ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7471/2016 от 18.04.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

... № 33а-7471/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа 18 апреля 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

в составе председательствующего: Крыгиной Т.Ф.,

судей: Нурисламовой Э.Р.,

Сафина Ф.Ф.,

при секретаре М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан В. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от <дата>, которым постановлено:

административный иск Т. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления ФМС России по РБ в принятии к рассмотрению документов, представленных Т., о выдаче вида на жительство в Российской Федерации ее сыну Т., <дата> года рождения, выраженный в письме Управления ФМС России по Республике Башкортостан от <дата><№>, обязать Управление ФМС России по Республике Башкортостан устранить нарушения.

В остальной части требования о признании незаконной невыдачу Управлением ФМС России по Республике Башкортостан Т. вида на жительство в Российской Федерации, обязании Управления ФМС России по Республике Башкортостан выдать вид на жительство в Российской Федерации Т. - отказать.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Т., действующая в интересах несовершеннолетнего Т. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа УФМС России по Республике Башкортостан в принятии документов к рассмотрению о выдаче вида на жительство в Российской Федерации ее сыну Т., <дата> года рождения, выраженного в письме Управления ФМС России по Республике Башкортостан <№>, которым административный ответчик ответил, что заявление и документы к рассмотрению не принимаются, поскольку отсутствуют документы, предоставление которых предусмотрено административным регламентом. Из административного иска следует, что Т. является гражданкой Республики Узбекистан, проживающей на территории Российской Федерации.

<дата> ей был выдан вид на жительство в Российской Федерации <№> со сроком действия до <дата>. Несовершеннолетний Т. рожден на территории РФ (город Уфа) и с рождения проживает на территории РФ со своей матерью, отцом - Т., который также имеет вид на жительство в РФ (<№> от <дата>), несовершеннолетней сестрой Т., <дата> года рождения, и несовершеннолетним братом Т., <дата> года рождения. Семья Т. зарегистрирована и имеет постоянное место жительства в РБ по адресу: <адрес>. Дети посещают школу и детский сад на территории г. Уфы. Члены семьи Т. в последующем планируют получить гражданство Российской Федерации. Таким образом, Т. имеет тесную связь с Российской Федерацией.

Истец просила признать незаконным отказ Управления ФМС России по РБ в принятии к рассмотрению документов о выдаче вида на жительство в Российской Федерации ее сыну Т., выраженный в письме Управления ФМС России <№>, признать незаконной невыдачу Управлением ФМС России по РБ Т., вида на жительство в Российской Федерации, обязать Управление ФМС России по РБ выдать вид на жительство в Российской Федерации Т., <дата> года рождения.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан В. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что Т. не лишена возможности выезда со своим ребенком Т. в Республику Узбекистан для оформления всех необходимых ребенку документов. Указанные обстоятельства не приводят к разрыву семьи, не лишают возможности Т. и его родителей беспрепятственно въезжать и проживать в Российской Федерации. После оформления Т. необходимых документов, Т. имеет право обратиться в миграционную службы за выдачей разрешения на временное проживание в РФ, и по прошествии времени обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство в РФ Т.

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела, неявка которых в силу ст.ст. 150, 272 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан В., действующего на основании доверенности от <дата>, представителя Т.Б., действующую на основании доверенности от <дата>, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела, в частности из письма УФМС России по РБ от <дата><№> следует, что Т. было разъяснено, что в соответствии с п. 104 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, ребенку, родившемуся на территории Российской Федерации после получения одним из родителей вида на жительство, может быть оформлен вид на жительство по заявлению этого родителя, поданному в произвольной форме в территориальный орган ФМС России по месту его жительства. Вместе с заявлением представляются свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий его личность и гражданство.

Также в названном письме было указано, что заявление и документы не принимаются, если отсутствуют документы, предоставление которых предусмотрено административным регламентом.

Судом установлено, что в приеме документов для рассмотрения было отказано по причине отсутствия у ребенка документа, подтверждающего гражданство, в связи с тем, что с <дата> прекращен ранее действовавший порядок, предусматривающий вклеивание фотографии ребенка в паспорт родителей.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Т. совершены юридически значимые действия для получения ее ребенком вида на жительство на территории Российской Федерации, миграционным органом необоснованно отказано заявителю в выдаче вида жительства.

В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Пунктом 5 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрен порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Согласно п. 102 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (утв. Приказом ФМС России от 22.04.2013 № 215), вид на жительство оформляется иностранному гражданину независимо от возраста. Иностранный гражданин, не достигший возраста 16 лет, вписывается в виды на жительство своих родителей (законных представителей) по их желанию на основании заявления, оформленного в произвольной форме. При внесении сведений о ребенке в виды на жительство родителей (законных представителей) в вид на жительство вклеивается фотография ребенка независимо от его возраста.

В соответствии с п. 104 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, ребенку, родившемуся на территории Российской Федерации после получения одним из родителей вида на жительство, может быть оформлен вид на жительство по заявлению этого родителя, поданному в произвольной форме в территориальный орган ФМС России по месту его жительства. Вместе с заявлением представляются свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий его личность и гражданство (сведения о ребенке могут быть внесены полномочным органом иностранного государства в паспорт иностранного гражданина, являющегося родителем).

В случае, если государство, гражданином которого является родитель, не представляет ребенку свое гражданство (данное обстоятельство подтверждается справкой полномочного органа иностранного государства) или родитель является лицом без гражданства, ребенок может быть признан лицом без гражданства и ему выдается вид на жительство лица без гражданства.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан (заключено в г. Минске 30.11.2000) (ред. от 13.07.2005) утвержден перечень документов граждан Республики Узбекистан для въезда, выезда, следования транзитом, пребывания и передвижения по территории Российской Федерации, согласно которому к документам удостоверяющим личность иностранного гражданина, в том числе относятся: Дипломатический паспорт; Паспорт гражданина Республики Узбекистан; Удостоверение гражданина Республики Узбекистан, не достигшего 16-летнего возраста; Свидетельство на возвращение в Республику Узбекистан.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству для возвращения в Республику Узбекистан <№>, выданному Посольством Республики Узбекистан в городе Москве, оно выдано Т., <дата> года рождения, как лицу, не имеющему паспорта, на основании свидетельства о рождении. Свидетельство содержит фотографию ребенка.

Согласно указанному международному договору, Свидетельство для возвращения в Республику Узбекистан признается в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Свидетельством о рождении <№> подтверждается, что Т. родился <дата> в городе Уфе Республики Башкортостан Российской Федерации. Отец Т., гражданин Узбекистана. Мать Т., гражданка Узбекистана.

В соответствии с п. 22 Административного регламента для получения вида на жительство иностранному гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, родитель, усыновитель, опекун или попечитель подает в территориальный орган ФМС России в отношении указанных лиц: заявление в двух экземплярах.

Фотографии в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 21.2 Административного регламента. Документ, удостоверяющий личность. Свидетельство о рождении, если заявление подается родителем.

Установлено, что на момент первоначальной подачи документов, свидетельство для возвращения в Республику Узбекистан с фотографией ребенка заявителем не было представлено. Вместе с тем, представителем ответчика не оспаривалось, что при повторном обращении документы также не были приняты, не смотря на наличие свидетельства.

Учитывая вышеназванные обстоятельства, а также наличие свидетельства о рождении Т. и свидетельства для возвращения в Республику Узбекистан с фотографией, суд пришел к обоснованному выводу о том, что основания для отказа в принятии документов у Управления ФМС России по Республике Башкортостан отсутствовали, так как указанные документы подтверждают личность и гражданство Т.

При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба не может быть удовлетворена. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение и влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан В. – без удовлетворения.

Председательствующий Т.Ф. Крыгина

Судьи Э.Р. Нурисламова

Ф.Ф. Сафин