ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7394/20 от 21.07.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Ельчанинов А.С. адм.дело N 33А-7394/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2020 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Сивохина Д.А. и Житниковой О.В.,

при секретаре Ивановой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кошкинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу N2а-111/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании отказа в предоставлении меры социальной поддержки и о восстановлении нарушенного права.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО10, объяснения представителя административного истца ФИО9 поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного ответчика ГБОУ <адрес> СОШ <адрес>ФИО6, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> (далее – ГБОУ СОШ <адрес>), выразившееся в неоказании установленной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 570 "О мерах социальной поддержки выпускников образовательных учреждений высшего образования и профессиональных образовательных учреждений, обучающихся по педагогическим специальностям" (далее – Постановление N 570) меры социальной поддержки в виде выплаты единовременного пособия на обустройство в размере 250 000 руб.

В обоснование указала, что она имеет право на данную выплату, поскольку в 2019 г. окончила Тольяттинский социально-педагогический колледж, ДД.ММ.ГГГГ она поступила на работу в ГБОУ СОШ <адрес> на должность учителя.

На ее заявление о предоставлении меры социальной поддержки директор ГБОУ СОШ <адрес>ФИО7 ответил отказом, содержащимся в письме от ДД.ММ.ГГГГ

Ссылаясь на нарушение права на получение меры социальной поддержки, ФИО8 просила суд признать оспариваемое бездействие незаконным.

В ходе рассмотрения дела по заявлению представителя административного истца произведена замена административного ответчика ГБОУ СОШ <адрес> на министерство образования и науки <адрес> (л.д. 63-64), к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Север-Западное управление министерства образования и науки <адрес> (л.д. 65).

Решением Кошкинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО8 оставлены без удовлетворения (л.д. 170-175).

В апелляционной жалобе ФИО8 ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права (л.д. 179-181).

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела следует, что в 2019 г. ФИО8 закончила обучение в Государственном автономном профессиональное образовательном учреждении <адрес> «Тольяттинский социально-педагогический колледж» в <адрес> по специальности 4ДД.ММ.ГГГГ «Физическая культура», квалификация «педагог по физической культуре и спорту», что подтверждается дипломом, выданном ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99).

Согласно заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ГБОУ СОШ <адрес>ФИО8 принята на работу на должность учителя (л.д. 9-11).

Рассмотрев заявление ФИО8 о предоставлении меры социальной поддержки, установленной Постановлением N 570 в виде выплаты единовременного пособия на обустройство в размере 250 000 руб., директор ГБОУ СОШ <адрес>ФИО7 письмом от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил, что к компетенции образовательной организации данный вопрос не относится (л.д. 12-13).

В соответствии с Постановлением N 570 в целях совершенствования социальной защищенности выпускников образовательных учреждений высшего образования и профессиональных образовательных учреждений, обучающихся по педагогическим специальностям, и их трудоустройства в государственные и муниципальные образовательные учреждения в <адрес> установлены меры социальной поддержки выпускникам образовательных учреждений высшего образования и профессиональных образовательных учреждений, обучающихся по педагогическим специальностям, в виде выплаты в период ученичества, но не более восьми месяцев, дополнительной стипендии в размере 500 (пятисот) рублей в месяц и единовременного пособия на обустройство в размере:

160 000 (ста шестидесяти тысяч) рублей для поступающих на работу в образовательные учреждения, расположенные в городских округах <адрес>, по любой педагогической специальности;

250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей для поступающих на работу в образовательные учреждения, расположенные в поселениях на территории <адрес>, по любой педагогической специальности;

350 000 (трехсот пятидесяти тысяч) рублей для поступающих на работу по специальности учителя начальных классов, учителя математики, физики, русского языка и литературы, географии, биологии, истории, иностранного языка в общеобразовательные учреждения, расположенные в сельских населенных пунктах на территории <адрес>, с удаленностью от города или районного центра более 30 км, предусматриваемых договором, заключаемым между государственным (муниципальным) образовательным учреждением в <адрес>, лицом, обучающимся на последнем курсе в образовательном учреждении высшего образования или профессиональном образовательном учреждении и ищущим работу по педагогической специальности, и министерством образования и науки <адрес>.

Предоставление мер социальной поддержки осуществляется министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год.

Постановление N 570 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки, определяющий механизм предоставления выпускникам образовательных учреждений высшего образования и профессиональных образовательных учреждений, обучающимся по педагогическим специальностям мер социальной поддержки в виде выплаты в период ученичества дополнительной стипендии и единовременного пособия на обустройство (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).

Согласно пункту 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки, получателями мер социальной поддержки являются лица, обучающиеся на последнем курсе в образовательном учреждении высшего образования или профессиональном образовательном учреждении по педагогическим специальностям и ищущие работу.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО8 в период обучения с заявлением об участии в конкурсном отборе претендентов для включения в список лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки не обращалась, договор между нею как лицом обучающемся на последнем курсе в образовательном учреждении высшего образования или профессиональном образовательном учреждении и ищущим работу по педагогической специальности и Министерством образования и науки <адрес> не заключался.

Таким образом, на момент обращения с письменным заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты единовременного пособия на обустройство в размере 250 000 руб. ФИО8 являлась фактически трудоустроенной, что служит основанием для отказа в предоставлении меры социальной поддержки, на которую могут претендовать выпускники образовательных учреждений высшего образования и профессиональных образовательных учреждений, обучающихся по педагогическим специальностям.

Кроме того, меры социальной поддержки предоставляются получателю при условии заключения договора между государственным (муниципальным) образовательным учреждением в <адрес>, получателем и Министерством при условии прохождения конкурсного отбора.

При таких обстоятельствах ФИО8 не попадает под категорию получателя мер социальной поддержки в соответствии с Постановлением N 570.

Ссылка в апелляционной жалобе на закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ГД «О молодом специалисте в <адрес>» (далее - Закон 76-ГД) является несостоятельной, поскольку данным Законом 76-ГД предусмотрены иные, меры поддержки, предоставляемые молодым специалистам. Министерство не является уполномоченным органом по предоставлению мер поддержки молодым специалистам в соответствии с Законом 76-ГД.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 767 «О мерах по реализации <адрес> «О молодом специалисте в <адрес>» меры поддержки молодым специалистам в соответствии с Законом 76-ГД предоставляются государственными казенными учреждениями <адрес>, центрами занятости населения городских округов и муниципальных районов.

Кроме того, административный истец в своей апелляционной жалобе ссылается на Распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 990-р «Об определении органа исполнительной власти <адрес>, уполномоченного предоставлять единовременную компенсационную выплату учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в расположенные на территории <адрес> сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и организации (регионального оператора), ответственной за сопровождение мероприятий по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в расположенные на территории <адрес> сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек» (далее - Распоряжение), программу «Земский учитель».

Распоряжением министерство определено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в 2020 - 2022 принимать решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и предоставлять единовременную компенсационную выплату на основании заключенного с учителем договора на предоставление указанной выплаты (далее -уполномоченный орган), а государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования <адрес> «<адрес> институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» определено организацией, ответственной за регистрацию заявлений и пакета документов претендентов для проведения конкурсного отбора на право получения единовременной компенсационной выплаты.

Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7 «О реализации на территории <адрес> в 2020 - 2022 годах мероприятий по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в расположенные на территории <адрес> сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек» (далее - Постановление N 7) разработано министерством в целях реализации в 2020 - 2022 годах мероприятий по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в расположенные на территории <адрес> сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.

Постановлением N 7 утвержден порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты учителю, прибывшему (переехавшему) на работу в расположенные на территории <адрес> сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.

Право на предоставление выплаты по программе «Земский учитель» имеют лица, победившие в конкурсном отборе.

В соответствии с распоряжением <адрес> N 990 документы на участие в конкурсе необходимо предоставить региональному оператору до ДД.ММ.ГГГГ Основными критериями отбора претендентов на право участия в программе «Земский учитель» являются следующие: возраст учителя до 55 лет; наличие среднего или высшего профессионального образования, отвечающего профессиональным стандартам; трудоустройство в школу с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю; готовность отработать в школе в течение 5 лет. На сегодняшний день прием заявок на участие в данном конкурсе завершен.

ФИО8 не является участником программы «Земский учитель».

Судебная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО8 требований, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделан на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.

Вопреки доводам апелляционной жалобы решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены либо изменения, предусмотренных КАС РФ, не имеется.

Само по себе несогласие административного истца с выводом суда первой инстанции не свидетельствует о незаконности решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Кошкинского районного суда Самарской области от 18 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО8 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Кошкинский районный суд <адрес> в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: