Судья Рыбкин М.И. Дело <данные изъяты>а-7540/2020 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Соколовой Н.М., Бирюковой Е.Ю., при помощнике судьи Галстян Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании от 04 марта 2020 года апелляционные жалобы администрации городского округа Балашиха Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 12 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Копнова Е. Н. к администрации городского округа Балашиха Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным отказа от 13 августа 2019 года в формировании земельного участка, об обязании сформировать земельный участок и обеспечить проведение государственного кадастрового учета земельного участка, заслушав доклад судьи Брыкова И.И., у с т а н о в и л а : Административный истец Копнов Е.Н. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам администрации городского округа Балашиха Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным отказа от 13.08 2019 в формировании земельного участка, об обязании сформировать земельный участок и обеспечить проведение государственного кадастрового учета земельного участка. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что он является собственником комнаты <данные изъяты> в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>. <данные изъяты> он обратился в администрацию городского округа Балашиха Московской области с заявление о формировании земельного участка под многоквартирным домом. Письмом председателя Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области от <данные изъяты><данные изъяты> было сообщено об отказе в формировании земельного участка, при этом было сообщено о том, что его обращение будет учтено при планировании проектных и кадастровых работ по подготовке проекта межевания кварталов жилой застройки в 2020-2022 год в рамках муниципальной программы, учитывая возможности бюджетного финансирования и Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области. Считал такое решение <данные изъяты><данные изъяты> незаконным. Просил признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области от <данные изъяты><данные изъяты> в формировании земельного участка; обязать администрацию городского округа Балашиха Московской области сформировать земельный участок под многоквартирным домом и обеспечить проведение государственного кадастрового учета земельного участка. Административные ответчики администрация городского округа Балашиха Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области явку своих представителей в суд не направили. Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 12.11.2019 административный иск удовлетворен. Не согласившись с решением суда, административные ответчики администрации городского округа Балашиха Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области подали на него апелляционные жалобы, в которых просят его отменить. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям. Разбирательством по административному делу установлено, что ФИО1 является собственником комнаты <данные изъяты> в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>ФИО1 обратился в администрацию городского округа Балашиха Московской области с заявлениями о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом. Письмом Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО1 было разъяснено о том, что его обращение будет учтено при планировании проектных и кадастровых работ по подготовке проекта межевания кварталов жилой застройки в 2020-2022 годы в рамках муниципальной программы, учитывая возможности бюджетного финансирования и Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области. В соответствии с п. 13 ст. 39.20 ЗК РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 <данные изъяты>-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в ЕГРН не требуется. Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов, как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного, в первую очередь, для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (ч.ч. 1, 2 ст. 36), а в Федеральном законе от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (ст. 16). Реализовав в ЖК РФ и Федеральном законе от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания ст. 36 Конституции РФ с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу жилищного законодательства. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Как следует из ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (ч.ч. 2, 3, 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (ч. 4). Данное регулирование согласуется с ГК РФ, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (п. 2 ст. 8), и конкретизирующим данное правило п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в силу которого государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Согласно ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст.ст. 301-304 настоящего кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника. При этом в силу положений ст. 208 ГК РФ на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, исковая давность не распространяется. Следовательно, земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, бесплатно переходят в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования такого земельного участка в целях обслуживания и эксплуатации этого дома и проведения кадастрового учета. В целях обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> участок не формировался, и его кадастровый учет не проводился. При таком положении дела решение административного ответчика от <данные изъяты> об отказе в формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом нельзя признать правомерным. Препятствий для формирования такого земельного участка не имеется. Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления (п. 2 ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 45 ГрК РФ). Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под указанным многоквартирным домом при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка. В п.67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч.ч.3, 4 ст.16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. Следовательно, до формирования земельного участка под многоквартирным домом и возникновения права собственности на него, земельный участок находится в собственности соответствующего публично-правового образования и органы государственной власти вправе осуществлять правовое регулирование данным объектом в пределах своих полномочий. Наличие заключенного на основании постановления администрации городского округа Железнодорожный Московской области от 20.08.2013 № 2284 между администрацией городского округа Железнодорожный Московской области и ООО «Бриз» договора от <данные изъяты> о развитии застроенной территории не может служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку, как того требует ст. 45 ГрК РФ, отсутствует утвержденный проект планировки территории с проектом межевания в его составе застроенной территории. С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не опровергают указанных выводов. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению административного дела, судом не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Железнодорожного городского суда Московской области от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа Балашиха Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |