Судья Гордейчик С.В.
Дело № 33а-754/2018
Поступило 26.01.2018г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2018 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Захарова Е.И., при секретаре Петровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия к Администрации МО «Тарбагатайский район» о признании незаконными действий, выразившихся в увеличении расходов бюджета, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Администрации МО «Тарбагатайский район» на решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2017г., которым постановлено:
Административные исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.
Признать действия Администрации МО «Тарбагатайский район», выразившиеся в увеличении расходов бюджета по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) с 1 152 000,9 руб. до 1226000,3 руб., вопреки протокольному решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 23.12.2016, незаконными.
Возложить обязанность на финансовый орган Администрации МО «Тарбагатайский район» Республики Бурятия всрок до 20.12.2017г. представить в Совет депутатов МО «Тарбагатайский район» Республики Бурятия проект решения о внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» Республики Бурятия №160 от 23.12.2016г. «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017г. и плановый период 2018-2019 г.г.», в соответствии с которым расходы по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) бюджета на 2017 год будут соответствовать размеру, установленному протокольным решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» Республики Бурятия от 23.12.2017г. в размере 1152 000,9 руб.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного исцта прокурора Бадмацыренову Ю.С., представителя МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» ФИО1, представителя Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тарбагатайского района РБ обратился с административным иском в порядке ст.39 КАС РФ, в котором с учетом заявленных в ходе рассмотрения дела уточнений просил признать незаконными действия Администрации МО «Тарбагатайский район», выразившиеся вувеличении расходов бюджета по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) с 1152 000,9 руб. до 1226000,3 руб. вопреки протокольному решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 23.12.2016г., просил указать финансовому органу Администрации МО «Тарбагатайский район» на необходимость в срок до 20.12.2017г. представить в Совет депутатов МО «Тарбагатайский район» проект решения о внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» №160 от 23.12.2016г. «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017г. и плановый период 2018-2019 г.г.», в соответствии с которым расходы по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) бюджета на 2017 год будут соответствовать размеру, установленному протокольным решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 23.12.2016г., а именно 1152 000,9 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на сессии Совета депутатов МО «Тарбагатайский район», состоявшейся 23.12.2016г., были приняты решение «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» о бюджете на 2016 год и плановый период 2016-2017 гг.» и решение «Об утверждении бюджета МО «Тарбагатайский район» на 2017 год иплановый период 2018-2019 гг.». Протокольно было утверждено решение, которым расходы по статье 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) были оставлены на уровне 2016 года, который ранее принятыми решениями о бюджете с учетом изменений составлял 1 152 900 руб. Решение об увеличении расходов бюджета по данной строке до 1256 303,72 руб. не обсуждалось, в проекте решения данная сумма отсутствовала, такое решение принято не было. Между тем, согласно своду начислений за 2016г. М., как высшему должностному лицу района, при отсутствии правовых оснований, установленных Решением о бюджете, Положением об оплате труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений МО «Тарбагатайский район», Положением о поощрении выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, было начислено и выплачено 1256 303,72 руб., то есть лимит по статье 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) на 2016г. был превышен на 103403,72 руб.
С учетом незаконного превышения доведенных в 2016г. лимитов расходы на функционирование высшего должностного лица в 2017г. вопреки указанному решению Совета депутатов завышены и составили 1226 300 руб., что подтверждается опубликованным решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район».
Незаконные действия должностных лиц администрации МО «Тарбагатайский район» привели к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, что свидетельствует о вмешательстве в его исключительную компетенцию относительно принятия бюджета.
В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия Буянтуева И.Б. поддержала исковые требования.
Представители Администрации МО «Тарбагатайский район» ФИО1 и ФИО3 требования прокурора не признали, пояснив, что решения об утверждении расходов бюджета на оплату труда Главы района в размере 1 256 303,72 руб. на 2016 и 2017г.г. были приняты в установленном порядке 23.12.2016г. сессией Совета депутатов МО Тарбагатайский район.
Председатель Совета депутатов МО «Тарбагатайский район», привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, - ФИО2 полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку вопрос о повышении расходов бюджета на содержание Главы района депутаты на сессии не утверждали.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация МО «Тарбагатайский район» просит отменить решение, ссылаясь на то, что Администрация и ее должностные лица не несут и не могут нести ответственность за принятые Советом депутатов решения. Принятие решения о бюджете относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Бюджет на 2016г. и 2017г. был утвержден представительным органом и исполнен администрацией муниципального образования в соответствии с планируемыми показателями.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации МО «Тарбагатайский район» ФИО1 поддержала доводы жалобы, представитель административного истца - прокурор Бадмацыренова Ю.С., председатель Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» ФИО2 возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Согласно п.5 ст.3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Под бюджетом в силу ст.6 Бюджетного кодекса РФ понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Как установлено ст.15 Бюджетного Кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии с п.1 ст.153 Бюджетного Кодекса РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами.
