ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7658/2023 от 30.11.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-7658/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 30 ноября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Григорьевой Н.М.,

судей Морозовой С.Г., Тумановой О.В.,

при секретаре Черкасовой Е.С.,

с участием прокурора Супрунова Э.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-488/2022 (47RS0011-01-2021-002259-83) по апелляционным жалобам администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 4 августа 2022 года по административному исковому заявлению прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области об обязании организовать электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение до границ балансового разграничения с земельным участком.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения представителя административного ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области – Смирновой А.А., действующей на основании доверенности, и представителя заинтересованного лица Правительства Ленинградской области – Большаковой О.А., действующей на основании доверенности, позицию представителя Ленинградской областной прокуратуры Супрунова Э.С., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действующий в интересах несовершеннолетних Рудыка Д.В. и Котовой В.Г. обратился Ломоносовский районный суд Ленинградской области в порядке гражданского судопроизводства с иском к администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района (далее - администрации МО Горбунковское сельское поселение), Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее – Комитету по ЖКХ), с учетом уточнения исковых требований, принятого судом, об обязании администрации МО Горбунковское сельское поселение в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать электроснабжение, газоснабжение в дер. Велигонты до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером , площадью 1312 кв.м, расположенным по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение, д. Велигонты, обязании Комитета по ЖКХ в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение и водоотведение в дер. Велигонты до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером , площадью 1312 кв.м, расположенным по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение, д. Велигонты.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Хорольской О.С. по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства Российской Федерации и Закона Ленинградской области от 17.07.2018 № 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» (далее – Закон № 75-оз), по результатам проведения которой установлено, что Администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район на территории МО Горбунковское сельское поселение, с целью реализации указанного областного закона, многодетной семье Хорольской О.С. предоставлен бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером , площадью 1312 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение, д. Велигонты, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство.

Однако, предоставленным земельным участком собственники не могут в полной мере воспользоваться в связи с отсутствием соответствующей инфраструктуры по электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению, водоотведению. Проведение данных коммуникаций за счет лиц, которым предоставлены земельные участки, является невыполнимым в связи с большими материальными затратами.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены АО «ИЭК», ПАО «Россети Ленэнерго», АО «Газпром – газораспределение ЛО», Правительство Ленинградской области, Комитет по строительству Ленинградской области.

Обжалуемым решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 04.08.2022 исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме (л.д. 209-218 том 1).

Решение обжаловано администрацией МО Горбунковское сельское поселение и Комитетом по ЖКХ.

Администрация МО Горбунковское сельское поселение в своей апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, администрация МО Горбунковское сельское поселение является ненадлежащим ответчиком, поскольку до предоставления земельных участков гражданам, в дер. Велигонты инженерную инфраструктуру должна была обеспечить администрация Ломоносовского муниципального района, а после предоставления земельных участков – ресурсоснабжающие и сетевые организации (л.д. 12-18 том 2).

Комитет по ЖКХ в своей апелляционной жалобе просит решение отменить в части обязания Комитета по ЖКХ организовать водоснабжение и водоотведение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению Комитета, у прокурора отсутствовали основания для обращения в суд с иском в защиту несовершеннолетних, поскольку земельный участок был предоставлен их матери Хорольской О.С., которая является законным представителем несовершеннолетних, и вправе самостоятельно обратиться в суд. Также, судом не было учтено, что имущество, необходимое для осуществления правительством Ленинградской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения в Ломоносовском муниципальном районе, от органов местного самоуправления в собственность Ленинградской области не передано, поэтому решение в части возложения обязанностей на Комитет по ЖКХ, является заведомо неисполнимым (л.д. 30-42 том 2).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 25.01.2023 решение суда отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 114-130 том 2).

Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.06.2023 апелляционное определение от 25.01.2023 отменено, административное дело направлено в Ленинградский областной суд на новое апелляционное рассмотрение (л.д. 213-223 том 2).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 01.11.2023 г. суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного производства, дело передано в судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда (л.д. 182-189 том 3).

Явившиеся в суд апелляционной инстанции представитель Комитета по ЖКХ Смирнова А.А. и представитель заинтересованного лица Правительства Ленинградской области Большакова О.А. доводы апелляционной жалобы Комитета по ЖКХ поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить в части возложения на Комитет по ЖКХ обязанности организовать водоснабжение и водоотведение.

Представитель прокуратуры Супрунов Э.С. полагал решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Представитель администрации МО Горбунковское сельское поселение и заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 194-206 том 3), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия определила по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Также, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения оправах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно части 1 статьи 221 КАС РФ, состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика входит в состав действий сторон и суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству (пункт 3 части 3 статьи 135 КАС РФ).

Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие (части 4 и 5 статьи 38 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории сельского поселения обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в сфере водоснабжения и водоотведения данное полномочие передано по соглашению Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, в связи с чем суд определил в качестве ответчиков администрацию МО Горбунковское сельское поселение и Комитет по ЖКХ, при этом администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области привлечена в качестве заинтересованного лица.

Оспариваемым решением возложена обязанность по организации электроснабжения, газоснабжения земельного участка с кадастровым номером , площадью 1312 кв. на администрацию МО Горбунковское сельское поселение, организация водоснабжения и водоотведения указанного участка на Комитет по ЖКХ.

При этом в оспариваемом решении указано на обеспечение организации электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения конкретного земельного участка, а не земельного массива, где участок расположен.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда на основании следующего.

Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 29.05.2020 года №611/20, в соответствии с Земельным законодательством РФ, областным законом Ленинградской области от 17.07.2018 года №75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» Хорольской О.С. и членам ее семьи в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, предоставлен в собственность бесплатно земельный участок по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Велигонты (л.д. 16-17 том 1).

Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 13.07.2023 по делу №33а-4671/2023 установлено, что Распоряжением Правительства Ленинградской области от 05.02.2019 № 51-р, в соответствии с ч.5 ст. 196 ЗК РФ, в муниципальную собственность Ломоносовского муниципального района на праве собственности безвозмездно был передан согласно перечню, в том числе, земельный участок (массив) с кадастровым номером 47:14:0302006:99, общей площадью 213822 кв.м, который в соответствии с актом приема-передачи от 06.03.2019 принят Администрацией МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее Администрация района) и зарегистрировано право собственности 18.03.2019.

Впоследствии из указанного земельного участка были образованы земельные участки для предоставления в собственность гражданам бесплатно в рамках реализации областного закона №75-оз, в том числе и земельный участок с кадастровым номером (выписка на л.д. 207-208 том 3), предоставленный Хорольской О.С. на основании постановления администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 29.05.2020 года №611/20.

В указанном апелляционном определении судебная коллегия пришла к выводу, что в установленных обстоятельствах обязанность по обеспечению предоставляемого земельного участка необходимой инфраструктурой возложена на Администрацию района, как на собственника участка, и дальнейшая передача земельного участка администрации сельского поселения для предоставления участка гражданам, не прекращает этой обязанности, при отсутствии соглашения о передаче такой обязанности (л.д. 209-214 том 3).

Данный вывод сделан на основании позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 09.11.2017 N 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

При этом в ситуации, когда объективная возможность формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах конкретного муниципального образования отсутствует, вследствие особенностей его развития с учетом градостроительных, экологических и иных норм, предоставление земельных участков в собственность гражданам бесплатно может обеспечиваться, например, на основе передачи в собственность муниципального образования земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований о недопустимости принятия решений о передаче имущества из государственной собственности в муниципальную собственность в одностороннем порядке, без учета волеизъявления органов местного самоуправления и объективной необходимости такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 828-О-П, от 5 марта 2009 года N 401-О-О и от 7 февраля 2012 года N 234-О-Р).

Таким образом, в системе, как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена на органы местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка, для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления (соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации) - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.

С учетом изложенного, добровольное согласие муниципального образования Ломоносовский муниципальный район на принятие в собственность муниципального образования земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302006:99 для целей последующей передачи из его состава земельных участков в собственность гражданам бесплатно - подразумевало и принятие муниципальным образованием на себя определенных обязательств, связанных с обеспечением пригодности данного земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302006:99 для тех целей, ради которых происходила его передача в собственность муниципального образования.

Согласно изложенной позиции, возлагаемые обязанности по обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой обусловлены не полномочиями, установленными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а имеют иное основание, поэтому суду первой инстанции следовало правильно определить круг ответчиков и при необходимости привлечь администрацию Ломоносовского муниципального района в качестве ответчика по делу на основании ст. 41 КАС РФ.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом допущены существенные нарушения процессуального права, которые в силу ст. 310 КАС РФ являются основанием для отмены решения суда с направлением дела в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть положения ч. 13 ст. 52.1 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах элементов планировочной структуры и (или) их частей уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления может быть утверждена комплексная схема инженерного обеспечения территории (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, размещение сетей связи), на которой планируется осуществлять строительство объектов капитального строительства. Комплексная схема инженерного обеспечения территории может быть подготовлена в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории.

В материалах дела отсутствуют документы проекта планировки территории, которые включают положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе обеспечения жизнедеятельности граждан объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, положения об очередности планируемого развития территории (п.3 ч.3 ст.42 Градостроительного Кодекса РФ).

Также суду следует учитывать, что речь идет только о необходимой инфраструктуре, что прямо указано в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", которым предписано разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание суда первой инстанции на то, что юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению, являются также необходимость организации газификации земельного участка, так как в заявленном прокурором иске отсутствует обоснование таковой, учитывая, что в Ленинградской области не все населенные пункты подлежат обязательной газификации.

В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О водоснабжении и водоотведении», под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, под водоснабжением - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Вместе с тем, при разрешении дела судом первой инстанции не устанавливались такие юридически значимые обстоятельства как наличие в населенном пункте централизованной системы водоснабжения и основания для возложения на ответчиков обязанности, указанной прокурором в иске.

Таким образом, при новом рассмотрении дела суду следует правильно установить круг ответчиков, привлечь их при необходимости к участию в деле, установить юридически значимые обстоятельства и истребовать дополнительные доказательства, на основании которых постановить решение в соответствии с требованиями ст. 226 КАС РФ.

Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционных жалоб не подлежат оценке.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 4 августа 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: <данные изъяты>

Апелляционное определение изготовлено 13 декабря 2023 г.