ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-760/19 от 05.02.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья: Сыроватская Р.Р.

Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-760/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 5 февраля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.

судей Харина Р.И. и Гусаровой Л.В.

при секретаре Колесниковой К.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корзенникова А.М. к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об оспаривании отказа государственной регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

по апелляционной жалобе представителя Корзенникова А.М.Волковой Л.Е.

на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 5 сентября 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 26 марта 2018 г. ему было отказано в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации здания, расположенного по адресу: <адрес изъят>., со ссылкой на статью 6 Федерального Закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», а именно, на Байкальской природной территории запрещено строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. С данным отказом не согласен считает его незаконным и не обоснованным, поскольку объектом недвижимости, подлежащим постановке на кадастровый учет и государственной регистрации, является гараж, который не является хозяйственным объектом. Объект построен на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, которым он владеет на праве аренды.

Согласно п. 1 части 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ - выдача разрешения на строительство гаража не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 5 сентября 2018 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца Корзенникова А.М. –Волкова Л.Е., выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным и необоснованным.

В обосновании доводов апелляционной жалобы, приводит доводы указанные при подаче административного искового заявления и в судебном заседании.

Так же приводит свое толкование норм права регулирующих спорные правоотношения.

Указывает, что согласно пункту 3.3. СП 113.12220.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21 - 02 - 99*, утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 г. № 776/пр) - гаражом признается здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью дома (встроенно - пристроенные гаражи), так и отдельным строением. Исходя из толкования понятия и понимания такого объекта недвижимости как гараж, можно сделать вывод о том, что гараж не является объектом хозяйственной деятельности. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 года №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1, 11, 111, 1V категорий, определен перечень хозяйственной и иной деятельности, которую законодатель определяет как виды различной деятельности, которую необходимо относить к хозяйственной. Указом Президента РФ № 511 от 15.03.2000 г. утвержден классификатор правовых актов. Код - 090.000.000 - определяет классификацию хозяйственной деятельности. Куда строительство гаража не отнесено. Спорный объект является объектом, обеспечивающим систему жизнедеятельности жилых объектов, так как выстроен для личного пользования.

Полагает, что судом первой инстанции применяются нормы, не подлежащие применению. Так суд применяет ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее - ФЗ «Об охране озера Байкал»), и как видно из содержания ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об охране озера Байкал» государственная экологическая экспертиза проводится только в отношении проектной документации хозяйственных объектов, к каковым указанный гараж не относятся.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области критикует доводы апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области – Рубцова И.А., возражала по доводам апелляционной жалобы.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Постановления Номер изъят от 22.04.2017 года (данные изъяты) Корзенникову А.М. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 1261 кв.м., предназначенный для индивидуального жилищного строительства. (л.д. 32).

22.04.2014 года между администрацией (данные изъяты) и Корзенниковым А.М. заключен договор аренды земельного участка пунктов с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 1261 кв.м., предоставляемый в аренду из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, сроком с 22.04.2014 года по 22.04.2017 года.(л.д. 35 - 38)

Корзенников А.М.. обратился в Управление Росреестра с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на здание - гараж, расположенный по адресу: <адрес изъят>, в упрощенном порядке в соответствии со ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав».

Уведомлением от 25.12.2017 года государственного регистратора осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права приостановлено до 24.03.2018 года, поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Не поступлением ответа о том, требуется ли в данном случае заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объекта недвижимости и выдавалось ли положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объекта недвижимости. В качестве правоустанавливающих документов представлен технический план, подготовленный на основании Декларации об объекте недвижимости, из которого следует, что гараж возведен на земельном участке по адресу: <адрес изъят>. Указанный земельный участок расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал». В силу ст. 6 ФЗ от 01.05.1999 № 94 - ФЗ «Об охране озера Байкал», на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. (л.д. 12 - 14)

Решением Управления Росреестра по Иркутской области от 26.03.2018 года Корзенникову А.М. отказано в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на здание, расположенное на земельном участке по адресу: <адрес изъят>», в связи с непредставлением документов, подтверждающих право на строительство в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в том числе положительного заключения государственной экологической экспертизы, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Федеральный закон «Об охране озера Байкал»), пп. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Постановления Правительства РФ от 30.08.23011 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

Рассматривая требование Корзенникова А.М. о признании незаконными отказа государственной регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В силу требований абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Согласно пп. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка, кадастровый номер Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в отношении данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об отнесении земельного участка к категории земель населенных пунктов.

26 марта 2018 года Постановлением Правительства РФ внесены изменения в Распоряжение Правительства РФ № 368 - р от 05.03.2015 г. об утверждении границ водоохранной зоны озера Байкал, вместе с тем в судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривалось, что границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории остаются неизменными, кроме того, изменения в картографический материал в отношении водоохранной зоны не внесены.

В соответствии с перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, в центральной экологической зоне запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско - рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

Как следует из преамбулы Федерального закона «Об охране озера Байкал» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании ч.ч. 1, 2, 7 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал».

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

В соответствии с ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона № 181-ФЗ) в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории, должна быть проведена государственная экологическая экспертиза.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно п. 4.1 ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп.7.1 ст.11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Анализ вышеизложенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что проведение государственной экологической экспертизы проектной документации в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на Байкальской природной территории является обязательной превентивной мерой охраны уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории.

Судебная коллегия находит верным суждение суда первой инстанции о том, хотя что при приостановлении постановки на кадастровый учет и государственную регистрацию права спорного объекта не указаны правовые основания, предусмотренные ст. 26 ФЗ № 2128 - ФЗ «О государственной регистрации прав недвижимости», их отсутствие в оспариваемом уведомлении ссылки на ст. 26 Закона, при наличии мотивированного текста, в обоснование приостановления учета и регистрации права не является само по себе достаточным основанием для признания решения незаконным.

Таким образом, учитывая положения ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления о регистрации права) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», необходимо применять в совокупности с положениями Федерального закона Российской Федерации «Об охране озера Байкал» от 01 мая 1999 года № 94-ФЗ; Градостроительным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, суд приходит к выводу, что Управлением Росреестра по Иркутской области правомерно истребовано заключение государственной экологической экспертизы, поскольку гараж, за регистрацией права собственности, на который обратился Корзенников А.М., находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, заявление о регистрации права собственности подано административным истцом в упрощенном порядке, на основании ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав», применение которой невозможно в виду особого правового статуса земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости.

Отказ в государственной регистрации права собственности на гараж в особом «упрощённом порядке» в связи с непредставлением положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объекта, не лишает собственника права обратиться в дальнейшем с заявлением о государственной регистрации права в общем порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, основания для признания их неправильными отсутствуют. Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию апеллянта в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 5 сентября 2018 года, по административному исковому заявлению Корзенникова А.М. к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об оспаривании отказа государственной регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи: Р.И. Харин

Л.В. Гусарова