ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7660/19 от 30.07.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Руденская Е.С.

Докладчик Кошелева А.П.

Дело № 33а-7660/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 30 июля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Коневой Ю.А., Разуваевой А.Л.

при секретаре Пастор К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя Правительства Новосибирской области – Муль Н.В., представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области – Кремневой Г.А. на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года, которым административное исковое заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Новосибирской области, администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей совершить определенные действия и административному иску прокурора Новосибирского района в интересах Долбина Владислава Алексеевича и в интересах несовершеннолетних Долбина Константина Владиславовича, Долбиной Валерии Владиславовны, Долбиной Виктории Владиславовны к Правительству Новосибирской области, администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителей Правительства Новосибирской области – Поповой С.Н., администрации Новосибирского района Новосибирской области – Литвиновой В.Н. и Глухова С.С., административного истца – Козловой М.В., заинтересованных лиц Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области – Кузнецовой Т.А., Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области – Сокол Л.Г., Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Плотникова В.П., изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Новосибирского района Новосибирской области обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Правительству Новосибирской области, администрации Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах Долбина В.А. и несовершеннолетних Долбина К.В., Долбиной В.В., Долбиной В.В.

В административном иске, предъявленном в интересах неопределенного круга лиц прокурор просит:

- признать незаконным бездействие Правительства Новосибирской области и администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в микрорайоне Северный и микрорайоне Центральный п. Садовый Новосибирского района и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам;

- обязать Правительство Новосибирской области и администрацию Новосибирского района Новосибирской области организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в микрорайоне Северный и микрорайоне Центральный п. Садовый Новосибирского района, к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, а также организовать строительство дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам;

- признать незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации подвоза обучающихся МБОУ Пашинская школа № 70, проживающих на территории микрорайона Северный и микрорайона Центральный п. Садовый Новосибирского района в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», как учредителя образовательной организации и собственника автомобильной дороги;

- обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области и Правительство Новосибирской области обеспечить подвоз обучающихся МБОУ Пашинская школа № 70, проживающих на территории микрорайона Северный и микрорайона Центральный п. Садовый Новосибирского района в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В административном иске, предъявленном с интересах Долбина В.В. и его несовершеннолетних детей, прокурор просит:

- признать незаконным бездействие Правительства Новосибирской области и администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельного участка , расположенного по адресу: <адрес> и строительству дорог, подъездных путей к указанному земельному участку, принадлежащему Долбину В.А.;

- обязать Правительство Новосибирской области и администрацию Новосибирского района Новосибирской области организовать техническую возможность подключения вышеуказанного земельного участка, принадлежащего Долбину В.А. к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, а также организовать строительство дорог, подъездных путей к указанному земельному участку.

Административные дела по названным административным искам определением суда от 23 января 2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области была проведена дополнительная проверка в части исполнения требований прокурора района об обеспечении водоснабжения жителей микрорайонов Центральный и Северный п. Садовый Новосибирского района Новосибирской области и исполнения требований законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям.

Земельные участки в микрорайонах Центральный и Северный п. Садовый Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предоставлялись Правительством Новосибирской области для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность льготным категориям граждан из земель, находящихся в собственности Новосибирской области. Земельные участки расположены в границах населенного пункта п. Садовый и имеют вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Земельные участки были предоставлены льготной категории граждан (многодетным семьям) для целей индивидуального жилищного строительства в соответствии с приказами Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области № 2256 от 22.11.2011 и № 2938 от 23.09.2013.

Долбину В.А. бесплатно предоставлен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м на основании приказа Департамента имущества и земельных отношении Новосибирской области № 2592 от 18.12.2011.

Передача многодетным семьям бесплатных земельных участков является формой господдержки материнства и детства.

Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации № 372 от 09.09.2013 утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с которыми рекомендовано в целях отбора земельных участков использовать критерии существующей обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, а также рекомендовано до предоставления земельных участков утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющих деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

31.03.2013 Губернатором Новосибирской области утвержден план мероприятий создания инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализование, газоснабжение, электроснабжение, дороги). Указанным планом были предусмотрены мероприятия по выполнению проектных работ по инженерным сетям и дорогам, а также строительство инженерных коммуникаций, локальных инженерных объектов и дорог. Строительство магистральных сетей водопровода и канализации было запланировано на август 2013-июль 2014 года МС и ЖКХ Новосибирской области за счет средств субсидий на инженерное обустройство площадок комплексной застройки на территории Новосибирской области. Строительство скважинных водозаборов и станции водоподготовки - МС и ЖКХ Новосибирской области совместно с администрацией Новосибирского района и администрацией Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области за счет средств ДЦП «Чистая вода Новосибирской области на 2012-2017 годы», газопровод высокого давления - ДЦП «Развитие газификации территории населенных пунктов Новосибирской области на 2012-2016 годы», срок исполнения август 2013-июнь 2014 года.

До настоящего времени предусмотренные планом мероприятия, за исключением строительства линии электропередач, не выполнены, а сроки, предусмотренные вышеуказанным планом, нарушены.

Администрация Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и администрация Новосибирского района Новосибирской области заявки на участие в целевых программах ДЦП «Чистая вода Новосибирской области на 2012-2017 годы» и ДЦП «Развитие газификации территории населенных пунктов Новосибирской области на 2012-2016 годы» не подавали.

Автомобильная дорога построена частично, введен в эксплуатацию только первый пусковой комплекс строительства автомобильной дороги общего пользования протяженностью 1,35 км «Автомобильная дорога «Подъезд к п. Садовый» в Новосибирском районе. При этом, согласно перечню автомобильных дорог общего пользования Новосибирского района, указанная автомобильная дорога должна быть протяженностью 4,2 км, однако, строительство дороги, в том числе к земельному участку Долбина В.А., не осуществляется.

После многочисленных обращений граждан, 24.04.2018 временно исполняющим обязанности первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области, утвержден новый план мероприятий: «Дорожная карта», «Инфраструктурное обустройство микрорайонов Северный и центральный в п. Садовый Новосибирского района Новосибирской области».

Пунктом 6.1 данного Плана в 2018 году было запланировано строительство части магистрального водопровода и двух скважин, но до настоящего времени работы по строительству так и не начаты. Строительство дороги и межквартальных проездов не осуществляется. Также в новый план не включены мероприятия по строительству газопровода и магистральных сетей канализации. При этом, МУП г. Новосибирска «Горводоканал» предоставило технические условия № 5-794 от 26.06.2012 и № 5-1893 от 18.10.2013 на строительство системы водоотведения малоэтажной жилой застройки микрорайонов Центральный и Северный в п. Садовый Новосибирского района с точкой подключения в существующем колодце на коллекторе Д-800 мм, со сроком выполнении 2 года, которые также не исполнены.

Таким образом, за длительный период с момента предоставления земельных участков в 2011 году, мер по созданию инженерной инфраструктуры и строительству дорог не принято.

На предоставленных земельных участках, в том числе на земельном участке Долбина В.А., отсутствует возможность подключения к сети водоснабжения, газоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Администрацией Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предлагается жителям микрорайонов п. Садовый осуществлять забор воды самостоятельно на скважине, при согласовании времени забора воды. При этом, от земельного участка Долбина В.А. до скважины 2 150 м.

Кроме того, в соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» от 16.10.2018 № 10-3/004875, протоколом лабораторных исследований от 16.10.2018 № 24360, проба холодной питьевой воды, отобранная из скважины питьевого водоснабжения № 2, расположенной по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Станционный сельсовет, п. Садовый, ул. Южно-Центральная, по исследованным обобщенным показателям, содержанию вредных химических веществ, не соответствует п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01, в связи с превышением ПДК общей жесткости в 2 раза, нитритов в 3,6 раза.

На основании Закона Новосибирской области от 31.01.2017 № 137-03 «О внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», с 01.07.2017 вопросы организации водоснабжения населения в границах поселения обязаны решать органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Таким образом, полномочия по организации водоснабжения микрорайонов Центральный и Северный п. Садовый Станционного сельсовета закреплены за администрацией Новосибирского района.

С момента предоставления земельных участков гражданам прошло 7 лет, однако органом исполнительной власти, предоставившим земельные участки и органом местного самоуправлении, на котором расположены земельные участки, не были осуществлены действия по организации инженерной инфраструктуры, чем созданы препятствия для подключения жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Кроме того, до настоящего времени земельные участки, на которых предполагается строительство дорог и сетей водоснабжения из собственности Новосибирской области в собственность Новосибирского района не переданы.

Строительство сетей инженерно-технического обеспечения не может быть возложено на собственников земельных участков.

Также, при предоставлении земельных участков не осуществлено строительство дорог и подъездных путей к участкам, в том числе к земельному участку Долбина В.А.

В настоящее время дорога «Автомобильная дорога «Подъезд к п. Садовый», протяженностью 1,35 км, согласно перечню автомобильных дорог общего пользования Новосибирского района отнесена к государственной собственности Новосибирской области, однако подвоз обучающихся МБОУ Пашинская школа № 70, проживающих в микрорайонах Северный и Центральный п. Садовый, не организован, остановочные павильоны не оборудованы.

Таким образом, бездействием администрации Новосибирского района Новосибирской области и правительства Новосибирской области, выразившимся в непринятии мер по организации перевозки обучающихся МБОУ Пашинская школа № 70 до микрорайона Северный и микрорайона Центральный п. Садовый, в соответствии с установленными требованиями, как учредителя образовательной организации и собственника автомобильной дороги, нарушены права граждан на безопасные условия дорожного движения, а также права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, посещающих образовательное учреждение.

Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года административное исковое заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области удовлетворено полностью.

Судом постановлено признать незаконным бездействие Правительства Новосибирской области и администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в микрорайоне Северный и микрорайоне Центральный п. Садовый Новосибирского района Новосибирской области и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам.

Обязать Правительство Новосибирской области и администрацию Новосибирского района Новосибирской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в микрорайоне Северный и микрорайоне Центральный п. Садовый Новосибирского района к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, а также организовать строительство дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам.

Признать незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, как учредителя образовательной организации и собственника автомобильной дороги, выразившееся в непринятии мер по организации подвоза обучающихся МБОУ Пашинская школа № 70, проживающих на территории микрорайона Северный и микрорайона Центральный п. Садовый Новосибирского района в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области и Правительство Новосибирской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить подвоз обучающихся МБОУ Пашинская школа № 70, проживающих на территории микрорайона Северный и микрорайона Центральный п. Садовый Новосибирского района в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Признать незаконным бездействие Правительства Новосибирской области и администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельного участка , расположенным по адресу: <адрес> и строительству дорог, подъездных путей к указанному земельному участку, принадлежащему Долбину В.А.

Обязать Правительство Новосибирской области и администрацию Новосибирского района Новосибирской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать техническую возможность подключения вышеуказанного земельного участка, принадлежащего Долбину В.А. к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, а также организовать строительство дорог, подъездных путей к указанному земельному участку.

С указанным решением суда не согласились Правительство Новосибирской области, администрация Новосибирского района Новосибирской области, в апелляционных жалобах изложены просьбы об отмене решения Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года и принятии нового об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование доводов жалобы Правительства Новосибирской области указано на то, что Правительство области является ненадлежащим ответчиком.

Вопреки выводам суда земельные участки многодетным семьям Правительством области не предоставлялись. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществлялось департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области. Полномочия Правительства в сфере оказания социальной поддержки многодетным семьям на территории Новосибирской области определены статьей 5 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 № 533-ОЗ.

Поскольку земельные участки многодетным семьям предоставлялись в декабре 2011 года, к правоотношениям по предоставлению земельных участков подлежит применению законодательство, действовавшее по состоянию на декабрь 2011 года. Применению подлежали ч.2 ст. 28 ЗК РФ в редакции ФЗ от 28.11.2011 № 337-ФЗ, Закон Новосибирской области от 14 апреля 2003 № 108-ОЗ, Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденный постановлением Правительства Новосибирской области от 22.11.2011 № 495-п. Указанными нормативными актами заявленных в иске требований к предоставляемым многодетным семьям земельных участков, установлено не было. Судом не верно приведено содержание пункта 13 названного Порядка, которым требование пригодности земельного участка для освоения не установлено.

В нарушение ч.4 ст. 180 КАС РФ судом в решении не указано, на чем основаны выводы о наличии у Правительства НСО обязанности организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной инфраструктурой. При этом судом не учтен п.5 Правил определения и предоставления технических условий объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, согласно которым обязанность по предоставлению технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения возложена на органы местного самоуправления в отношении предоставляемых земельных участков, находящихся как в муниципальной, так и государственной собственности.

Апеллянт отмечает, что органы местного самоуправления не входят в структуру органов исполнительной власти. Суд возложил обязанность по обеспечению муниципальных полномочий на Правительство НСО, чем нарушил конституционный принцип отделения местного самоуправления от государственной власти. Решение суда в указанной части противоречит ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 2 Федерального закона № 184-ФЗ, ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ. Законодательством РФ не установлена обязанность Правительства Новосибирской области по строительству подъездных путей к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям.

Полномочия Правительства НСО в сфере образования определены ст. 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 361-ОЗ и указанный перечень полномочий не содержит полномочий по осуществлению транспортного обеспечения обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях. Кроме того, судом не учтены положения ч.2 ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой обязанность по организации бесплатной перевозки обучающихся между населенными пунктами возложена на учредителя соответствующей образовательной организации, потому в данном случае это является обязанностью администрации Новосибирского района.

Правительство не нарушало прав и законных интересов неопределенного круга лиц по данному делу, поскольку не обладает полномочиями в указанной сфере и не является главным распорядителем бюджетных средств в сфере социальной поддержки многодетных семей. Норма ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит иные правила, нежели приведены судом.

Правовых норм, которые устанавливали бы соответствующие обязанности для Правительства НСО, в решении суда не приведено.

Вывод суда о том, что Правительство Новосибирской области должно было осуществить контроль и руководство деятельностью органов государственной власти Новосибирской области противоречит требованиям ч. 3 ст. 7, ст. 45 и 46 Устава Новосибирской области, ст. 3 и 6 Закона Новосибирской области от 03.03.2004 г. № 168-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти», которые являются самостоятельными органами, наделенными специальной компетенцией в установленной сфере. Правительство НСО, принимая участие в создании исполнительных органов власти Новосибирской области, руководство их деятельностью не осуществляет, ответственность за реализацию их полномочий не несет, обладает собственной общей компетенцией.

В обоснование доводов жалобы администрации Новосибирского района Новосибирской области указано на то, что суд проигнорировал правовые предписания Конституционного Суда РФ и нормы законодательства, произвольно возложив на администрацию района исполнение обязательств, которые законом не предусмотрены.

Так, судом не был применен закон, подлежащий применению ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части закрепления за сельскими поселениями вопросов местного значения на основании законов субъектов Российской Федерации, п.2 ч.4 ст. 15, ч.3 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, судом применен закон, не подлежащий применению - ч. 4 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ.

Вопрос организации в границах Станционного сельсовета газоснабжения населения является вопросом местного значения уровня сельского поселения, а не муниципального района, т.е. Станционного сельсовета, а не Новосибирского района. Указанный вопрос является вопросом местного значения с 2011 г.

Вопросы организации водоснабжения населения и водоотведения в период с 2011 по 01.01.2017 являлись вопросами сельского поселения – Станционного сельсовета.

Судом не приняты во внимание доводы о том, что в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ полномочия по организации водоотведения в границах сельсовета Новосибирского района с 01.07.2017 в установленном законом порядке переданы Станционному сельсовету, что подтверждается решениями Совета депутатов Новосибирского района и заключенными между органами местного самоуправления района и поселения соглашениями.

К полномочиям Новосибирского района в период с 13.02.2019 по 31.12.2019 была отнесена только часть вопроса местного значения по организации водоснабжения населения Станционного сельсовета, а именно строительство сетей водоснабжения в микрорайонах Центральный и Северный п. Садовый. В остальной части вопрос по организации водоснабжения населения является полномочиями Станционного сельсовета. При этом, в суд были представлены доказательства, подтверждающие организацию строительства сетей водоснабжения в названных микрорайонах еще до обращения прокурора с исками в суда, не завершение строительства сетей водоснабжения не свидетельствует о незаконном бездействии администрации района.

Ссылки суда на положения Федерального закона № 416–ФЗ необоснованы, поскольку не учтено наличие специального правового регулирования Федеральным законом № 131-ФЗ.

По вопросу строительства дорог и подъездных путей суд не применил ч. 3 ст. 14, ч. 3 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ, ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ, подлежащие применению. Вопрос организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов является вопросом местного значения уровня сельского поселения, а не муниципального района.

Выводы суда о возложении данной обязанности на администрацию района немотивированы. Кроме того, на основании вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска по делу № 2-272/2019 обязанность по завершению строительства автомобильной дороги и приведения её в соответствие с требованиями закона возложена на ГКУ НСО ТУАД.

План мероприятий создания инженерной инфраструктуры, утвержденный Губернатором НСО 31.03.2013, на который сослался суд в решении, не является нормативным правовым актом и обязательств по организации газо- и водоснабжения населения, водоотведения, строительству дорог и подъездных путей в микрорайонах на администрацию района не возлагает.

Кроме того, судом были нарушены п. 2 ч. 1 ст. 196, ст. 39 КАС РФ. Объективных причин, по которым семья Долбиных не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав, в решении суда не приведено.

Признавая незаконным бездействие администрации района по непринятию мер по организации подвоза обучающихся МБОУ Пашинская школа № 70 и возложению обязанности на администрацию района обеспечить подвоз обучающихся МБОУ Пашинская школа № 70, судом не приняты во внимание ч.2 ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ, не учтено вступившее в законную силу решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска по делу № 2-272/2019, и представленные в дело доказательства о том, что предполагаемый маршрут перевозки детей не является безопасным.

На основании ст.ст. 150,152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционным жалобам в соответствии с требованиями ч.1 ст. 308 КАС РФ судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 1,3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области была проведена проверка в части исполнения требований прокурора района об обеспечении водоснабжения жителей микрорайонов Центральный и Северный п. Садовый Новосибирского района Новосибирской области и исполнения требований законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям, чему предшествовало обращение жильцов и собственников земельных участков п. Садовый микрорайонов Центральный и Северный Новосибирского района Новосибирской области, в том числе обращение Долбина В.А. прокурору Новосибирского района.

Земельные участки были предоставлены льготной категории граждан - основная категория многодетные семьи, для целей индивидуального жилищного строительства, в соответствии с приказами Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области № 2256 от 22.11.2011 и № 2938 от 23.09.2013 на основании утвержденного прилагаемого к приказам перечня земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности Новосибирской области, расположенных на территории поселка Садовый Новосибирского района Новосибирской области, для бесплатного предоставления в собственность граждан.

Долбину В.А. (имеющему удостоверение многодетной семьи) на основании приказа Департамента имущества и земельных отношении Новосибирской области № 2592 от 18.12.2011 для индивидуального жилищного строительства из категории земель земли населенных пунктов бесплатно предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

При этом земельные участки, предоставленные указанной категории граждан, на момент их предоставления не были обеспечены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, что лицами, участвующими в деле не оспаривалось.

Последующие мероприятия, осуществленные органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления, также не привели к обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой в течение разумного срока.

Так, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно- коммунальных услуг», а также во исполнение Соглашения, заключенного между министерством финансов Российской Федерации и Правительством Новосибирской области от 23.01.2013 № 01-01-06/06-19 об условиях предоставления бюджету Новосибирской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, распоряжением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 № 572-рп утвержден план мероприятий («дорожной карты») «Инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей», в соответствии с которым в Новосибирской области обеспечение инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства многодетным семьям из состава земель муниципальной собственности, осуществляется через предоставление субсидий на обеспечение площадок комплексной застройки инженерной инфраструктурой в рамках подпрограммы «Инженерное обеспечение площадок комплексной застройки Новосибирской области» долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.01.2011 №31-п.

31.03.2013 Губернатором Новосибирской области утвержден план мероприятий создания инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализование, газоснабжение, электроснабжение, дороги) микрорайонов Центральный и Северный п. Садовый Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

Указанным планом были предусмотрены мероприятия по выполнению проектных работ по инженерным сетям и дорогам, а также строительство инженерных коммуникаций, локальных инженерных объектов и дорог. Строительство магистральных сетей водопровода и канализации было запланировано на август 2013 - июль 2014 года МС и ЖКХ Новосибирской области. Строительство скважинных водозаборов и станции водоподготовки запланировано МС и ЖКХ Новосибирской области совместно с администрацией Новосибирского района и администрацией Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в январе 2013-июле 2013 года, а также в августе 2013 – ноябре 2014 года за счет ДЦП «Чистая вода Новосибирской области на 2012 – 2017 годы», газопровода высокого давления – МС и ЖКХ НСО в январе 2013 – июне 2013 года, а также в августе 2013 – июне 2014 МС и ЖКХ НСО, администрацией Новосибирского района, МО Станционного сельсовета за счет ДЦП «Развитие газификации территории населенных пунктов Новосибирской области на 2012 – 2016 годы».

Однако, согласно информации МЖКХиЭ Новосибирской области от 10.11.2017, администрация Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и администрация Новосибирского района Новосибирской области заявки на участие в целевых программах ДЦП «Чистая вода Новосибирской области на 2012-2017 годы» и ДЦП «Развитие газификации территории населенных пунктов Новосибирской области на 2012-2016 годы» не подавали.

24.04.2018 года временно исполняющим обязанности первого заместителя Правительства НСО вновь был утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Инфраструктурное обустройство микрорайонов Северный и Центральный в п. Садовый Новосибирского района Новосибирской области, согласно которому в мае 2018 года запланирована передача полномочий по строительству сетей водоснабжения и водоотведения, сетей газоснабжения в указанных микрорайонах Новосибирскому району от Станционного сельсовета. Этим же Планом строительство скважин на водозаборах и станции водоподготовки, строительство внутриквартальных сетей водопровода запланировано МКУ «УК ЕЗ ЖКХС» и Администрацией Новосибирского района, МС НСО; строительство второго этапа ( 3 и 4 пусковых комплексов) автомобильной дороги Новосибирской области «Подъезд к п. Садовый» и строительство межквартальных проездов в микрорайонах запланировано Администрацией Новосибирского района и МТ и ДХ НСО.

Указанные выше Планы от 31.03.2013 и от 24.04.2018 согласованы с главой Новосибирского района.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и не опровергнуто административными ответчикам, до настоящего времени предусмотренные названными Планами мероприятия, за исключением строительства линии электропередач, не выполнены, все разумные сроки выполнения необходимых мероприятий нарушены. На протяжении длительного времени, учитывая, что земельные участки были представлены в 2011 году, каких-либо действенных мер по созданию инженерной инфраструктуры и строительству дорог в микрорайонах Центральный и Северный п. Садовый Новосибирского района Новосибирской области, не принято. Органом исполнительной власти Новосибирской области, предоставившим земельные участки, и органом местного самоуправлении, на территории которого расположены земельные участки, не были осуществлены эффективные действия, в том числе предусмотренные утвержденными и согласованными Планами, приведшие к организации инженерной инфраструктуры и обеспечению транспортной доступности.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 № 2516-О, Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Рассматривая доводы апеллянтов, сводящиеся к тому, что каждый из них является ненадлежащим административным ответчиком, судебной коллегией учитываются следующие законоположения, регулирующие возникшие правоотношения.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании п.24 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на дату предоставления в 2011 году земельных участков многодетным семьям в качестве меры государственной поддержки, Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. 15.2 действующего в рассматриваемый период времени Закона Новосибирской области от 14.04.2003 № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.

Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Новосибирской области.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 22.11.2011 № 495-п был утвержден названный выше Порядок, согласно пунктам 12,13 которого предоставление земельных участков осуществляется по мере их формирования. Формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется уполномоченным органом за счет средств соответствующего бюджета. Решение о бесплатном предоставлении земельного участка принимает уполномоченный орган в течение двадцати рабочих дней со дня оформления документов на земельный участок, предусмотренных действующим законодательством. В течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о бесплатном предоставлении земельного участка уполномоченный орган письменно уведомляет заявителя о необходимости получить такое решение и кадастровый паспорт земельного участка. После получения указанных документов заявитель самостоятельно за счет собственных средств осуществляет государственную регистрацию права собственности на земельный участок, вынос границ земельного участка на местности, а также самостоятельно совершает все необходимые действия по освоению земельного участка.

Полномочия Правительства Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей по состоянию на декабрь 2011 года были определены статьей 5 Закона Новосибирской области ль 06.10.2010 № 533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области», это, в частности, определение основных направлений государственной политики Новосибирской области в сфере социальной поддержки многодетных семей; утверждение долгосрочных целевых программ в сфере социальной поддержки многодетных семей; установление порядка предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям; установление порядка выдачи и формы удостоверения многодетной семьи; 5) установление размера ежегодной денежной выплаты на приобретение одежды для посещения школьных занятий для детей - учащихся общеобразовательных учреждений.

В силу ст.11 названного Закона финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки многодетных семей, установленных настоящим Законом, в том числе дополнительное финансирование мероприятий по организации питания обучающихся, воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений - детей из многодетных семей, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области в порядке, устанавливаемом Правительством Новосибирской области.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.02.2015 м№ 68-п утверждена Государственная программа Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» и установлено, что эффективной мерой социальной поддержки многодетных семей в решении жилищного вопроса является бесплатное предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Вместе с тем, задача по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, инженерной инфраструктурой при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определена Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Как следует из Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372, в законах субъектов РФ, устанавливающих случаи и порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, рекомендуется определить следующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ: организация обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры.

До настоящего времени законом Новосибирской области такой орган не определен, при этом земельные участки предоставлены в качестве меры государственной поддержки по вопросам совместно ведения Российской Федерации и её субъектов, следовательно, названная мера государственной поддержки должна быть полностью реализована соответствующим органом государственной власти субъекта РФ, что в рассматриваемом деле не осуществлено. При этом, в полномочия органа государственной власти Новосибирской области, предоставившего земельные участки как уполномоченного на распоряжение землей, находящейся в собственности субъекта РФ – Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, вопросы организации обеспечения предоставленных земельных участков объектами инфраструктуры также не включены.

Согласно положениям ст. 4 Закона Новосибирской области от 03.03.2004 № 168-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» Правительство Новосибирской области возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области общей компетенции.

Как отражено в Определении Конституционного суда РФ от 09.11.2017 № 2516-О, нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3).

С учетом приведенных нормативных положений, обстоятельств настоящего дела, судебная коллегия исходит из того, что земельные участки в рамках меры государственной поддержки по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ предоставлялись областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, который, как и другие областные исполнительные органы, не уполномочен на организацию обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, при этом высшим органом исполнительной власти в области является Правительство НСО. Правительство НСО, в свою очередь, распоряжением от 30.12.2013 № 572-рп утвердило план мероприятий (дорожную карту) по инфраструктурному обустройству земельных участков, а также соответствующую государственную программу Новосибирской области, которые по существу за длительный период времени так и не были реализованы ответственными исполнителями – областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, определенными Правительством Новосибирской области. При этом, мер, направленных на реальное исполнение данных планов и программ, обеспечение выполнения всех запланированных мероприятий в разумные сроки, Правительством области в отношении определенных им самим ответственных лиц, принято не было.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что Правительством Новосибирской области допущено бездействие, приведшее к нарушению прав граждан на реальное получение меры социальной поддержки, которая, вопреки позиции данного ответчика, не ограничивается только предоставлением земельного участка (не обеспеченного необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой).

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы Правительства Новосибирской области в указанной части, направленные на иное толкование и применение закона, не могут быть приняты.

Доводы администрации Новосибирского района также подлежат отклонению.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 22-П, основная цель местного самоуправления – удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Земельные участки, предоставленные в 2011 году многодетным семьям, расположены на территории Новосибирского района Новосибирской области.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5).

На основании ч.3 ст. 14 названного закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании ч.4 ст. 14 указанного закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии со ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», в редакции, действующей до 01.01.2017, вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части вопросов использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были закреплены за сельскими поселениями Новосибирской области.

С 31.01.2017 за сельскими поселениями Новосибирской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части вопросов организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации), 5 - 7, 7.2 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части вопросов использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, с 01.01.2017 вопросы организации водоснабжения и водоотведения закреплены за администрацией Новосибирского района Новосибирской области. При этом ссылки апеллянта на положения ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ подлежат отклонению, поскольку в материалы дела не представлены заключенные в установленном порядке соглашения между администрацией района и Станционным сельсоветом о передаче осуществления полномочий по водоснабжению и водоотведению Станционному сельсовету.

Кроме того, не соглашаясь с доводами администрации района о том, что она является ненадлежащим ответчиком как по водоснабжению и водоотведению, так и по обеспечению земельных участков газоснабжением, обеспечению транспортной доступности к участкам, судебная коллегия исходит из содержания приведенных выше согласованных с администрацией района Планов – дорожных карт, из которых следует, что администрацией района приняты на себя обязательства, связанные с обеспечением пригодности земельных участков в двух микрорайонах поселка Садовый для тех целей, ради которых происходила их передача.

При этом, как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О).

Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что администрация района на протяжении длительного времени – с 2013 года Правительством Новосибирской области, как органом, ответственным за полную реализацию меры социальной поддержки, была уполномочена на обеспечение транспортной доступностью и инженерной инфраструктурой земельных участков, для чего в названных Планах – дорожных картах было предусмотрено соответствующее финансирование из бюджета областного уровня, однако, реальных и своевременных действий администрацией района, на территории которой расположены участки, также не совершено, что свидетельствует о допущенном бездействии.

Доводы администрации об отсутствии у прокурора права на предъявление административного иска в интересах Долбина В.В. и его несовершеннолетних детей, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно не были приняты. Многодетные семьи находятся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждаются в особой заботе со стороны государства и общества, которая может осуществляться, в том числе, при наличии соответствующего обращения, путем предъявления прокурором в интересах такой семьи иска в суд с целью защиты прав многодетной семьи. Наличие у несовершеннолетних детей законного представителя не препятствует прокурору обратиться в суд с иском в защиту их прав.

Доводы Правительства Новосибирской области в части отсутствия у него обязанности по организации бесплатной перевозки детей в школу заслуживают внимания и с ними судебная коллегия соглашается.

В соответствии с ч.2 ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Полномочия Правительства Новосибирской области в сфере образования определены ст. 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области».

Из совокупного содержания данных законоположений и обстоятельств настоящего дела следует, что по требования прокурора относительно организации подвоза обучающихся МБОУ Пашинская школа 70, такие обязанности могут быть возложены только на администрацию Новосибирского района, как учредителя данной образовательной организации. Наличие или отсутствие права собственности на дорогу, вопреки указанному в исках прокурора, не свидетельствует о наличии у Правительства области обязанности по организации бесплатной перевозки детей в школу.

При этом довод администрации района об отсутствии незаконного бездействия в данной части подлежит отклонению. Небезопасность предполагаемого маршрута вызвана, в том числе, неисполнением обязательств ответчиками по организации транспортной доступности к земельным участкам. Состоявшееся решение суда относительно приведения части дороги в надлежащее состояние иным лицом, на что ссылается администрация района в жалобе, также не свидетельствует об отсутствии бездействия администрации, не организовавшей до настоящего времени перевозку обучающихся.

Таким образом, решение суда подлежит отмене в части, апелляционная жалоба Правительства НСО подлежит частичному удовлетворению, а оснований для удовлетворения жалобы администрации Новосибирского района не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2019 года отменить в части признания незаконным бездействия Правительства Новосибирской области, выразившегося в непринятии мер по организации подвоза обучающихся МБОУ Пашинская школа № 70, проживающих на территории микрорайона Северный и микрорайона Центральный п. Садовый Новосибирского района в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и возложения на Правительство Новосибирской области обязанности в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить подвоз обучающихся МБОУ Пашинская школа № 70, проживающих на территории микрорайона Северный и микрорайона Центральный п. Садовый Новосибирского района в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении названных требований прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Новосибирской области отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя Правительства Новосибирской области – Муль Н.В. удовлетворить частично.

Апелляционную жалобу представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области – Кремневой Г.А. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи