ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7585/18 от 05.09.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Абеляшев А.В.

дело №33а-7585/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 05 сентября 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Кучеренко Н.В.,

судей Терентьевой Н.А., Мостовенко Н.Р.,

при секретаре Могильной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тонина Сергея Артёмовича к Администрации Раздольненского района Республики Крым, главе Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимову Евгению Павловичу, заинтересованные лица Раздольненский сельский совет Раздольненского района Республики Крым, Администрация Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, председатель Раздольненского сельского совета Раздольненского района Республики Крым, глава Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым Чернявский Павел Петрович, о признании действий (бездействие) должностного лица незаконными, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Тонина Сергея Артёмовича на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 10 мая 2018 г., которым в удовлетворении заявленных требованиях отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Тонин С.А. обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику главе Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимову Евгению Павловичу, в котором просил признать действия (бездействие) главы Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимова Е.П. незаконными и обязать принять меры по рассмотрению обращения от 29.01.2018г. в соответствии с законодательством РФ.

Требования мотивированы тем, что 12.02.2018г. за № в администрации Раздольненского района Республики Крым было зарегистрировано обращение истца, поданное 29.01.18г. в адрес Главы Совета Министров Республики Крым, в котором он обжаловал действия (бездействие) главы Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского сельского совета Республики Крым Чернявского П.П., принявшего в нарушение ЗРК меры по изменению целевого назначения земельного участка муниципальной собственности н по адресу: <адрес> «магазины». В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ глава администрации Раздольненского района Акимов Е.П. сообщил истцу о законности действий Чернявского П.П. Однако, согласно Регламенту работы Администрация Раздольненского района Республики Крым не имеет полномочий по надзору за соблюдением законодательства со стороны органов местного самоуправления. Эта функция входит в полномочия прокуратуры РФ, а, следовательно, как указывает истец, прокуратуры Раздольненского района Республики Крым. Административный истец указывает, что в своем обращении просил проверить законность действий должностного лица на соответствие их ЗРК компетентным органом, то есть, как считает, прокуратурой Республики Крым. Поэтому сам факт рассмотрения и принятия решения некомпетентным органом в лице главы Раздольненского района Акимова Е.П. считает незаконным, нарушающим его право на рассмотрение обращения компетентным органом и должностным лицом. Указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ №59-06 Администрация Раздольненского района Республики Крым обязана была перенаправить обращение в прокуратуру Раздольненского района Республики Крым в части проверки законности применения ЗРК №44-15 главой Раздольненского сельского поселения Чернявским П.П., а копию данного обращения в части бездействия прокурора Раздольненского района РК Шмелёва Д.Н. – в прокуратуру Республики Крым. Таким образом, административный ответчик Акимов Е.П. не принял мер по рассмотрению обращения истца компетентным органом в установленном законом порядке.

Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 10 мая 2018 г. в удовлетворении исковых требований Тонина С.А. отказано.

В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в нарушение ст. 68 КАС РФ в обжалуемом решении не отражён результат оценки довода административного истца по применению ЗРК №44-15, не установлено, содержит ли в себе ЗРК №44-15 какую-либо ответственность за нарушение, чтобы в силу ст. 72 ЗК муниципальная комиссия администрации имела полномочия контролировать его применение. Также, суд отразил результат оценки доводов только ответчика, чем нарушил принцип состязательности, уклонился от применения ст. 72 ЗК РФ и не предоставил доказательства того, что контроль за исполнением ЗРК №44-15 муниципальной комиссией администрации не входит в её компетенцию.

Относительно доводов апелляционной жалобы заинтересованным лицом председателем Раздольненского сельского совета, главой Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым Чернявским П.П., а также Главой Администрации Раздольненского района Акимовым Е.П. поданы письменные возражения с указанием на законность решения суда первой инстанции.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и заинтересованные лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12 февраля 2018 года административный истец обратился в Совет министров Республики Крым с заявлением, в котором сообщил об игнорировании Закона Республики Крым, которым запрещено изменение целевого назначения земельного участка, установленного до 16.03.2014г., главой Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым Чернявским П.П., просил разобраться в причинах нарушения закона, а также в причинах бездействия прокуратуры. В случае подтверждения информации, просил в установленном законом порядке принять меры по отмене распоряжения Чернявского П.П. об изменении целевого назначения земельного участка, а также решить вопрос о привлечении Чернявского П.П. к административной ответственности. Кроме того, просил решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности прокурора Шмелёва Д.Н., который по результатам обращения к нему административного истца по вышеуказанному вопросу, нарушений закона в действиях Чернявского П.П. не нашёл.

Согласно резолюции заместителя Председателя Совета Министров Гоцанюк Ю.М., главе Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимову Е.П. поручено рассмотреть данное обращение в части компетенции, о результатах проинформировать в установленном порядке.

15 февраля 2018г., в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Советом министров Республики Крым обращение административного истца направлено в Администрацию Раздольненского района Республики Крым для рассмотрения в письменном виде для ответа автору и Аппарату Совета министров Республики Крым. Одновременно обращение также направлено в Прокуратуру Республики Крым, Управлению по работе с обращениями граждан и организации их личного приема Аппарата СМ РК.

По результатам рассмотрения обращения Тонина С.А., поступившего в Администрацию Раздольненского района Республики Крым 26 февраля 2018г., за подписью главы администрации Акимова Е.П., административному истцу от 06 марта 2018 года направлен ответ, в котором сообщено, что при размежевании земельных участков кадастровыми инженерами была допущена техническая ошибка, тем самым Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым земельному участку был присвоен неверно вид разрешенного использования – «магазины», что не соответствует характеристикам участка и действующей градостроительной документации, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ. С целью приведения в соответствие с действующим законодательством, нормативно правовыми актами, градостроительной документацией, руководствуясь постановлением Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым от 31 мая 3017 года №200 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка», постановлением Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым от 04.07.2017 года №240 «О назначении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка», были назначены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> категория земель «земли населенного пункта», в результате чего вид разрешенного использования «магазины» код 4.4. был изменен на вид разрешенного использования «обеспечение сельскохозяйственного производства» код 1.18.

На основании решения Раздольненского сельского совета Раздольненского района Республики Крым 41-е заседание 1-го созыва от 24 декабря 2015 года №244 «Об утверждении Положения об организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании Раздольненское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым» утверждено положение об организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании Раздольненское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым.

По результатам публичных слушаний принято решение одобрить проект постановления «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка и рекомендовать Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым принять проект постановления «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».

Постановлением Администрации Раздольненского поселения Раздольненского района Республики Крым №273 от 04.08.2017 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» был изменен вид разрешенного использования земельного участка, кадастровый , с вида разрешенного использования «магазины» код 4.4. на вид разрешенного использования «обеспечение сельскохозяйственного производства» код 1.18.

Также, административному истцу сообщено, что Администрация Раздольненского сельского поселения действовала в соответствии с принятым нормативно-правовым актом.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что по результатам рассмотрения обращения Тонина С.А. от 29.01.2018 года, перенаправленного из Совета Министров Республики Крым в Администрацию Раздольненского района, уполномоченным должностным лицом рассмотрено обращение и принято по нему решение в пределах его компетенции и компетенции данного органа. Заявителю предоставлен ответ по результатам проведённой проверки. При рассмотрении заявления Тонина С.А. нарушений прав и законных интересов заявителя, а также препятствий к их осуществлению не установлено.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного закона.

Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ.

Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 поименованного закона, согласно которой должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1, часть 3 указанной статьи).

Частей 1,8 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ, предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закон Республики Крым от 21.08.2014 №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Администрация Раздольненского района Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Раздольненский район Республики Крым, наделенным Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправленияв Российской Федерации», Законом Республики Крым от 21.09.2014 № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Уставом муниципального образования Раздольненский район Республики Крым, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами.

В своей деятельности Администрация Раздольненского района Республики Крым руководствуется также Положением об Администрации Раздольненского района Республики Крым, утвержденным решением внеочередной сессии Раздольненского районного совета І созыва от 24.11.2014 №55-1/14.

Согласно пунктам 2.1., 2.2 Положения об Администрации Раздольненского района Республики Крым, утвержденного решением внеочередной сессии Раздольненского районного совета І созыва от 24.11.2014 №55-1/14, Администрация района организует на территории Раздольненского района Республики Крым реализацию задач по решению вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Раздольненского района Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым, а также полномочий, переданных органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Раздольненского района Республики Крым (далее - муниципальный район), на основании соглашений.

Администрация района осуществляет полномочия по решению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения, а именно в области охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций обеспечивает на территории района соблюдение законов, актов органов государственной власти и местного самоуправления, охрану прав и свобод граждан.

Таким образом, в ходе рассмотрения обращения Тонина С.А. административным ответчиком проведены необходимые проверочные мероприятия в рамках имеющейся компетенции, по результатам которых административному истцу разъяснены поэтапные действия администрации Раздольненского сельского поселения при изменении вида разрешенного использования земельного участка по принятым и утверждённым нормативно правовым актам сельского поселения, сообщено, что Администрация Раздольненского сельского поселения действовала в соответствии с принятым нормативно-правовым актом.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенных выше положений Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ, установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Администрация Раздольненского района Республики Крым действовала в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с соблюдением установленных сроков.

Доводы административного истца о том, что вопросы, поставленные в обращении, находятся вне рамок компетенции Администрации Раздольненского района, апелляционной инстанцией не принимаются, поскольку обращение первоначально подано административным истцом в Совет министров Республики Крым, который, в свою очередь, и направил обращение в Администрацию Раздольненского района для рассмотрения в части их компетенции. При этом, обращение административного истца, как установлено, было направлено и в Прокуратуру Республики Крым, для разрешения в части иных поставленных вопросов.

Одновременно, следует отметить, что административный истец не лишен возможности обратиться в суд с административным иском непосредственно к главе Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым Чернявскому П.П., в случае, если считает нарушенным свои права действиями (бездействием) или решением данного конкретного должностного лица.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 10 мая 2018 г. по административному делу №2а-318/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тонина Сергея Артёмовича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.В. Кучеренко

Судьи: Н.А. Терентьева

Н.Р. Мостовенко