ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-738/18 от 25.09.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Никитченко А.А.

Дело № 33а-738/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 сентября 2018 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Токмачевой Н.И.,

судей Кочева С.Н., Кнепмана А.Н.

при секретаре судебного заседания Князь Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах Российской Федерации к Собранию депутатов муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконным действия по принятию решения от <...>№ <...> «О принятии решения о сохранении права занимать должность главы администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» за Майоровым А. А.ичем», отмене решения и понуждении к совершению определённых действий

по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Облученского района ЕАО Н.О.А. на решение Облученского районного суда ЕАО от <...>, которым административный иск оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Токмачевой Н.И., пояснения помощника прокурора ЕАО Холманских Т.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Собранием депутатов муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО (далее – Собрание депутатов) принято решение от <...>№ <...> «О принятии решения о сохранении права занимать должность главы администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» за Майоровым А.А.» (далее - решение от <...>№ <...>).

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с административным иском, уточнённым в порядке части 4 статьи 2, части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), в интересах Российской Федерации к Собранию депутатов о признании незаконным действия по принятию решения от <...>№ <...>, отмене названного решения и возложении обязанности рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО (далее – администрация Бираканского городского поселения, администрация) Майорова А.А. и принять решение в соответствии с требованиями статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) и подпункта 2.1 пункта 2 статьи 24 Устава муниципального образования «Бираканское городское поселение» ЕАО.

Требования мотивированы тем, что постановлением от <...>№ <...> главой администрации Майровым А.А. предоставлен земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>, своей матери М.С.Н. и <...> заключен договор безвозмездного пользования указанным земельным участком сроком на пять лет с <...> по <...> в соответствии с положениями Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ).

При этом, в нарушение требований статей 11, 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ) Майоров А.А. не уведомил о возникшем конфликте интересов Собрание депутатов, которому он в силу требований части 5 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ подконтролен и подотчётен, и не предотвратил, не урегулировал его путём самоотвода.

Заместителем прокурора Облученского района ЕАО <...> председателю Собрания депутатов направлена информация по факту данного коррупционного правонарушения главой администрации для принятия решения в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Вместе с тем, Собранием депутатов решение от <...>№ <...> принято в нарушение норм Федеральных законов от 25.12.2008 № 273-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Суд первой инстанции <...> вынес решение, которым требования прокурора оставлены без удовлетворения.

В апелляционном представлении исполняющий обязанности прокурора Облученского района ЕАО Н.О.А. просил решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Мотивируя представление, указал, что решение судьи районного суда не может быть признано законным и обоснованным, поскольку принято с неправильным применением норм материального права.

Не согласен с выводом суда о том, что сам по себе факт установления федеральным законодательством ответственности за несоблюдение требований законодательства о коррупции в виде увольнения должностного лица не накладывает обязанность на представительный орган муниципального образования принять решение о его увольнении (удалении в отставку).

Анализируя положения статей 11, 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, статей 36, 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полагает, что неисполнение установленной законом обязанности по урегулированию конфликта интересов влечёт единственный вид ответственности - увольнение, который не может быть изменён правоприменителем. В этой связи Собрание депутатов не может принять иное решение либо уклониться от применения указанного в законе вида ответственности.

Считает, что представительный орган муниципального образования лишён права дифференцированной оценки подобных действий, за установлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного. Наличие объективного юридического факта исключает дискреционное полномочие представительного органа.

В возражениях на апелляционное представление председатель Собрания депутатов Ш.В.Д. просила решение суда оставить без изменения.

Указала, что Собрание депутатов детально рассмотрело правонарушение Майорова А.А., приняло во внимание, что договор от <...> безвозмездного пользования расторгнут, земельный участок возвращён, конфликт интересов исчерпан, правонарушение устранено. Вопрос об удалении главы в отставку Собранием депутатов рассмотрен, единогласно принято решение о сохранении права занимать должность главы администрации за Майоровым А.А.

В судебном заседании апелляционной инстанции помощник прокурора ЕАО Холманских Т.А. доводы представления поддержала. Пояснила, что в нарушении части 3 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава администрации Майоров А.А. не уведомлён о выдвижении инициативы об удалении его в отставку. Нарушен порядок принятия решения, поскольку Собрание депутатов выдвинуло на рассмотрение вопрос об оставлении главы администрации в должности, а не об удалении его в отставку.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов, заинтересованное лицо Майоров А.А. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с этим на основании статьи 150 КАС РФ административное дело рассмотрено судебной коллегией в их отсутствие.

Рассмотрев в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ административное дело в полном объёме, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционного представления, возражений относительно него, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу части 1 статьи 39 и части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1)

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 названой статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2).

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 части 3).

В соответствии со статьёй 11 названного Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1); обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2); непринятие данным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6).

Отношения, связанные с избранием, осуществлением деятельности главы муниципального образования и удалением в отставку урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Уставом муниципального образования «Бираканское городское поселение», принятого решением Собрания депутатов от 22.08.2005 (в редакции от 28.05.2018) (далее – Устав).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36).Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (часть 4.1 статьи 36).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5).

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьёй 74.1 названного Федерального закона (пункт 2.1 части 6 статьи 36).

Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 16, пункте 1 статьи 17, частях 1, 4, 6, 8 статьи 22, пункте 2.1 части 1 статьи 24, части 4 статьи 26, части 2 статьи 28 Устава.

В соответствии со статьёй 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с названным Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).

Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (пункт 4 части 2).

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днём внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (часть 3).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учётом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 4).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 8).

Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов от <...>№ <...> на основании итогов <...> голосования по выборам главы муниципального образования ФИО1 избран главой муниципального образования «Бираканское городское поселение», и в силу части 4 статьи 22 Устава он возглавляет администрацию городского поселения.

На основании Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ глава администрации ФИО1 по заявлению своей матери М.С.Н. от <...> издал постановление от <...>№ <...> о предоставлении ей земельного участка по адресу: <...>, и <...> заключил с ней договор безвозмездного пользования данным земельным участком, площадью 559 кв.м, сроком на пять лет с <...> по <...>.

На следующий день после поступления заявления М.С.Н.<...> глава администрации ФИО1 составил уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей по выделению земельного участка своей матери М.С.Н. в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

В связи с отсутствием в Бираканском городском поселении утверждённого Порядка сообщения муниципальными служащими о возникновении конфликта интересов, данное уведомление от <...> передано ФИО1 в кадровую службу администрации Бираканского городского поселения и вшито в его личное дело.

Решением Облученского районного суда ЕАО от <...>, вступившим в законную силу <...>, постановление от <...>№ <...> и договор от <...> безвозмездного пользования земельным участком признаны недействительными, как противоречащие закону, поскольку сделка совершена в условиях конфликта интересов, не урегулированного в установленном законом порядке. Из Единого государственного реестра недвижимости исключена запись от <...> о регистрации права М.С.Н. безвозмездного пользования поименованным земельным участком. Постановлено применить последствия недействительности сделки – на М.С.Н. возложена обязанность возвратить земельный участок Бираканскому городскому поселению.

Решение исполнено, земельный участок возвращён муниципальному образованию <...> по акту.

<...> заместителем прокурора Облученского района Собранию депутатов направлено предложение рассмотреть вопрос о допущенном главой администрации ФИО1 правонарушении, выразившемся в неуведомлении Собрания депутатов о возникшем конфликте интересов и непринятии мер по его предотвращению или урегулированию, путём самоотвода, и принять на основании части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ соответствующее решение.

Во исполнение данного предложения прокурора решением Собрания депутатов от <...>№ <...> создана рабочая группа (комиссия) в составе председателя Собрания депутатов Ш.В.Д., депутатов К.С.В. и Т.О.Н., которая <...> обратилась с письмом к губернатору ЕАО Л.А.Б. с просьбой сохранить право занимать должность главы администрации за ФИО1, мотивированное тем, что ФИО1 работает в должности главы третий год, переживает за поселение, делает всё возможное для развития посёлка, в котором родился и вырос, прислушивается к советам депутатов и населения.

Согласно письму от <...> у губернатора ЕАО не имелось возражений против рассмотрения на заседании Собрания депутатов данного вопроса. Депутатскому корпусу предложено принять самостоятельное, взвешенное решение в соответствии с действующим областным и федеральным законодательством.

На заседании <...> комиссия по рассмотрению вопроса о допущенном правонарушении ФИО1 приняла решение № <...>, из которого следует, что поскольку земельный участок возвращён М.С.Н. по акту, считать правонарушение, совершённое ФИО1, устранённым. Собранию депутатов рекомендовано сохранить за ФИО1 право занимать должность главы администрации.

В этот же день Собранием депутатов на заседании, в котором участвовало 8 депутатов из установленных Уставом 10 депутатов, то есть более двух третей, единогласно принято оспариваемое прокурором решение от <...>№ <...>.

Руководствуясь вышеприведёнными нормами права, установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для признания действий представительного органа по принятию решения от <...>№ <...>, самого решения незаконным и возложении обязанности на Собрание депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы администрации ФИО1 и принять решение в соответствии с положениями статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Довод прокурора о том, что правонарушение ФИО1 выразилось в неуведомлении Собрания депутатов, которому глава подотчётен, о возникшем конфликте интересов, несостоятелен.

Из материалов дела следует, что на момент возникновения рассматриваемых правоотношений (октябрь <...> года) в муниципальном образовании отсутствовал документ, устанавливающий порядок уведомления о возникновении конфликта интересов. Такой документ утверждён решением Собрания депутатов от <...>№ <...>, то есть через год после указанных событий.

Между тем, во исполнение части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ ФИО1 написал уведомление о возникшем конфликте интересов <...> на следующий день после поступления заявления матери, которое передал в кадровую службу администрации Бираканского городского поселения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии виновного бездействия ФИО1 по неуведомлению Собрания депутатов о возникшем конфликте интересов.

Довод прокурора о том, что глава администрации ФИО1 не исполнил обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов путём самоотвода, подтверждается материалами дела. Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с мнением представительного органа о том, что конфликт урегулирован – земельный участок возвращён в муниципальную собственность.

Кроме того, в силу пункта 10 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Из материалов дела следует, что 8 депутатов, присутствующих на заседании Собрания депутатов, путём голосования единогласно приняли решение о сохранении права занимать должность главы администрации за ФИО1, исходя из конкретных обстоятельств дела, отсутствия возражений со стороны губернатора области, учитывая, в том числе деловые качества ФИО1

В целом доводы апелляционного представления аналогичны доводам, приводящимся в обоснование заявленных требований, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия, и не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и иное толкование подлежащих применению к возникшим правоотношениям положений действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Облученского районного суда ЕАО от <...> оставить без изменения, апелляционное представление исполняющего обязанности прокурора Облученского района ЕАО Н.О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Н.И. Токмачева

Судьи С.Н. Кочев

ФИО2