ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33а - 7609/2016
19 апреля 2016 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Науширбановой З.А.,
судей Александровой Н.А. и Свистун Т.К.,
при секретаре Степановой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЯЛБ к Совету сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет MP Аургазинский район РБ №№... от №... сентября №... года в части и недействующей ст.№... Регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан со дня ее принятия
по апелляционной жалобе ЯЛБ на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
установила:
Решением Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан № №... от №... сентября №... года утвержден Регламент Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан.
Статьей №... Регламента предусмотрено, что организационное, техническое и иное обеспечение деятельности совета, ее органов и депутатов Совета осуществляет управляющий делами Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, по поручению главы сельского поселения - иные работники Администрации.
ЯЛБ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Совету сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании незаконным решения Совета СП Кебячевский сельсовет MP Аургазинский район РБ № №... от №... сентября №... года в части утверждения ст. №... Регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан и недействующей ст. №... указанного Регламента.
В обоснование иска ЯЛБ указала, что решением Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан № №... от №... года утвержден Регламент Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан. Статьей №... Регламента предусмотрено, что организационное, техническое и иное обеспечение деятельности совета, ее органов и депутатов Совета осуществляет управляющий делами Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, по поручению главы сельского поселения - иные работники Администрации. Считает, что статья Регламента незаконна, противоречит действующему законодательству и должна быть признана недействующей со дня ее принятия, поскольку деятельность главы сельского поселения в администрации не должна дублироваться, а значит возложенные Советом полномочия по обеспечению деятельности Совета и председателя Совета не могут быть возложены на муниципального служащего, а именно на управляющего делами. Глава сельского поселения не может делегировать свои полномочия управляющему делами, так как эта должность не относится к должностям представительного органа, обеспечивающим полномочия лица, замещающего муниципальную должность. Совет не является работодателем для муниципальных служащих и не может возложить на них трудовые обязанности. Считает, что для осуществления деятельности представительного органа в бюджете не заложено средств; нет штата, обеспечивающего полномочия лица, замещающего муниципальную должность; полномочия главы сельского поселения по обеспечению деятельности Совета и его органов, возложенные на него законом о МСУ, переданы управляющему делами на основании Регламента, что прямо противоречит положениям названного закона, депутаты превысили полномочия, возложив обязанности по обеспечению деятельности Совета на муниципальных служащих администрации.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ЯЛБ просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом необоснованно не применены нормы трудового законодательства. Указывает, что обеспечение деятельности Совета возложено не на администрацию как орган местного самоуправления, который распоряжается имуществом муниципального образования и имеет свой штат работников с определенными обязанностями, а на муниципальных служащих администрации напрямую. Упомянутой статьей Совет решил узаконить принудительный труд лиц, не имеющих к нему никакого отношения. Регламент Совета не является нормативным правовым актом, но действует на всей территории муниципального образования и нарушает права служащих администрации.
Административный истец ЯЛБ, административный ответчик решение Совета СП Кебячевский сельсовет MP Аургазинский район РБ в заседании суда апелляционной инстанции участия не приняли при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
При этом, в соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, а действия таких органов незаконными при одновременном их несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Решением Совета сельского поселения муниципального района Аургазинский район РБ № №... от №... ноября №... года внесены изменения и дополнения в Устав сельского поселения муниципального района Аургазинский район РБ.
Согласно ст. №... Устава структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган Сельского поселения, именуемый Советом; глава Сельского поселения; администрация Сельского поселения, именуемая Администрацией. Глава сельского поселения избирается Советом из своего состава, исполняет полномочия председателя Совета и возглавляет Администрацию. Организацию деятельности Совета осуществляет глава Сельского поселения (п. №... ст. №... Устава).
В соответствии со ст. №... Устава Глава Сельского поселения является высшим должностным лицом Сельского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава сельского поселения осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Глава сельского поселения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом: представляет Сельское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Сельского поселения; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом нормативные правовые акты, принятые Советом; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами РБ. Глава сельского поселения обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством РФ и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления Сельского поселения.
Согласно ст. №... Устава Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Башкортостан, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Сельского поселения, решение об удалении главы Сельского поселения в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Башкортостан, настоящим Уставом. Глава сельского поселения в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности совета, подписывает решения Совета.
Решением Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан № №... от №... года утвержден Регламент Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. №... Регламента Регламент Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Совета и иных организационных форм его деятельности, планирования работы, подготовки и принятия правовых актов и других вопросов деятельности Совета. Контроль за соблюдением настоящего Регламента, разъяснение его положений во время заседаний Совета возлагается на главу сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан.
В силу ст. №... Регламента Совет сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан является представительным органом муниципального образования, осуществляющим на территории сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан полномочия по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. №... Регламента в соответствии с законодательством и Уставом глава сельского поселения исполняет полномочия председателя Совета с правом решающего голоса и организует его работу.
Согласно ст. №... Регламента глава сельского поселения в части исполнения полномочий председателя Совета и организации деятельности Совета: представляет сельское поселение и совет в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельского поселения и Совета; осуществляет взаимодействие Совета с Советом и Администрацией муниципального района; подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом; издает распоряжения постановления по вопросам организации деятельности Совета; председательствует на заседаниях Совета; организует подготовку и проведение заседаний Совета, постоянных и иных комиссий Совета; вносит проекты решений Совета, организует подготовку к рассмотрению проектов Совета, внесенных иными субъектами правотворческой инициативы; организует делопроизводство Совета, в том числе протоколирование
заседаний совета и его органов, публичных слушаний, опросов граждан и других мероприятий проведенных советом; осуществляет руководство работниками, обеспечивающими деятельность Совета и т.д.
Статьей №... Регламента предусмотрено, что организационное, техническое и иное обеспечение деятельности совета, ее органов и депутатов Совета осуществляет управляющий делами Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, по поручению главы сельского поселения - иные работники Администрации.
Отказывая в удовлетворении административных требований ЯЛБ, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый Регламент принят в пределах полномочий Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан и утвержден Решением Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в целях реализации требований федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовую основу местного самоуправления наряду с нормативно правовыми актами федерального уровня составляют уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ст. 34. Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с п.14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно п. 8 ст. 37 указанного закона структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Согласно ст. 43 Закона в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Учитывая приведенное выше правовое регулирование, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан № №... от №... года об утверждении Регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, равно как и статья №... указанного Регламента не противоречит действующему законодательству, при этом прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы ЯЛБ о том, что возложенные Советом полномочия по обеспечению деятельности Совета и его председателя возложены на муниципального служащего администрации- управляющего делами, необоснованна, поскольку прямо противоречат содержанию оспариваемого ненормативного правового акта.
Суждения административного истца о нарушении ст. №... Регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан ее трудовых прав как муниципального служащего администрации сельского поселения судом первой инстанции проверены и с приведением соответствующих мотивов в решении суда отвергнуты.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что указанные доводы ЯЛБ не могут предметом проверки суда в рамках рассмотрения административного дела в порядке административного судопроизводства.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что решение Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет MP Аургазинский район РБ № №... от №... года в части утверждения ст. №... Регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет MP Аургазинский район РБ и ст. №... Регламента соответствуют требованиям действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЯЛБ - без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Александрова Н.А.
Свистун Т.К.