Как следует из материалов дела, 23 декабря 2016 года состоялась сессия Совета депутатов МО «Тарбагатайский район».
На указанной сессии были приняты: решение №159 «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» о бюджете на 2016 год и плановый период 2016-2017 гг.» (далее – решение №159) и решение №160 «Об утверждении бюджета МО «Тарбагатайский район» на 2017 год иплановый период 2018-2019 гг.» (далее – решение №160).
Решением №159 от 23.12.2016г. были внесены изменения в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015г. №97 «О бюджете МО «Тарбагатайский район» на 2016 год», в том числе внесены изменения в расходы бюджета на 2016г. по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования), которые утверждены в размере 1 256 303,72 руб.
Указанное решение подписано Главой МО «Тарбагатайский район» и председателем Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» и опубликовано в печатном издании - газете Тарбагатайского района РБ «Тарбагатайская Нива», а также на официальном сайте МО «Тарбагатайский район» www.tarbagatay.ru.
Решением №160 от 23.12.2017г. утвержден бюджет МО «Тарбагатайский район» на 2017 год иплановый период 2018-2019 гг. В соответствии с указанным решением расходы бюджета по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) на 2017г. утверждены в размере 1226 300 руб.
Решение также подписано Главой МО «Тарбагатайский район» и председателем Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» и опубликовано в газете Тарбагатайского района РБ «Тарбагатайская Нива», на официальном сайте МО «Тарбагатайский район».
Таким образом, решения №159 и 160, принятые 23.12.2016г. представительным органом МО «Тарбагатайский район», являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения на соответствующие финансовые годы, данные нормативно-правовые акты в порядке нормоконтроля (то есть в порядке, установленном главой 21 КАС РФ – в Верховном суде РБ), оспорены не были, в соответствующие периоды являлись действующими.
Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) установлены ст.154 Бюджетного Кодекса РФ, в соответствии с п.1 которой данные органы в том числе обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов.
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (п.4).
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в МО «Тарбагатайский район», утвержденным решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» №287 от 15.11.2013г., администрация МО «Тарбагатайский район» организует и обеспечивает исполнение бюджета, готовит и направляет в Совет депутатов МО «Тарбагатайский район» отчет об исполнении местного бюджета, подлежащий утверждению решением Совета депутатов.
Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» №194 от 27.06.2017г. рассмотрен и утвержден отчет об исполнении бюджета МО «Тарбагатайский район» за 2016г. Из приложения 4 «Ведомственная структура расходов бюджета» к указанному решению видно, что фактические расходы бюджета за 2016г. по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) соответствовали плановым и составили 1256303,72 руб.
Указанное решение также подписано Главой МО «Тарбагатайский район» и председателем Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» и опубликовано установленном порядке на официальном сайте МО Тарбагатайский район www.tarbagatay.ru.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, Администрацией МО «Тарбагатайский район» бюджет по указанной строке был исполнен в соответствии с нормативно-правовым актом муниципального образования о бюджете на 2016г.
Доводы административного истца о том, что сессией Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» 23.12.2016г. вопрос об увеличении расходов бюджета муниципального образования в 2016г. на функционирование высшего должностного лица не обсуждался и не принимался, а соответствующий проект не вносился, а протокольно было принято иное решение, не могут быть приняты во внимание, поскольку содержание опубликованного нормативно-правового акта о бюджете свидетельствует об обратном.
При этом проверка процедуры принятия решения о бюджете на соответствующий год в компетенцию районного суда, рассматривавшего настоящее дело, не входила, данный вопрос в силу п.8 ст.213 КАС РФ подлежит разрешению только при рассмотрении административного иска о признании недействующим нормативно-правового акта представительного органа местного самоуправления, который относится к подсудности Верховного суда Республики Бурятия в качестве суда первой инстанции.
В силу изложенного отсутствовали у суда первой инстанции также правовые основания для понуждения финансового органа Администрации МО «Тарбагатайский район» представить в Совет депутатов МО «Тарбагатайский район» проект решения о внесении изменений в ранее принято решение о бюджете на 2017г.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение от 12 декабря 2017 года нельзя признать законным и обоснованным, как принятое с существенным нарушением норм материального и процессуального права, оно в соответствии с п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2017 года отменить, вынести новое решение.
Исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия к Администрации МО «Тарбагатайский район» оставить без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
Е.И. Захаров