ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7372/19АП от 19.03.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Андреева Е.А. Дело № 33а-7372/2019 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 марта 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.

судей Кривцова А.С., Шулико О.Г.,

секретарь Бондаренко Д.И.

по докладу судьи Казакова Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борисова Дмитрия Евгеньевича к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) о признании незаконным решения,

по апелляционной жалобе Борисова Дмитрия Евгеньевича на решение Северского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2018 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Борисов Д.Е. обратился в суд с административным иском к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в перерасчете первичного и тестового баллов ЕГЭ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указал о том, что 04.04.2018 года он как выпускник прошлых лет досрочно сдал единый государственный экзамен по литературе. Согласно протоколу проверки результатов ЕГЭ, по результатам проверки им дано 25 верных ответов (первичный балл) и насчитано 44 тестовых балла по предмету «литература» по стобальной системе оценивания.

Не согласившись с расчетом тестовых баллов, он подал апелляцию о несогласии с выставленными баллами по результатам экзамена по литературе в форме ЕГЭ, проведенного 04.04.2018 года. Согласно выписки из протокола № 3 от 19.04.2018 года заседания конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году, его апелляция была отклонена.

23.04.2018 года он обратился в Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края с жалобой о назначении проверки правильности расчета соответствия между полученным им первичным баллом и тестовым баллом по предмету «литература», и принятии мер к устранению допущенных нарушений, путем изменения выставленного тестового балла с 44 баллов до 57 баллов. Решением Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края № 47-13-16536/18 от 17.08.2018 года, ему отказано в удовлетворении требований. Считает решение Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края № 47-13-16536/18 от 17.08.2018 года незаконным и подлежащим отмене.

Распоряжением № 920-10 от 26.04.2017 года «О внесении изменений в приложение 2 к методике определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета», утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.12.2016 года № 3422-10, утверждена таблица № 3 «Соответствие между первичными баллами и тестовыми баллами по всем учебным предметам по стобальной системе оценивания». Согласно указанной таблице при получении по предмету «литература» первичного балла 25, тестовый балл составляет 57 баллов.

В соответствии с п. 55 Приказа Министерства образования и науки РФ № 1400 от 26.12.2013 года «Об утверждении порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования» обработка бланков ЕГЭ осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств. РЦОИ осуществляет обработку бланков ЕГЭ по всем учебным предметам. При этом РЦОИ обязан завершить обработку (включая проверку предметными комиссиями ответов на задания экзамеционной работы с развернутым ответом): бланков ЕГЭ по экзаменам, проведенным досрочно и в дополнительные сроки - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена. Следовательно, бланк по экзамену, который он сдал 04.04.2018 года, должен быть обработан не позднее 08.04.2018 года.

Несмотря на то, что он сдал ЕГЭ в период действия положений распоряжения № 920-10 от 26.04.2017 года, расчет тестового балла был произведен по таблице, утвержденной Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 617-10 от 16.04.2018 года. В результате расчета тестового балла по таблице, которой на момент сдачи ЕГЭ фактически не существовало, его результат сдачи ЕГЭ существенно занижен. При подсчете тестового балла по таблице, утвержденной 16.04.2018 года, его результат составил: первичный балл - 44, вместо 57 баллов. Полагает, что применение методики расчета соответствия между первичными баллами и тестовыми баллами по стобальной системе оценивания, утвержденной спустя 12 дней после сдачи им ЕГЭ, недопустимо. Применение вновь утвержденной методики возможно только к вновь возникшим правоотношениям, то есть к расчетам результатов ЕГЭ выпускников 2018 года. В результате неправильного подсчета тестовых баллов он лишен возможности получить высшее образование, поскольку для поступления в организацию высшего образования ему не хватает одного балла. Указал, что о нарушенном праве ему стало известно 17.08.2018 года из ответа Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края № 47-13-16539/18, поэтому срок для обращения в суд не пропущен.

Просил признать незаконным решение Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края № 47-13-16539/18 от 17.08.2018 года об отказе в перерасчете первичного и тестового балла по предмету «литература», полученного по результатам сдачи досрочного ЕГЭ 04.04.2018 года, обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края произвести перерасчет между полученным Борисовым Д.Е. первичным и тестовым баллом по предмету «литература» по результатам сданного 04.04.2018 года досрочного ЕГЭ, рассчитав тестовый балл согласно действующей на момент сдачи ЕГЭ Таблице № 3 «Соответствие между первичными баллами и тестовыми баллами по всем учебным предметам по стобалльной системе оценивая», утвержденной Распоряжением Рособрнадзора № 920-10 от 26.04.2017 года «О внесении изменений в приложение 2 к методике определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного образования, необходимого для поступления в образовательные организации специалитета, утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.12.2016 года № 3422-10».

Решением Северского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края по доверенности ФИО2 просит жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в соответствии с требованиями ст.ст.96, 99 КАС РФ. О причинах неявки суду не сообщил. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ФИО1 по ордеру ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, просившую решение суда отменить, представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края по доверенности ФИО2, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.

Согласно ст.59 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

Пунктами 1 и 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013г. № 594, действовавшем до 02.08.2018 года, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет полномочия, в том числе по методическому обеспечению проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования; организации разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечение этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий; организации централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования; определению минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Приказом Минобрнауки России от 10.11.2017 года № 1099 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году» утверждено расписание проведения единого государственного экзамена в 2018 году, согласно которому проведение ЕГЭ по литературе назначено на 4 апреля.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.04.2018 года ФИО1 сдавался единый государственный экзамен по литературе. Согласно протоколу проверки результатов Единого государственного экзамена по предмету «литература», ФИО1 04.04.2018 года, дано 25 верных ответов (первичный балл), что соответствует 44 тестовым баллам.

Поданная ФИО1 апелляция отклонена. В выписке из протокола конфликтной комиссии № 3 от 19.04.2018 года указано, что с учетом выполнения требований п. 87 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 года № 1400, до заседания конфликтной комиссии по рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия установила правильность оценивания экзаменационной работы выпускника прошлых лет, подавшего апелляцию. Для этого к рассмотрению апелляции привлекались эксперты по соответствующему учебному предмету, ранее не проверявшие работу. В связи с отсутствием технических ошибок и предложений предметной комиссии о пересмотре баллов экзаменационной работы ФИО1 в сторону увеличения или уменьшения, апелляция отклонена, результат остался прежним (44 балла).

Письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края № 47-13-16539/18 от 17.08.2018 года на обращение ФИО1 разъяснено, что изменение соответствия между первичными и тестовыми баллами по учебным предметам не относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 13 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 года № 1400, Рособрнадзор осуществляет следующие функции в рамках проведения ГИА: организует разработку контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ, критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных по этим КИМ, текстов, тем, заданий, билетов и критериев оценивания для проведения ГВЭ, в том числе создает комиссии по разработке КИМ по каждому учебному предмету, а также организует обеспечение указанными материалами ГЭК.

Согласно п. 53 указанного Порядка, проверка экзаменационных работ ЕГЭ обучающихся, выпускников прошлых лет включает в себя: обработку бланков ЕГЭ; проверку ответов обучающихся, выпускников прошлых лет на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутый ответ; централизованную проверку экзаменационных работ.

Обработка бланков ЕГЭ осуществляется региональными центрами обработки информации субъектов Российской Федерации (далее – РЦОИ) с использованием специальных аппаратно-программных средств (п.55 Порядка).

РЦОИ осуществляет обработку бланков ЕГЭ по всем учебным предметам. При этом РЦОИ обязан завершить обработку (включая проверку предметными комиссиями ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом), в том числе бланков ЕГЭ по экзаменам, проведенным досрочно и в дополнительные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

На основании п. 59 Порядка, в рамках осуществления проверки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет предметные комиссии: принимают к рассмотрению экзаменационные работы; осуществляют проверку ответов обучающихся, выпускников прошлых лет и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.

В соответствии с п. 65 Порядка, непосредственно по завершении обработки и проверки экзаменационных работ ЕГЭ РЦОИ направляет в уполномоченную организацию результаты обработки и проверки ответов экзаменационных работ ЕГЭ.

После получения указанных данных из всех субъектов Российской Федерации уполномоченная организация обеспечивает проведение централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ.

Согласно п. 66 Порядка, централизованная проверка включает в себя: организацию межрегиональной перекрестной проверки, перепроверки и межрегиональной перекрестной проверки в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами в случаях, установленных настоящим Порядком; сверку ответов обучающихся, выпускников прошлых лет на задания экзаменационной работы с кратким ответом с правильными ответами на данные задания; определение первичных баллов ЕГЭ (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы); перевод первичных баллов ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) в стобалльную систему оценивания.

Централизованная проверка завершается не позднее чем через пять рабочих дней с момента получения результатов обработки бланков ЕГЭ, а также результатов проверки ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и устных ответов по иностранным языкам из всех субъектов Российской Федерации (за исключением централизованной проверки экзаменационных работ, направленных на перепроверку).

По завершении проведения централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ уполномоченная организация обеспечивает передачу результатов ЕГЭ в РЦОИ.

В соответствии с п. 67 Порядка по завершении проверки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет, в том числе получения от уполномоченной организации результатов централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ, РЦОИ, уполномоченная организация передает в соответствующие ГЭК данные о результатах ЕГЭ, а председатели предметных комиссий - данные о результатах ГВЭ по каждому обучающемуся, выпускнику прошлых лет.

Председатель ГЭК рассматривает результаты ГИА по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании.

Пунктом 2 Приказа Рособрнадзора от 18.11.2016 года № 1967 «Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета» определено минимальное количество баллов единого государственного экзамена по стобалльной системе оценивания, необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, составляющее по предмету «литература» - 32 балла.

Распоряжением Рособрнадзора от 30.12.2016 года 3422-10 (ред. от 16.04.2018г.) утверждена Методика определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

В соответствии с п. 3 Методики, первичный балл - это предварительный балл единого государственного экзамена, который получается путем суммирования оценок за выполнение каждого задания экзаменационной работы на основе спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ; тестовый балл - это окончательный балл по результатам ЕГЭ, который выставляется по стобалльной или пятибалльной системе оценивания в результате процедуры, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года.

Первичные баллы ЕГЭ по каждому учебному предмету переводятся в тестовые согласно алгоритму установления соответствия первичных и тестовых баллов (Приложение 1 к Методике). Минимальные первичные баллы соответствуют минимальным тестовым баллам по стобалльной системе оценивания.

Согласно п. 19 Методики, в случае изменений структуры и содержания в КИМ ЕГЭ по учебному предмету ФГБНУ «ФИПИ» в соответствии с настоящей Методикой не позднее чем за две недели до начала ЕГЭ вносит предложения в комиссию по установлению соответствия между минимальными первичными баллами единого государственного экзамена и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

В соответствии с протоколом №02-1/пр от 11.04.2018 года комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по установлению соответствия между минимальными первичными баллами единого государственного экзамена и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2018 году рассмотрен вопрос о соответствии между первичными баллами ЕГЭ и тестовыми баллами ЕГЭ по литературе, необходимыми для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2018 году, комиссией рассмотрен вопрос о соответствии между первичными баллами ЕГЭ и тестовыми балами ЕГЭ по литературе, необходимыми для поступления в образовательные организации высшего образования по обучению по программам бакалавриата и программам специалитета. Для построения шкалы в качестве соотношения второго граничного первичного и тестового балла выбрано 50/73 (в 2017 г. - 36/73). Принято решение установить соответствие первичных баллов ЕГЭ и тестовых баллов ЕГЭ по литературе в 2018 году согласно приложению 3.

Судом первой инстанции правомерно отвергнут довод истца о том, что единый государственный экзамен по литературе сдан им в период действия распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) № 920-10 от 26.04.2017 года, и соответственно оценивание результатов экзамена должно быть в соответствии с указанным Распоряжением.

Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) № 617-10 от 16.04.2018 года в соответствии с пунктами 15, 19 методики определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.12.2016 года № 3422-10, с изменениями, внесенными распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.04.2017 года № 920-10, протоколами заседания комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по установлению соответствия между минимальными первичными баллами единого государственного экзамена и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2018 году, внесены изменения в приложение 2 к методике определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.12.2016 года № 3422-10.

Установлено соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по учебным предметам по стобальной системе оценивания, подтверждающими освоение образовательной программы среднего общего образования по всем общеобразовательным предметам, и необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, которое по предмету литература составляет 15 - минимальный первичный балл, 32 - минимальный тестовый балл (приложением № 1 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2018 года № 617-10), а согласно приложению № 2 к указанному распоряжению, первичный балл по предмету литература равный 25, соответствует тестовому баллу - 44 по стобальной системе оценивания (Л.д. 93-99).

Руководствуясь распоряжением Рособрнадзора от 30.12.2016 № 3422-10 Комиссия по установлению соответствия между минимальными первичными баллами ЕГЭ и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов ЕГЭ протоколом от 11.04.2018 № 02-1/пр установила иное соответствие между первичными баллами и тестовыми баллами по всем учебным предметам по стобалльной системе оценивания, в том числе по учебному предмету «Литература».

В связи с чем, утверждение результатов ЕГЭ всех участников осуществлялось с учетом указанного изменения соответствия между первичными и тестовыми баллами.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение районного суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: