РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-7540
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А. Чемякиной
судей О.Ю.Поздняковой, Е.П. Иском
при секретаре А.С.Солоха
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 ноября 2015 года административное дело по административному иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 18 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Е.П.Иском, пояснения представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО2, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником нежилого здания (назначение) с наименованием «свиноферма» общей площадью 3269, 7 кв.м., инв. №, лит. № на основании договора купли-продажи от 03.02.2004 г. о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 03 октября 2011 г. за номером №. Адрес объекта недвижимости: <адрес>. Данный объект длительное время не использовался как «свиноферма», и в дальнейшем он не собирается использовать под свиноферму. При обращении в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ему было отказано в изменении наименования «здание свинофермы», на наименование «нежилое здание». В решении от 27 марта 2015 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета, указано, что при проверке документов, поступивших с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сведений нежилого здания (здание свинофермы) с кадастровым номером №, расположенного <адрес>, выявлено, что представленный для кадастрового учета технический план по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства. Указано, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о наименовании объекта недвижимости с кадастровым номером № – здание свинофермы. Технический план подготовлен на основании изготовленного до 01 января 2013 г. Технического паспорта здания согласно п.8 ст. 41 Закона о кадастре, в котором указано наименование объекта- здание свиноферма. Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации прав от 03.10.2011 г. № нежилое здание является «зданием свинофермы». Таким образом, согласно документам, входящим в состав технического плана, наименованием объекта является «здание свинофермы», которое уже внесено в государственный кадастр недвижимости. Документ, содержащий иное наименование здания в представленном техническом плане, не является документом, на основании которого возможно осуществить государственный кадастровый учет. В решение от 29 апреля 2015 г. об отказе в снятии приостановления органа Росреестра указывают, согласно документов входящих в состав технического плана, наименованием объекта является «здание свинофермы», которое уже внесено в государственный кадастр недвижимости. Документ, содержащий иное наименование здания в представленном техническом плане, не является документом, на основании которого возможно осуществить государственный кадастровый учет. Для проведения государственного кадастрового учета объекта недвижимости необходимо устранить указанные в техническом плане замечания. С принятыми решением не согласен. Указывает, что какое-либо техническое переустройство/реконструкция вышеуказанного здания не проводилась. Проведение ремонтно-строительных работ по реконструкции указанных зданий не планируется, оформление разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется. Указывает, что порядок присвоения наименования объектам капитального строительства законодательством Российской Федерации не установлен. Наименование сооружения может быть изменено на основании любого документа. Просил признать незаконным решение об отказе в снятии приостановления в изменении вида наименования. С учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконным отказ в учете изменений объекта недвижимости № от 29 июня 2015 года. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести изменения в вид наименования объекта недвижимости вид, расположенного <адрес> условный № лит. № со «здание свинофермы» на «нежилое здание».
Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 11.06.2015 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 августа 2015 года удовлетворены заявленные требования. Отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости № от 29 июня 2015 года признан незаконным. На филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю возложена обязанность внести изменения в вид наименования объекта недвижимости, расположенного <адрес> условный № лит. № со «здание свинофермы» на «нежилое здание».
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю – ФИО3 с принятым решением не согласна. Указывает, что обращение за изменением наименования объекта направлено на легализацию иного целевого назначения объекта капитального строительства. В данном случае наименование «здание свинофермы» фактически определяет тот способ законного использования объекта капитального строительства, который был согласован и разрешен в момент его ввода в эксплуатацию в соответствии с разрешительными документами, являющимися действительными в силу ч.3 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ, следовательно не может изменяться произвольно. Вопрос о технической возможности переустройства здания, соответствии здания техническим регламентам для использования его по иному функциональному назначению должен рассматриваться после получения соответствующего разрешения компетентного органа по установленной законом процедуре. При этом, законность изменения целевого назначения объекта недвижимости не может оцениваться лишь исходя из сохранения внешнего архитектурного облика и технических характеристик здания как строительной конструкции. Разрешительная документация, подтверждающая возможность использования здания под иные цели, в состав технического плана не включена. В связи с чем, считает что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения предоставленных заявителем документов были приняты обоснованные решения. Кроме того, в содержащихся в техническом плане листах проектной документации (подготовленной в связи с реконструкцией здания), иного наименования, отличного от наименования «здания свинофермы», а также функционального назначения здания определяющего допустимые параметры и способы его использования, не указано. Вместе с тем, целевое назначение объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, влияет на размер его кадастровой стоимости, применяемой в том числе для целей налогообложения. Просит решение суда отменить, по делу принять новый судебный акт.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником здания свинофермы назначение нежилое здание, 1 –этажный, общая площадь 3269, 7 кв.м., инвентарный №, лит. №, расположенного <адрес>, кадастровый № ЛИТ.№, что подтверждается свидетельством о регистрации от 03.10.2011 года серии №, а также договором купли-продажи от 03.02.2004 года.
Решением органа кадастрового учета филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 29.04.2015 г. №, осуществление государственного учета по заявлению ФИО1 приостановлено ввиду того, что согласно документов, входящих в состав технического плана наименованием объекта является «Здание свинофермы», которое уже внесено в государственный кадастр недвижимости. Документ, содержащий иное наименование здания в представленном техническом плане, не является документом, на основании которого возможно осуществить государственный кадастровый учет. Из представленного технического плана следует, что необходимость проведения ремонтно-строительных работ на объекте отсутствует. Проектом предусмотрена реконструкция здания свинофермы в части изменения индивидуального наименования здания.
Решением кадастрового органа № от 29 июня 2015 года отказано в осуществлении государственного учета ввиду не устранения причин послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного учета.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что решение кадастрового органа № от 29 июня 2015 года об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта не соответствует положениям Закона о кадастре, а именно п. 1 ч.2 ст. 26, которым не предусмотрена возможность приостановления кадастрового учета изменений объекта недвижимости в случае выявления противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости. При этом суд исходил из того, что наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и кадастровыми сведениями, не является основанием для приостановления, поскольку ФИО1 фактически и обратился с целью внесения изменений в кадастровые сведения.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться е может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 1 указанного Закона, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а так же иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч.2 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно части 5 статьи 4 Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов. Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства(ч.5 ст.1 Закона о кадастре).
Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 2 статьи 7 указанного Федерального закона в состав сведений государственного кадастра недвижимости включаются:
15) назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;
16) назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение;
17) вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме;
18) назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.
Частью 2 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии со статьей 22 Закона о кадастре если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении).
Как следует из материалов дела ФИО1 для внесения изменения в государственный кадастр недвижимости касающихся назначения здания были представлены следующие документы: технический план здания, технический паспорт здания, составленный по состоянию на 21 сентября 2011г., свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Как следует из технического плана здания, сведения о здании в него внесены на основании изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта объекта недвижимости и соответствуют сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Кроме того, в техническом плане указано, что он подготовлен в связи с изменением сведений о местоположении и наименовании здания с кадастровым номером 27:22:0011201:707. Наименование здания – Нежилое здание изменено на основании Технического паспорта от 15.03.2015г.
Вместе с тем в силу ч.8 ст.41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права внесение в технический план изменений в части наименования здания на основании технического паспорта изготовленного после 1 января 2013 года недопустимо и не может являться основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч.4 ст.26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу ч.2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Хабаровскому краю в осуществлении кадастрового учета изменений в наименовании и назначении здания по заявлению ФИО1 является законным, основанным на правильном применении норм права. Вывод, изложенный в решении от 29.06.2015г. о том, что заявителем обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета не устранены – не представлены документы необходимые для государственного учета, представленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства является правильным.
Ссылки заявителя на пояснительную записку к проектной документации по реконструкции нежилого здания свинофермы, выполненную ООО Тандем.К, согласно которой проектом предусмотрена реконструкции жилого здания свинофермы в части изменения индивидуального наименования здания и отсутствует необходимость проведения ремонтно-строительных работ, являются несостоятельными. Данный документ не относиться к числу предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ документов, на основании которых проводится государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
Кроме того, заслуживает внимания довод апелляционной жалобы о том, что обращение за изменением наименования объекта направлено на изменение целевого назначения объекта капитального строительства.
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением
Кадастровым паспортом земельного участка <адрес> предусмотрено разрешенное использование земельного участка: с целью использования объектов сельскохозяйственного использования – нежилых зданий: коровников и свинофермы.
С учетом обстоятельств дела и приведенных норм права судебная коллегия полагает, что имеются предусмотренные ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания, для отмены решения суда. Также судебная коллегия полагает необходимым вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 18 августа 2015 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости – отменить, вынести новое решение которым в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.Ю.Позднякова
Е.П. Иском