Дело № 33а-7619/2018
Судья Кадашева И.Ф.
Докладчик Теплякова И.М.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Никитиной Г.Н.,
судей Тепляковой И.М., Курановой Л.А.,
при секретаре Апариной М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 07 августа 2018 года административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Бердска Бутерус Н.Ю. на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 17 мая 2018 года, которым постановлено:
«Требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Бердска, выразившееся в непроведении актуализации схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год.
Обязать администрацию города Бердска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о теплоснабжении путём проведения актуализации схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год»
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., пояснения представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Парыгиной И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Бердска обратился с административным иском к администрации г.Бердска, в котором просил признать незаконным бездействие администрации г.Бердска, выразившееся в непроведении актуализации схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год, обязать администрацию города Бердска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о теплоснабжении путём проведения актуализации схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства было установлено, что в нарушение требований Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» и постановления Правительства № 154 от 22.02.2012 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» администрацией г.Бердска в срок до 15.04.2018 не осуществлена актуализация схемы теплоснабжения г.Бердска на 2019 год. Указанное бездействие нарушает права граждан и их объединений на учет их предложений при проведении актуализации схемы теплоснабжения, ставит под угрозу эффективное и безопасное функционирование систем теплоснабжения города, их развития, что посягает на интересы граждан - потребителей коммунальной услуги теплоснабжения в г.Бердске. По выявленным нарушениям закона прокурором вынесено представление 17.01.2018 г. об устранении нарушений требований законодательства, которое оставлено без удовлетворения.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель административного ответчика администрации города Бердска.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит отменить решение Бердского городского суда Новосибирской области от 17 мая 2018 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что согласно п. 5 ст. 23.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ Правительство Российской Федерации до 01.07.2018 вправе принять решение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения при условии их соответствия критериям, указанным в пунктах 1 - 4 части 1 ст. 23.3 Федерального закона.
Первому критерию город Бердск соответствует, оставшиеся критерии необходимо проработать с теплоснабжающими организациями города и Правительством Новосибирской области.
Таким образом, до 01.07.2018 администрации города Бердска необходимо решить вопрос об отнесении города Бердска к ценовой зоне теплоснабжения и об установлении единой теплоснабжающей организации на территории данной ценовой зоны.
Схема теплоснабжения разрабатывается (в том числе в целях ее актуализации) единой теплоснабжающей организацией в части системы теплоснабжения, относящейся к зоне ее деятельности, с учетом предложений теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данные, указанные в п. 22 постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», содержащиеся в схеме теплоснабжения города Бердска, не изменяются, в связи с чем проводить формальную актуализацию схемы теплоснабжения с учетом дотационности бюджета города Бердска нецелесообразно.
Апеллянт указывает, что доводы административного истца о нарушении каких-либо прав граждан и их объединений, а также об угрозе эффективному и безопасному функционированию систем теплоснабжения города, их развитию, ничем не подтверждены, являются домыслами административного истца.
Увеличение объема расходов бюджета возможно только при увеличении объема доходов, поскольку утвержденный объем дефицита соответствует установленному статье 92.1 БК РФ предельному уровню дефицита местного бюджета. На сегодняшний день нет объективных оснований для увеличения объема собственных доходов бюджета города Бердска, следовательно, нет оснований для увеличения утвержденных бюджетных ассигнований на 2018 год.
Изложенные обстоятельства судом не исследованы, оценка в решении им не дана.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Полномочия по утверждению схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек установлены п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» и возложены на органы местного самоуправления городских поселений, городских округов.
Исходя из положений п. 20 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении», схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона «О теплоснабжении» развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Часть 3 статьи 23 Федерального закона «О теплоснабжении» возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154.
Согласно пунктам 22 - 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 (в ред. от 12.07.2016, действовавшей до 01.08.2018), схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении следующих данных: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники скомбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов; и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива; к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия. Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и тепло-сетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.
Постановлением администрации города Бердска от 12.12.2013 № 4792 утверждены «Схемы теплоснабжения г. Бердска Новосибирской области на 2013 - 2018 гг. и на период до 2028 г.».
Постановлением администрации города Бердска от 14.04.2017 № 1005 утверждена актуализация на 2018 г. и на период до 2022 г. «Схемы теплоснабжения города Бердска Новосибирской области на 2013-2018 гг. и на период до 2028 года», утвержденной постановлением администрации города Бердска от 12.12.2013 № 4792.
Представителем административного ответчика не оспаривалось, что в срок до 15.01.2018 уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения на 2019 г. не было размещено.
Из письма администрации города Бердска от 17.01.2018 №88/01-18 следует, что актуализация схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год не производится в связи с тем, что данные, указанные в пункте 22 постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154, не изменяются.
17.01.2018 прокурором города Бердска внесено представление главе города Бердска об устранении нарушений требований законодательства об актуализации схемы теплоснабжения, в том числе о размещении в срок до 15.01.2018 уведомления о ее проведении.
Доказательств устранения допущенных нарушений административным ответчиком не представлено, представление прокурора незаконным не признано.
Удовлетворяя требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность непроведения ежегодной актуализации схемы теплоснабжения.
Решение суда о возложении на административного ответчика обязанности по проведению актуализации схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о возможности принятия до 01.07.2018 решения об отнесении города Бердска к определенной ценовой зоне теплоснабжения и об установлении единой теплоснабжающей организации на территории данной ценовой зоны не влияет на законность принятого судом решения и обоснованность выводов суда под сомнение не ставит. Федеральным законом «О теплоснабжении» указанные апеллянтом мероприятия не предусмотрены в качестве оснований для непроведения ежегодной актуализации схемы теплоснабжения в срок до 15 апреля календарного года.
Позиция апеллянта о том, что проводить формальную актуализацию схемы теплоснабжения с учетом дотационности бюджета города Бердска нецелесообразно, не соответствует закону и не может являться основанием к отмене постановленного решения суда.
Ссылки в апелляционной жалобе на дефицит местного бюджета и на то, что проведение актуализации схемы теплоснабжения негативно скажется на бюджете города, не могут быть приняты во внимание, поскольку недостаточное финансирование не является основанием для невыполнения возложенных законом на органы местного самоуправления обязанностей.
Не могут быть признаны состоятельными доводы апеллянта об отсутствии нарушения каких-либо прав граждан и их объединений, угрозы эффективному и безопасному функционированию систем теплоснабжения города, их развитию.
Из смысла приведенных выше правовых норм в их совокупности следует, что именно орган местного самоуправления является ответственным за разработку и утверждение схемы теплоснабжения муниципального образования в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, внедрения энергосберегающих технологий.
Схема теплоснабжения разрабатывается с соблюдением следующих принципов: а) обеспечение безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов; б) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; в) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки тепловой и электрической энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности; г) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; д) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе; е) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; ж) согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения, а также с программами газификации поселений, городских округов.
Обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения, являющиеся ее неотъемлемой частью, включают сведения о существующем положении в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения; предписаниях надзорных органов по запрещению дальнейшей эксплуатации источников тепловой энергии, участков тепловой сети; тепловых нагрузках потребителей тепловой энергии, групп потребителей тепловой энергии в зонах действия источников тепловой энергии; оценку надежности теплоснабжения; обоснование инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение; описание существующих технических и технологических проблем в системах теплоснабжения поселения, городского округа; описание существующих проблем организации качественного, надежного и безопасного теплоснабжения; анализ аварийных отключений потребителей и времени восстановления теплоснабжения; прогноз перспективного потребления тепловой энергии отдельными категориями потребителей, в том числе социально значимых, для которых устанавливаются льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель; расчеты ценовых последствий для потребителей при реализации программ строительства, реконструкции и технического перевооружения систем теплоснабжения и др.
В связи с изложенным, отсутствие актуализированной схемы теплоснабжения бесспорно нарушает права неопределенного круга лиц в рассматриваемой сфере, не свидетельствует об обеспечении эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения города Бердска.
Решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела, отвечает требованиям закона, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 17 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Бердска ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Г.Н. Никитина
Судьи Л.А. Куранова
ФИО2