ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7537/2018 от 10.05.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Карпенко А.В. Дело № 33а-7537/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 мая 2018 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Соболевой Т.Е.,

судей Кормильцевой И.И., Жейновой С.И.,

при секретаре Курищевой Л.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Натальи Тихоновны, Васильевой Татьяны Владимировны к Думе городского округа Дегтярск о признании незаконным решения, возложении обязанности

по апелляционным жалобам административных истцов Кузнецовой Натальи Тихоновны, Васильевой Татьяны Владимировны

на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 14 февраля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя административного истца Васильевой Т.В. – Мясникова А.П., административного истца Кузнецовой Н.Т., представителя административного ответчика Думы городского округа Дегтярск Хисамовой О.А, поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Кузнецова Н.Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Думе городского округа Дегтярск об отмене решения от 19 января 2018 года № 224 «О результатах голосования по избранию Главы городского округа Дегтярск», указывая на допущенные нарушения подпункта 10.3 пункта 2 статьи 23 Устава городского округа Дегтярск, процедуры избрания и порядка голосования, предусмотренных статьями 28, 31 Регламента Думы городского округа Дегтярск.

Васильева Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Думе городского округа Дегтярск о признании незаконным решения от 19 января 2018 года № 224 «О результатах голосования по избранию Главы городского округа Дегтярск», возложении обязанности принять решение об избрании Главы городского округа Дегтярск, указывая на нарушение статей 28, 30.2, 31.3 Регламента Думы городского округа Дегтярск, главой 7 которого также не предусмотрено открытое голосование. У Думы городского округа Дегтярск отсутствуют полномочия по принятию решения о признании несостоявшимся избрание Главы городского округа Дегтярск. Оспариваемое решение нарушает ее права, предусмотренные статьями 32, 37 Конституции Российской Федерации, статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 30 января 2018 года административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании административный истец Кузнецова Н.Т., представитель административного истца Васильевой Т.В. - Мясников А.П. заявленные требования поддержали.

Административный истец Васильева Т.В. в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика Думы городского округа Дегтярск Хисамова О.А. административные исковые требования признала.

Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 14 февраля 2018 года требования Кузнецовой Н.Т., Васильевой Т.В. оставлены без удовлетворения.

На решение суда административными истцами Кузнецовой Н.Т., Васильевой Т.В. поданы апелляционные жалобы, в которых они просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, указывая на незаконность и необоснованность решения суда, повторяя доводы административных исковых заявлений.

Административный истец Васильева Т.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела по апелляционным жалобам, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, не просила об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с участием процессуального представителя административного истца.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения незаконным.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом первой инстанции установлено не было. Судебная коллегия находит правильными указанные выводы суда, которые подробно изложены в мотивировочной части решения.

Решением Думы городского округа Дегтярск от 19 января 2018 года № 224 «О результатах голосования по избранию Главы городского округа Дегтярск», которое является предметом оспаривания по настоящему административному делу: признано избрание Главы городского округа Дегтярск несостоявшимся, так как ни за одного кандидата не проголосовало более половины от установленного числа депутатов Думы городского округа Дегтярск (пункт 1); признан конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск, объявленный решением Думы городского округа Дегтярск от 06.09.2016 № 717 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск», завершенным (пункт 2).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения Думы городского округа Дегтярск от 19 января 2018 года № 224 «О результатах голосования по избранию Главы городского округа Дегтярск», как принятого уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Устава городского округа Дегтярск, с соблюдением порядка и процедуры его принятия, предусмотренных Регламентом Думы городского округа Дегтярск, и не нарушающего права административных истцов, которые воспользовались своим правом на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Дегтярск и не лишены права на участие в отборе кандидатур при объявлении нового конкурса.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 85-ОЗ «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» глава городского округа, расположенного на территории Свердловской области, избирается представительным органом соответствующего городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.

Согласно Уставу муниципального образования городской округ Дегтярск, утвержденному решением Дегтярской городской Думы от 28.06.2005 № 89, в исключительной компетенции Думы городского округа находится избрание главы городского округа Дегтярск из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск, по результатам конкурса (подпункт 10.3 пункта 2).

Решением Думы городского округа Дегтярск от 25.08.2016 № 713 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск (далее – Положение).

Согласно пункту 6.5 Положения рассмотрение Думой городского округа Дегтярск вопроса об избрании Главы городского округа Дегтярск из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом Думы городского округа Дегтярск.

Решением Думы городского округа Дегтярск от 28.09.2006 № 205 утвержден Регламент Думы городского округа Дегтярск (далее – Регламент), глава 7 которого регулирует избрание Главы городского округа Дегтярск.

Статьей 27 Регламента установлен порядок избрания Главы городского округа Дегтярск из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Избрание Главы городского округа Дегтярск из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Дегтярск по результатам конкурса, осуществляется на заседании Думы городского округа Дегтярск в соответствии с Уставом городского округа Дегтярск и настоящим Регламентом (пункт 27.1). Избрание Главы городского округа Дегтярск осуществляется голосованием в порядке статей 8, 9, 10 Регламента с учетом особенностей установленных главой 2 Регламента (пункт 27.2). Вопросы, связанные с избранием Главы городского округа Дегтярск из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и материалов конкурсных испытаний, рассматриваются в следующем порядке: внесение в Думу городского округа Дегтярск решения конкурсной комиссии о представлении кандидатов, принятого по результатам конкурса, и материалов конкурсных испытаний; рассмотрение решения конкурсной комиссии, материалов, представленных конкурсной комиссией, обсуждение кандидатур, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на заседании Думы городского округа Дегтярск с участием кандидатов - в течение месяца с даты внесения решения конкурсной комиссии о представлении кандидатов, принятого по результатам конкурса; голосование по кандидатам на должность Главы городского округа Дегтярск; подведение итогов голосования и объявление результатов голосования по избранию Главы городского округа Дегтярск (пункт 27.3).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вышеуказанный порядок избрания Главы городского округа Дегтярск Думой городского округа Дегтярск на внеочередном заседании 19 января 2018 года был соблюден, что подтверждается исследованным судом протоколом внеочередного заседания, на котором присутствовали все 15 избранных депутатов, принявших участие в голосовании по всем необходимым процедурным вопросам. Депутатами были обсуждены кандидатуры Васильевой Т.В. и Кузнецовой Н.Т., представленные конкурсной комиссией по результатам конкурса, обсуждение кандидатур проведено с соблюдением статьи 28 Регламента, регулирующей процедуру избрания Главы городского округа Дегтярск. На указанном заседании депутатами было принято коллегиальное решение большинством голосов о проведении открытого голосования по обсужденным указанным кандидатам на должность Главы городского округа Дегтярск.

Судом первой инстанции правильно был признан несостоятельным довод административного иска о необходимости проведения процедуры поименного, тайного голосования, предусмотренного статьями 29, 30 Регламента, с чем судебная коллегия также соглашается, поскольку статьей 27.2 Регламента предусмотрено голосование по избранию Главы городского округа Дегтярск в порядке статей 8 (процедура открытого голосования), 9 (процедура поименного голосования), 10 (процедура тайного голосования), которая в данном случае была самостоятельно избрана депутатами, которые отказались от процедуры поименного, тайного голосования.

Доводы апелляционных жалоб в указанной части являются несостоятельными, построенными на неправильном толковании норм Регламента, подлежащих применению в их совокупности, в главе 7 которого отсутствует установленный запрет на проведение открытого голосования.

Выбор способа голосования является правом депутатов согласно Регламенту, которые реализовали данное право, и проведение депутатами открытого голосования никаким образом не нарушает права административных истцов.

В соответствии со статьей 31 Регламента каждый депутат Думы вправе голосовать только за одного кандидата на должность Главы городского округа Дегтярск (пункт 31.1.). Избранным Главой городского округа Дегтярск, считается кандидат из числа представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, за которого проголосовало более половины от установленного числа депутатов Думы (пункт 31.2.). В случае если на должность Главы городского округа Дегтярск представлены два кандидата и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование после предварительного обсуждения этих кандидатур (пункт 31.3.).

Избранным на должность Главы городского округа Дегтярск по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от установленного числа депутатов Думы (пункт 31.5.). Решение Думы городского округа Дегтярск об избрании Главы городского округа Дегтярск принимается на основании результатов голосования без дополнительного голосования и подлежит официальному опубликованию (пункт 31.7.).

