ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7609/2021 от 25.11.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-7609/2021

А ПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 25 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Муратовой С.В.,

Судей Григорьевой Н.М., Морозовой С.Г.,

при секретаре Голушко П.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7944/2021 (УИД 47RS0004-01-2020-009909-89) по апелляционной жалобе администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2021 года по административному исковому заявлению Ягодина Дмитрия Валерьевича к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным решения, обязании произвести действия,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Ягодин Д.В. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил признать незаконным письмо администрации от 03 ноября 2020 года № 471/1.0-24 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для дальнейшего проведения аукциона (торгов) на приобретение права собственности (долгосрочной аренды) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, статья 39.11. «Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», несоответствующим Законодательству Российской Федерации; обязать администрацию Всеволожского муниципального района Ленинградской области восстановить допущенное нарушение моего права и утвердить Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для дальнейшего проведения аукциона (торгов) на приобретение права собственности (долгосрочной аренды) в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации, статья 39.11. «Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право.

В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что он обратился в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области с заявлением, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка.

03 ноября 2020 года администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в адрес Ягодина Д.В. направлено письмо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с наличием в границах испрашиваемого земельного участка железнодорожных путей, имущественно-правовой статус которых не определен.

Ягодин Д.В. указал, что согласно данным, из открытых источников, вышеуказанный земельный участок является надлежащим объектом для выставления на торги права собственности в целях, предусмотренных ТИ-1 для данного участка. В соответствии с законодательством, наличие «объектов» имущественно-правовой статус которых не определен, не может являться основанием для отказа в утверждении представленной (соответствующей всем нормам) схемы расположения и дальнейшего соблюдения процедуры в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г., №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Ягодин Д.В. считает, что действия администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, в лице Земельной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области идут вразрез с антимонопольным законодательством Российской Федерации (и законодательством Российской Федерации в целом), влекут за собой негативные последствия для развития предпринимательства и равенства всех субъектов права Российской Федерации перед законом.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2021 года административные исковые требования Ягодина Д.В. к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области удовлетворены частично.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области просит отменить решение суда, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В суде апелляционной инстанции представитель администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по доверенности Захарова В.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила суд её удовлетворить.

Ягодин Д.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.

Представитель ОАО «РЖД» по доверенности Краснова А.М. доводы апелляционной жалобы поддержала.

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Согласно статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (часть 6).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 22 октября 2020 года Ягодин Д.В. обратился через МКУ «Центр муниципальных услуг» МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области с заявлением, в котором в соответствии со статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , , , площадью 24600 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, с целью дальнейшего выставления на торги права собственности в целях обслуживания автотранспорта (размещение парковок).

К заявлению административный истец приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

На основании протокола заседания земельной комиссии администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 28 октября 2020 года, оформленного протоколом административным ответчиком принято решение об отказе в удовлетворении заявления, в связи с наличием в границах испрашиваемого земельного участка железнодорожных путей имущественно-правовой статус которых не определен; Основание: подпункт 8 пункт 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 03 ноября 2020 года исходящий .0-24отв, Яголину Д.В. отказано в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Удовлетворяя административные исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемом письме не указано, на каком основании из числа предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации административный ответчик принял решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, также суд не вправе самостоятельно применять к правоотношениям нормы права, подлежащие применению, в связи с чем пришел к выводу о том, что решение администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, оформленное письмом от 03 ноября 2020 года исходящий .0-24, в адрес Ягодина Д.В., является незаконным, а административные исковые требования Ягодина Д.В. в указанной части подлежат удовлетворению.

При этом, суд первой инстанции обоснованно указал, что рассматривая заявление Ягодина Д.В., администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области обязана была исходить из буквального толкования просьбы, содержащейся в поступившем заявлении, согласно которой административный истец просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а не подготовить и провести аукцион по продаже в собственность земельного участка, об утверждении схемы расположения которого просил Ягодин Д.В.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, оформленное письмом от 03.11.2020 г. исходящий номер , в адрес Ягодина Д.В., является незаконным, а административные исковые требования Ягодина Д.В. в указанной части подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ими являются:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В силу ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (п. 1).

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2).

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (п. 3).

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4).

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п. 5).

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6).

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п. 7).

Как усматривается из материалов дела, письмом администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 09 ноября 2020 года № 7412/1.0-24 административному истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Между тем, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, названный отказ не содержит.

Поскольку оспариваемый отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не содержит оснований, предусмотренных частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, оформленное письмом от 03 ноября 2020 года исходящий номер , в адрес Ягодина Д.В.

Отказывая в удовлетворении требования административного истца об обязании администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области восстановить допущенное нарушение моего права и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для дальнейшего проведения аукциона (торгов) на приобретение права собственности (долгосрочной аренды) в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации, статья 39.11. «Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предложенный Ягодиным Д.В. способ восстановления нарушенного права об утверждении представленной им схемы расположения земельного участка, не основан на нормах материального права.

В соответствии с положениями статей 178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд правомерно избрал способ восстановления нарушенного права административного истца как обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть на земельной комиссии заявление Ягодина Дмитрия Валерьевича (входящий от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастровых кварталов , , , площадью 24600 кв.м.

По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Апелляционное определение изготовлено 26 ноября 2021 года.

Председательствующий

Судьи

(судья С.В. Береза)