ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7592/2022 от 07.09.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Столповская Д.И.

УИД 38RS0031-01-2022-000927-59

Судья-докладчик Махмудова О.С.

№ 33а-7592/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Каракич Л.Л.,

судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1659/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 6 июня 2022 г.

установила:

в обоснование административного иска указано, что ФИО1 решением Единственного участника ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства» Номер изъят от Дата изъята назначена на должность директора ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства». Дата изъята издан приказ о переводе административного истца с должности заместителя директора по учебной работе на должность директора ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства». Дата изъята в ЕГРЮЛ в отношении ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства» внесена запись о возложении полномочий руководителя юридического лица на административного истца.

ФИО1Дата изъята написано заявление об увольнении с должности директора по собственному желанию с Дата изъята (в заявлении было ошибочно указано Дата изъята ) и направлено почтовым отправлением Дата изъята в адрес единственного учредителя ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства» ФИО5, а также электронной почтой в адрес учреждения.

В связи с неполучение от учредителя учреждения ответа, Дата изъята обратилась в МИФНС № 17 по Иркутской области с заявлением физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ в отношении ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства». Дата изъята решением МИФНС № 17 за Номер изъятА отказано во внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Дата изъята административный истец обратилась в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области с заявлением физического лица по форме № Р34001 о недостоверности сведений о нем как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства» (ИНН Номер изъят, ОГРН Номер изъят) в ЕГРЮЛ.

Письмом от Дата изъята за 38/03-52 административным ответчиком сообщено, что внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении некоммерческих организаций действующим законодательством не предусмотрено и разъяснено, какие именно документы необходимо предоставить для внесения изменений в ЕГРЮЛ в сведения об юридическом лице, о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Административный истец просила признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решения по заявлению от Дата изъята Номер изъят о недостоверности сведений о ней как о директоре в ЕГРЮЛ в отношении ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства» (ИНН Номер изъят, ОГРН Номер изъят); в ненаправлении в регистрирующий орган (МИФНС № 17 по Иркутской области) решения, сведений и документов, необходимых для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ; обязать Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Иркутской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов путем принятия по заявлению от Дата изъята Номер изъят соответствующего решения о внесении в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о ней как о руководителе юридического лица в отношении ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства» (ИНН Номер изъят, ОГРН Номер изъят), направления решения, сведений и документов в МИФНС Номер изъят по Иркутской области для совершения соответствующих регистрационных действий для внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений в отношении ФИО1 как директора ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства» (ИНН Номер изъят, ОГРН Номер изъят).

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 6 июня 2022 г. административный иск оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в обоснование доводов жалобы указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для применения положений п. 5 ст. 11 Федерального закона от Дата изъята № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который имеет большую юридическую силу чем примененный судом первой инстанции Административный регламент.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец ФИО1, представители заинтересованных лиц УФНС России по Иркутской области, ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие не заявили, ходатайство об отложении судебного заседания не представили.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Махмудовой О.С., объяснения представителя административного истца ФИО9, представителя административного ответчика ФИО6, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует государственную, в том числе судебную, защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 45, части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17, статья 18 Конституции Российской Федерации).

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

Судом первой инстанции достоверно установлено, и подтверждается материалами дела, что приказом ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства» от Дата изъята ФИО1 переведена с должности директора по учебной работе на должность директора учреждения с Дата изъята , о чем внесены соответствующие изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на Дата изъята

На основании заявления ФИО1 об увольнении по собственному желанию работодателем издан приказ от Дата изъята Номер изъят о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО1 по инициативе работника по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с Дата изъята

Дата изъята Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области ФИО1 сообщено о результатах рассмотрения заявления и даны разъяснения о том, что внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральным законами сведений осуществляется регистрирующим органом на основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, установлены приказом Минюста России от 12 ноября 2020 г. № 278 «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций». Форма заявления № Р 34001 в указанный перечень не входит. Таким образом, внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении некоммерческих организаций действующим законодательством не предусмотрено. Разъяснены положения п. 2 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 455.

Помимо этого, административным ответчиком в адрес учредителя ЧУ ПО «Колледж управления и предпринимательства» ФИО5Дата изъята направлено разъяснение порядка внесения изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание установленный федеральным законом специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, перечень решений, принимаемых территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, в рамках административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и указал, что принятие решений по заявлениям о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, влекущих внесение в него соответствующих сведений, к компетенции территориальных органов Минюста России не отнесено.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление административного истца рассмотрено, по результатам которого применены меры реагирования в рамках контроля за деятельностью некоммерческих организаций, тем самым со стороны административного ответчика отсутствует бездействие относительно непринятия решения по заявлению ФИО1 о недостоверности сведений по форме (данные изъяты).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают сомнений в их законности и обоснованности и доводами апелляционной жалобы под сомнение поставлены быть не могут.

Суждения апеллянта о несогласии с принятым судом первой инстанции судебным актом, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия расценивает как несостоятельные, противоречащие фактическим обстоятельствам, установленным по делу и направленные на их переоценку, основанные на неверном толковании норм материального права.

Несогласие подателя апелляционной жалобы с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений п. 5 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который имеет большую юридическую силу чем примененный судом первой инстанции Административный регламент, отклоняется судебной коллегией, как основанный на неверном понимании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» которым установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 129-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 11 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункт 6 статья 9 настоящего Федерального закона.

Пунктом 4.2 статьи 9 названного Федерального закона предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Пунктами 4.3 и 4.4. названной статьи Федерального закона предусмотрено, что основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

В силу п. 1 и п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ с учетом установленного Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 8 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ определено, что уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 указанного Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.

Исключений из правил о специальном порядке государственной регистрации некоммерческих организаций относительно внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений законодательство не устанавливает.

При этом абз. 1 п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ предусматривает, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статья 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

Согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Таким образом, закон предусматривает специальные правовые последствия необеспечения достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о некоммерческих организациях, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации.

Анализируя названные нормы материального права, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика относительно непринятия решения по заявлению ФИО1 о недостоверности сведений по форме № Р 34001, так как заявление, поданное административным истцом по форме № Р34001 рассмотрено Управлением Министерства юстиции по Иркутской области и дан мотивированный ответ, содержащий разъяснения о порядке внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ по форме № Р13014, утвержденной приказом ФЧИН России от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/617@, с указанием на специальный порядок принятия решения по заявлению о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, влекущих внесение в него соответствующих сведений, не отнесенный к компетенции территориальных органов Минюста России. При этом в рамках контроля за деятельностью коммерческих организаций со стороны административного ответчика приняты меры реагирования.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что п. 5 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не применим в рассматриваемых правоотношения. Принятие решения по заявлению о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, влекущих внесение в него соответствующих сведений, к компетенции Управления Министерства юстиции по Иркутской области не отнесено, что разъяснено и в Письме ФНС России от 28 декабря 2017 г. № ГД-4-14/26803@, Письме Минюста России от 27 июля 2018 г. № 11-99821/18.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу указанной правовой нормы, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Судебной коллегией не установлено несоответствие оспариваемого бездействия публичного органа требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличие нарушений прав и законных интересов административного истца.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 6 июня 2022 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Л.Л. Каракич

Судьи

Н.Н. ИсаковаО.С. Махмудова