По итогам первого голосования, в котором приняли участие все 15 депутатов, за кандидатуру Васильевой Т.В. проголосовало 7 депутатов, против – 8, за кандидатуру Кузнецовой Н.Т. никто из депутатов не проголосовал, против проголосовало 8 депутатов. Поскольку ни один из кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов, депутатами было принято решение о проведении повторного голосования, при этом депутаты отказались от предварительного обсуждения указанных кандидатур.

Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел каких-либо существенных нарушений процедуры при проведении повторного голосования, исходя из буквального толкования пункта 31.1. Регламента, указав, что каждый депутат вправе голосовать только за одного кандидата, что в данном случае было ими осуществлено, при этом данный пункт Регламента не предусматривает, что депутаты не могут проголосовать против кандидата. Материалами дела также не подтверждается довод административных истцов об использовании конкретными депутатами своего голоса дважды при голосовании за конкретного кандидата.

Судебная коллегия находит правильными указанные выводы суда, при этом также учитывает, что вопреки доводам апелляционных жалоб Регламент не содержит запрета на проведение повторного голосования в рамках одного заседания Думы городского округа Дегтярск и не предусматривает обязанности назначения и проведения другого заседания, при этом как следует из протокола заседания обсуждение депутатами кандидатур перед повторным голосованием не последовало, что является их волеизъявлением.

По итогам повторного голосования, в котором приняли участие все 15 депутатов, за кандидатуру Васильевой Т.В. проголосовало 7 депутатов, против – 8, за кандидатуру Кузнецовой Н.Т. никто из депутатов не проголосовал, против проголосовало 8 депутатов.

Таким образом, по итогам второго тура голосования никто из кандидатов не был признан избранным на должность Главы городского округа Дегтярск, поскольку ни за одного из кандидатов не проголосовало более половины от установленного числа депутатов Думы. На основании изложенного Думой городского округа Дегтярск принято решение о признании избрания Главы городского округа Дегтярск несостоявшимся, конкурса – завершенным, поскольку Регламентом не предусмотрены иные действия после проведения повторного голосования, исходя из принципа самостоятельности представительного органа муниципального образования при решении данного вопроса.

Суд первой инстанции, анализируя вышеприведенные правовые нормы, установленные обстоятельства и представленные доказательства, пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения, принятого уполномоченным органом с соблюдением порядка, установленного Регламентом, об отсутствии нарушенных прав административных истцов, и постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия также учитывает, что о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления может свидетельствовать лишь существенное несоблюдение установленного порядка принятия оспариваемого решения, нарушающее права административного истца, которое в данном случае отсутствует.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что административным истцом Кузнецовой Н.Т. в административном иске не приведены обоснованные доводы о нарушении каких-либо прав и свобод, подлежащих восстановлению, за защитой которых она обратилась в суд, допущенных административным ответчиком. Административными истцами в целом не представлены какие-либо подтверждающие доказательства нарушенных прав. Вместе с тем факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения административного иска и в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Доводы апелляционной жалобы Кузнецовой Н.Т. об отсутствии в материалах дела соглашения о примирении сторон, нарушении тайны совещания являются несостоятельными и опровергаются материалами дела, из которого следует, что заявление об утверждении соглашения о примирении сторон (без даты составления и подписания) было рассмотрено судом с вынесением в совещательной комнате определения об отказе в утверждении соглашения, что подтверждается протоколом судебного заседания от 14 февраля 2018 года, замечания на который в порядке статьи 207 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сторонами по делу поданы не были. Доводы административного истца о наличии иного соглашения материалами дела не подтверждаются, более того, исходя из предмета и оснований заявленных требований, заключение соглашения председателем Думы городского округа Дегтярск противоречит существу рассматриваемого административного дела и нарушает права других лиц.

Апелляционные жалобы повторяют доводы и правовую позицию административных истцов, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, какие-либо иные правовые доводы в них не приведены. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Апелляционные жалобы не содержат обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 14 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административных истцов Кузнецовой Натальи Тихоновны, Васильевой Татьяны Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий Т.Е. Соболева

Судьи И.И. Кормильцева

С.И. Жейнова