М. адм. дело № 33а–7316/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 10 июня 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Шилова А.Е., Лазаревой М.А.,

при секретаре Устяк Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шперл Сергея Александровича на решение Самарского районного суда г. Самары от 28 марта 2016 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шперл С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Центрального Банка РФ в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского Главного управления Центрального Банка РФ, Волго-Вятскому Главному управлению Центрального банка РФ, Главному управлению по Центральному федеральному округу г. Москва, указав, что в результате незаконных действий ОО «Тольятти» Нижегородского филиала ОАО «РГС Банк» на его имя был открыт текущий счет , по которому незаконно проведены банковские операции.

Кроме того, ОО «Тольятти» Нижегородского филиала ОАО «РГС Банк» предоставил ненадлежащему лицу сведения, составляющие банковскую тайну.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, дополнив исковые требования, Шперл С.А. просил суд признать незаконными бездействия Центрального Банка РФ в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ, выразившиеся в непроведении проверки в отношении ОАО «РГС Банк» в лице ОО «Тольятти» Нижегородского филиала ОАО «РГС Банк» по факту незаконного открытия текущего счета на Шперл С.А., по факту проведения по указанному текущему счету банковских операций без его извещения и согласия, а также по факту нарушения банковской тайны;

обязать Центральный Банк РФ в лице Отделения по Самарской области Волго- Вятского ГУ ЦБ РФ провести проверку в отношении ОАО «РГС Банк» в лице ОО «Тольятти» Нижегородского филиала ОАО «РГС Банк» по факту незаконного открытия текущего счета на Шперл С.А., по факту проведения по указанному текущему счету банковских операций без его извещения и согласия, а также по факту нарушения банковской тайны;

признать незаконными бездействия Центрального Банка РФ в лице Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ, выразившиеся в непроведении проверки в отношении ОАО «РГС Банк» в лице Нижегородского филиала ОАО «РГС Банк» по факту незаконного открытия текущего счета на Шперл С.А., по факту проведения по указанному текущему счету банковских операций без его извещения и согласия, и по факту нарушения банковской тайны;

обязать Центральный Банк РФ в лице Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ провести проверку в отношении ОАО «РГС Банк» в лице Нижегородского филиала ОАО «РГС Банк» по факту незаконного открытия текущего счета на Шперл С.А., по факту проведения по указанному текущему счету банковских операций без его извещения и согласия, а также провести проверку по факту нарушения банковской тайны;

признать незаконными бездействия Центрального Банка РФ в лице ГУ по Центральному федеральному округу г. Москва, выразившиеся в непроведении проверки в отношении ОАО «РГС Банк» по факту незаконного открытия текущего счета на Шперл С.А., по факту проведения по указанному текущему счету банковских операций без его извещения и согласия, а также по факту нарушения банковской тайны;

обязать Центральный Банк РФ в лице ГУ по Центральному федеральному округу г. Москва провести проверку в отношении ОАО «РГС Банк» по факту незаконного открытия текущего счета на Шперл С.А., по факту проведения по указанному текущему счету банковских операций без его извещения и согласия, а также провести проверку по факту нарушения банковской тайны.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 28 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований Шперл С.А. отказано.

В апелляционной жалобе Шперл С.А. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Шперл С.А. – адвокат Ковалева О.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить.

Представитель Центрального банка РФ Волго-Вятского управления по Самарской области – Ивлева Т.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, на обращения Шперл С.А. в Отделение по Самарской области Волго-Вятского Главного управления Центрального банка РФ, в Волго-Вятское Главное управление Центрального банка РФ, а также Главное управление по Центральному федеральному округу г. Москва с требованиями о проведении служебных проверок ОАО «РГС Банк» и его подразделения - ОО «Тольятти» Нижегородского филиала по факту незаконного открытия текущего счета на имя Шперл С.А. в ОО «Тольятти» Нижегородского филиала ОАО «РГС Банк» без его уведомления и проведения по нему банковских операций, а также предоставления ненадлежащему лицу сведений, составляющих банковскую тайну, в его адрес неоднократно направлялись ответы и сообщения Главного управления по Центральному федеральному округу г. Москва согласно которым, по обращению Шперл С.А. направлялся запрос в ОАО «РГС Банк», и по результатам рассмотрения обращения с учетом пояснений и документов, предоставленных ОАО «РГС Банк», заявителю дан ответ (л.д. 37, 44, 102-103).

Кроме того, Шперл С.А. разъяснено, что Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций.

Также заявителю предоставлены ответы Волго-Вятским Главным управлением Центрального банка Российской Федерации о рассмотрении обращений, в которых в том числе указано, что в действиях ОАО «РГС Банк» не установлено нарушений установленного порядка открытия банковского счета и совершения банковских операций, не выявлено нарушений действующего законодательства, в том числе законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также разъяснено право разрешить спор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением одной из сторон принятых на себя обязательств в рамках гражданского законодательства в судебном порядке.

Из материалов дела также видно, что апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 14.07.2015 г. признан незаключенным между ОАО «РГС Банк» в лице ОО «Тольятти» Нижегородского филиала и Шперл С.А. договор № 0064786/810 от 25.06.2014 г. на открытие банковского текущего счета (л.д. 105-107).

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30.09.2015 г., вступившим в законную силу, признаны незаконными действия ОАО «РГС Банк» и управляющей ОО «Тольятти» Нижегородского филиала ОАО «РГС Банк» Виноградовой М.Г. по открытию на имя Шперл С.А. в ОО «Тольятти» Нижегородского филиала ОАО «РГС Банк» текущего счета (договор от 25.06.2014 г.) и в проведении операций по указанному текущему счету, зачисление и списание денежных средств в размере 1 200 000 рублей, предоставлении выписки по указанному счету третьим лицам; на ОАО «РГС Банк» возложена обязанность аннулировать запись об открытии на имя Шперл С.А. текущего счета (договор от 25.06.2014 г.) в книге регистрации открытых счетов ОАО «РГС Банк», записи банковских операций по указанному счету (л.д. 108-111, 115).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно статьям 4 и 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В силу статьи 73 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом меры по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

В соответствии с Инструкцией Банка России от 25.02.2014 № 149-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)», инспекционная деятельность Банка России - составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций, в том числе структурных подразделений кредитных организаций (головных офисов кредитных организаций, обособленных подразделений кредитных организаций (представительств и филиалов кредитных организаций) и внутренних структурных подразделений кредитных организаций (их филиалов) (далее при совместном упоминании - кредитные организации (их филиалы), и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение.

Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями (служащими) Банка России (далее - уполномоченные представители Банка России) (пункт 1.2.)

Уполномоченные представители Банка России проводят три вида проверок кредитных организаций (их филиалов): комплексные, тематические и специализированные.

Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся в соответствии со Сводным годовым планом проверок кредитных организаций (их филиалов), составляемым на очередной календарный год (пункт 2.1.).

Основаниями для проведения внеплановых проверок кредитных организаций (их филиалов) являются: наличие данных о нарушениях кредитными организациями (их филиалами) законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, о неисполнении ими предписаний Банка России, включая неисполнение кредитными организациями, являющимися операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры предписаний Банка России об устранении нарушений, влияющих на бесперебойность функционирования платежных систем; изменение финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния кредитных организаций и перспектив деятельности кредитных организаций, в том числе подверженности кредитных организаций рискам, качества управления кредитных организаций, включая оценку системы управления рисками и состояния внутреннего контроля; выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) кредитных организаций (их филиалов), а также задержка представления в Банк России отчетности кредитных организаций (их филиалов) более чем на 15 дней; необходимость проверки выполнения кредитными организациями принятых на себя обязательств, в том числе обязательств по выполнению планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций; обращения кредитных организаций в Банк России с ходатайством о предоставлении отсрочки формирования обязательных резервов, депонируемых в Банке России; обращения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; обращения центральных банков и (или) иных органов надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор и (или) надзор и наблюдение в национальных платежных системах иностранных государств; случаи, определенные федеральными законами и (или) нормативными актами Банка России, в том числе регулирующими порядок предоставления кредитным организациям кредитов (размещения в кредитных организациях банковских депозитов) Банком России, федеральными органами и (или) организациями, порядок осуществления Банком России с кредитными организациями сделок РЕПО, операций «валютный своп», а также выдачи гарантий (поручительств) Банком России, федеральными органами и (или) организациями; предложения Агентства в случаях, предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и Указанием Банка России № 1542-У; иные причины, обусловившие необходимость проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) (пункт 4.1.)

Согласно Инструкции Банка России от 05.12.2013 № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)», проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся Банком России для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора (пункт 1.1).

Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений (вопросов) ее деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка качества управления кредитной организации, включая оценку системы управления рисками и состояния внутреннего контроля, оценка финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния кредитной организации и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые Банком России, не выполняют задач аудиторских проверок и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сбора доказательств по уголовным и другим делам (пункт 1.3.).

В соответствии со статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев.

Разрешая заявленные Шперл С.А. требования, учитывая вышеприведенные нормы, суд правильно указал, что проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Центрального банка РФ по поручению на проведение проверки, тогда как Отделение по Самарской области Волго-Вятского Главного управления Центрального банка РФ и Волго-Вятское Главное управление Центрального банка РФ на момент обращения Шперл С.А. с заявлениями не были уполномочены на проведение проверок, что подтверждает обоснованность перенаправления Отделением по Самарской области Волго-Вятского Главного управления Центрального банка РФ обращения Шперл С.А. в Главное управление по Центральному федеральному округу г. Москва.

Кроме того, из приведенных выше положений действующего законодательства также следует, что законом не предусмотрено проведение Центральным банком Российской Федерации каких-либо проверок кредитных организаций (их филиалов) по факту обращения физических лиц. Проведение проверок и применение предусмотренных законом мер по отношению к нарушителям является правом Центрального банка Российской Федерации и возложение такой обязанности на Центральный банк Российской Федерации законом не предусмотрено.

Принимая во внимание, что оснований для возложения на административных ответчиков обязанности по проведению проверки в отношении ОАО «РГС Банк» в лице ОО «Тольятти» Нижегородского филиала ОАО «РГС Банк» не имеется, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Шперл С.А. о признании бездействия незаконным.

Доводы апелляционной жалобы Шперл С.А. о нарушении его прав, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции и по изложенным выше основаниям правильно признаны несостоятельными.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 28 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шперл С.А. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи