Номер дела в суде первой инстанции 2а-6220/2020
Дело № 33а-7776/2021
УИД - 27RS0001-01-2020-008457-60
г. Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.,
судей: Савченко Е.А., Чуешковой В.В.,
при секретаре: Джибе С.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 1 декабря 2021 года административное дело по административному иску Министерства природных ресурсов Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконными постановлений о возбуждении исполнительного производства, взыскании исполнительного сбора,
по апелляционной жалобе административного ответчика межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 19 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., пояснения представителя административного истца министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО2, представителя административного ответчика МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов Хабаровского края обратилось в суд с административным иском к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – МОСП по ИОИП, МОСП по исполнению особых исполнительных производств) о признании незаконными действий и постановления о возбуждении исполнительного производства от 03.11.2020 №46758/20/27027-ИП, постановления о взыскании исполнительного сбора от 06.10.2020 №27027/20/75379.
В обоснование административного иска указал, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 14.12.2016 № 2-6970/2016 исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены. На министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее – Министерство) возложена обязанность в течении 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения установить границы зон с особыми условиями использования территории (водоохранная зона и прибрежная защитная полоса) водного объекта реки Красная речка, а также внести сведения об особых зонах водного объекта - реки Красная речка в государственный кадастр недвижимости. Во исполнение решения суда министерством проведена работа по установлению водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Красная речка. В 2007 году на основании Соглашения, заключенного с Федеральным агентством водных ресурсов по заказу министерства природных ресурсов Хабаровского края, в соответствии с государственным контрактом от 14.06.2007 №42/06 ФГУП «Дальгипроводхоз» выполнены проектные работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Красная речка на территории г. Хабаровска и Хабаровского района Хабаровского края. Согласно отчета «Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Красная речка на территории г. Хабаровска и Хабаровского района Хабаровского края» для р. Красная речка определена ширина водоохранной зоны - 100 метров от береговой линии водного объекта, границы водоохранной зоны отражены на картографическом материале. В соответствии с Соглашением, заключенным в 2012 году Федеральным агентством водных ресурсов, по заказу министерства природных ресурсов Хабаровского края в соответствии с государственным контрактом от 31.10.2012 № 109/10, выполнено закрепление на местности посредством установки специальных информационных знаков границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Красная речка на территории г. Хабаровска и Хабаровского района Хабаровского края. Постановка на кадастровый учет зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта - реки Красная речка проведена в декабре 2016 г. В соответствии с письмом филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю) от 13.12.2016 № ГБ/2.11-05969/16 сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Красная Речка внесены в государственный кадастр недвижимости со следующими учетными номерами: 27.00.2.63 Водоохранная зона водного объекта р. Красная Речка г. Хабаровск, Хабаровский район, Хабаровский край; 27.00.2.65 Прибрежная защитная полоса водного объекта р. Красная Речка г. Хабаровск, Хабаровский район Хабаровский край. Согласно письму ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю от 21.06.2019 № ГБ/2.12-02471/19 в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о границах зон с особыми условиями использования территории: Водоохранная зона водного объекта р. Красная Речка г. Хабаровск, Хабаровский район, Хабаровский край, реестровый №; Прибрежная защитная полоса водного объекта р. Красная Речка г. Хабаровск, Хабаровский район Хабаровский край, реестровый №. Таким образом, обязанность, возложенная судом на министерство по делу № 2-6970/2016, исполнена 13.12.2016. В адрес министерства 29.11.2019 поступило постановление о возбуждении исполнительного производства № 41487/19/27027-ИП по исполнению решения суда от 14.12.2016 № 2-6970/2016. Исходящим письмом от 16.12.2019 № 21.9-3379 министерство направило судебному приставу исполнителю документ, подтверждающий исполнение решения суда, а именно письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю от 13.12.2016 № ГБ/2.11-05969/16. В адрес министерства 17.06.2020 поступает требование судебного пристава исполнителя ФИО4 о представлении в срок до 19.06.2020 пояснения по несоответствиям установления границ водного объекта на основании заключения специалиста - кадастрового инженера о границах водоохранной зоны реки Красная речка. В рамках исполнительного производства судебным приставом - исполнителем к материалам исполнительного производства приобщено заключение кадастрового инженера о несоответствии границ зон реки Красная речка. Министерством 19.08.2020 представлены пояснения по установлению водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Красная речка, а также представлена информация о границах ЗОУИТ от 21.06.2019 № ГБ/2.12. - 02471/19, согласно которой водоохранная зона и прибрежная полоса реки Красная речка внесены в государственный реестр недвижимости 12.12.2016 за номерами 27:00-6.226, 27:006-262. 06.10.2020 судебным приставом исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства от 29.11.2019 № 41487/19/27027-ИП в связи с выполнением министерством требований исполнительного документа в полном объеме. Этим же постановлением отменены все назначенные меры принудительного исполнения. 18.11.2020 в адрес министерства поступило постановление от 03.11.2020 № 46758/20/27027-ИП о возбуждении исполнительного производства и взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнением решения суда в установленный срок. В постановлении судебного пристава - исполнителя от 03.11.2020 указано, что основанием для возбуждения исполнительного производства является постановление судебного пристава-исполнителя от 06.10.2020 № 27027/20/75379 и неуплата министерством по состоянию на 03.11.2020 задолженности по исполнительному производству в размере 50 000 рублей. Вместе с тем, в министерство природных ресурсов Хабаровского края какие-либо сведения о взыскании исполнительского сбора по оконченному в установленном порядке исполнительному производству не поступали, постановление от 06.10.2020 № 27027/20/75379 в нарушение Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебным приставом - исполнителем не направлялось. Министерство не совершало нарушений в процессе исполнительного производства. Требование исполнительного документа своевременно фактически исполнено, сроки представления подтверждающих документов судебному приставу-исполнителю соблюдены.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 19.01.2021 административное исковое заявление министерства природных ресурсов Хабаровского края удовлетворено частично. Постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ФИО1 о возбуждении исполнительного производства от 03.11.2020, о взыскании исполнительского сбора от 06.10.2020 признаны незаконными. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе МОСП по ИОИП просит решение суда отменить, требования министерства природных ресурсов Хабаровского края оставить без удовлетворения. Указывает, что постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено на любой стадии исполнительного производства. В связи с тем, что должник не обжаловал вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора, возбуждено исполнительное производство на сумму 50 000 рублей
В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы министерство природных ресурсов Хабаровского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по доводам, аналогичным изложенным в административном иске.
Письменные возражения на доводы апелляционной жалобы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
Заинтересованные лица, будучи заблаговременно и надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о намерении лично участвовать в судебном разбирательстве не заявили, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика МОСП по ИОИП ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель административного истца министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО2 указала, что решение суда было исполнено в установленные законом сроки, оснований для взыскания исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя отсутствовали. Полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений статьи 360 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется в том числе на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статья 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом первой инстанции, а также следует из материалов административного дела, решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 14.12.2016 на министерство природных ресурсов Хабаровского края возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить границы зон с особыми условиями использования территории (водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта – реки Красная речка, внести сведения о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Красная речка в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании исполнительного листа серии ФС №018620379, выданного 25.04.2017 Центральным районным судом г.Хабаровска по делу N 2-6970/2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП 29.11.2019 в отношении министерства природных ресурсов Хабаровского края возбуждено исполнительное производство № 41487/19/27007-ИП, предметом исполнения которого является обязать министерство природных ресурсов Хабаровского края в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить границы зон с особыми условиями использования территории (водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта – реки Красная речка, внести сведения о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Красная речка в государственный кадастр недвижимости.
В п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства № 41487/19/27007-ИП принято решение срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не устанавливать в соответствии с частью 14 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ. Пунктом 3 вышеуказанного постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не предоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства № 41487/19/27007-ИП получена должником 11.12.2019.
Письмом министерства природных ресурсов Хабаровского края № 21.9-3379 от 16.12.2019 должник сообщил судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО4 об исполнении требований исполнительного документа в полном объеме, приложив информацию ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю, изложенную в письме № ГБ/2.12-02471/19 от 21.06.2019.
Согласно ответу ФГБУ «ФКП Росреесстр» по Хабаровскому краю от 21.06.2019 № ГБ/2.12-02471/19 в едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) содержатся сведения о границах зон с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ): водоохранная зона водного объекта р. Красная речка, г. Хабаровск, Хабаровский район, Хабаровский край, реестровый № (ранее присвоенный учетный №); прибрежная защитная полоса водного объекта р. Красная речка, г. Хабаровск, Хабаровский район, Хабаровский край, реестровый № (ранее присвоенный учетный №). Сведения об указанных ЗОУИТ внесены в ЕГРН 12.12.2016 на основании документов, переданных письмом министерства природных ресурсов Хабаровского края от 02.11.2016 №13.3.40-33996.
Поскольку одновременно с направлением исполнительного листа, взыскателем – Прокуратурой Хабаровского края в адрес судебного пристава направлено заявление №7/3-28-2019 от 14.11.2019, в котором указано, что сведения, содержащиеся в публичной кадастровой карте, не соответствуют требованиям к размерам и положению водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, установленным статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс), судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО4 проведена работа по привлечению специалиста – кадастрового инженера с целью определения правильности установления водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Красная Речка.
В рамках возбужденного исполнительного производства № 41487/19/27007-ИП судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО4 13.01.2020 в адрес министерства природных ресурсов Хабаровского края направлено требование в срок до 03.02.2020 предоставить информацию, которая была направлена в филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Хабаровскому краю для внесения сведений о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Красная речка в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из письма № 27027/20/25557 от 04.03.2020, направленного в адрес взыскателя судебным приставом-исполнителем, истребованная информация была предоставлена в МОСП по ИОИП 03.02.2020 в виде землеустроительного дела Красная речка по установлению ЗОУИТ.
05.02.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО4 в адрес министерства природных ресурсов Хабаровского края направлено требование прибыть в отдел с документами о размерах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, направленных в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю для постановки на учет.
Как следует из письма № 27027/20/25557 от 04.03.2020, направленного в адрес взыскателя судебным приставом-исполнителем, истребованная информация была предоставлена в МОСП по ИОИП 12.02.2020 в виде отчета по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Красная Речка.
В рамках возбужденного исполнительного производства № 41487/19/27007-ИП судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО4 03.03.2020 направлено в адрес министерства требование в срок до 13.03.2020 предоставить пояснения по факту выявленного несоответствия установленных границ требованиям Водного кодекса на основании заключения специалиста – кадастрового инженера о границах водоохранной зоны, поскольку в данном заключении имеется информация о том, что ширина водоохранной зоны р. Красная речка в границах кадастрового квартала 27:23:0051434 не соответствует требованиям Водного кодекса.
Аналогичное требование направлялось в адрес министерства 05.06.2020 в срок до 19.06.2020 предоставить пояснения по факту выявленного несоответствия установленных границ требованиям Водного кодекса на основании заключения специалиста – кадастрового инженера о границах водоохранной зоны, поскольку в данном заключении имеется информация о том, что ширина водоохранной зоны р. Красная речка в границах кадастрового квартала 27:23:0051434 не соответствует требованиям Водного кодекса.
Письмом от 19.08.2020 министерство природных ресурсов Хабаровского края сообщило судебному приставу-исполнителю о том, что обязанность, возложенная судом на министерство исполнена последним еще 13 декабря 2016 года, то есть за день до вынесения решения суда. Как следует из ответов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю от 21.06.2019 и 13.12.2016 на обращения министерства природных ресурсов Хабаровского края, в совокупности с представленными пояснениями, изложенными в письме от 19.08.2020, границы зон с особыми условиями использования территории (водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта – реки Красная речка определены еще в 2007 году, а внесены в государственный кадастр недвижимости 12.12.2016 на основании документов, переданных письмом министерства природных ресурсов Хабаровского края от 02.11.2016 № 13.3.40-33996. Так, из данных документов следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о границах зон с особыми условиями использования территории: водоохранная зона водного объекта р. Красная речка г.Хабаровск, реестровый № (ранее присвоенный учтенный №); прибрежная защитная полоса водного объекта р. Красная речка г.Хабаровск, реестровый № (ранее присвоенный учтенный №).
Поскольку иных обязанностей решением суда на министерство природных ресурсов Хабаровского края не возлагалось, оснований полагать, что решение суда от 14.12.2016 не исполнено, или исполнено не в полном объеме, у суда первой инстанции обоснованно не имелось. Границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Красная Речка г.Хабаровска установлены в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации и Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
При таких обстоятельствах полагать, что решение суда от 14.12.2016 не исполнено у судебной коллегии также не имеется. Тот факт, что министерством природных ресурсов Хабаровского края проводится работа по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) р. Красная Речка г.Хабаровска, не может являться основанием для признания действий министерства по исполнению решения суда от 14.12.2016 неполными, поскольку решение суда от 14.12.2016 ссылок на необходимость возложения обязанности на министерство определить местоположение береговой линии (границы водного объекта) р. Красная Речка г.Хабаровска в соответствие с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" –не имеется.
Тот факт, что в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377, министерством природных ресурсов Хабаровского края согласовано выполнение мероприятий по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) р. Красная Речка г.Хабаровска, не может являться основанием для расширительного толкования решения суда от 14.12.2016 и возложенных на должника обязанностей.
Как следует из п. 2 указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377, под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Из п.п.3, 4. Указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377, следует, что установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях:
а) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий;
б) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
А уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в случаях:
а) осуществления распоряжения водным объектом или его частью;
б) в иных случаях при необходимости повышения точности установленного местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Как следует из решения суда от 14.12.2016, которым на министерство природных ресурсов Хабаровского возложена обязанность установить, в том числе, ширину водоохранной зоны р. Красная речка г.Хабаровска, заключение кадастрового инженера, на которое сослался судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО4, не являлось предметом судебной оценки, в основу решения не положено, судом не исследовалось, о чем и было сообщено судебному приставу-исполнителю министерством в ответе от 19.08.2020 № 02.2-5292.
Таким образом, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377, с целью уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) и для установления обновленных границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос р. Красная Речка министерством природных ресурсов Хабаровского края 08.07.2020 заключен государственный контракт на выполнение работ по определению местоположения береговой линии реки Красная речка на территории Хабаровского края. Письмом от 24.07.2020 № 02.2-6557 министерство направило уточненные сведения о местоположении водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Красная речка в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю. Однако данные действия министерства не могут расцениваться как направленные на надлежащее исполнение решения суда от 14.12.2016, поскольку это решение уже было исполнено, а факт внесения в последующем уточнений в единый государственный реестр недвижимости не связан с ненадлежащим исполнением возложенных судом обязанностей и может быть вызван различными причинами, в том числе, по причине естественного изменения в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий, по причине изменения законодательства, регулирующего порядок и правила установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос водных объектов.
О принятых изменениях границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Красная Речка и.о. министра природных ресурсов Хабаровского края ФИО5 сообщил в МОСП по исполнению особых исполнительных производств письмом № 08-1340 от 17.08.2020, приложив соответствующие ответы ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю от 12.08.2020 и 03.08.2020.
Как следует из письма ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю №ГБ/2.12-04903»/20 от 01.10.2020, направленного по запросу судебного пристава-исполнителя от 24.09.2020 № 27027/20/41487, измененные сведения в ЕГРН о границах ЗОУИТ «водоохранная зона реки Красная речка (реестровый №)» внесены 31.07.2020 на основании документов, представленных письмом министерства природных ресурсов Хабаровского края от 24.07.2020 № 02.2-6557; изменения в ЕГРН о границах ЗОУИТ «водоохранная зона реки Красная речка (реестровый №)» внесены 11.08.2020 на основании документов, представленных письмом министерства природных ресурсов Хабаровского края от 06.08.2020 № 02.2-6965.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 от 06.10.2020 исполнительное производство № 41487/19/27027-ИП окончено на основании п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Постановление начальника отдела – старшим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО6 от 02.11.2020 постановление об окончании исполнительного производства от 06.10.2020 №4148/19/27027-ИП отменено, исполнительное производство № 41487/19/27027-ИП от 06.10.2020 возобновлено.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 06.10.2020 с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 03.11.2020 возбуждено исполнительное производство № 46758/20/27027-ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в отношении министерства природных ресурсов Хабаровского края.
Министерство природных ресурсов Хабаровского края 23.11.2020 обратилось в МОСП по исполнению особых исполнительных производств с заявлением о выдаче документов, указав, что в адрес министерства документов, послуживших основанием для взыскания исполнительского сбора не поступало, и, получив данное постановление, обратилось в суд с требованиями о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично требования министерства природных ресурсов Хабаровского края пришел к выводу, что поскольку в Единый государственный реестр недвижимости 11.12.2016 и 12.12.2016 внесены сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, о чем министерство сообщило в МОСП по исполнению особых исполнительных производств письмом от 17.08.2020 №08-7340, оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.10.2020 и как следствие, постановление о возбуждении исполнительного производства от 03.11.2020 не имелось.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не имеется, они основаны на представленных в материалы дела доказательствах, правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела по существу, а также правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Частью 12 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, согласно которого, в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Судебный пристав-исполнитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной Законом об исполнительном производстве.
Пунктом 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных приказом Федеральной службы судебных приставов от 08 июля 2014 года N 0001/16, предусмотрено, что постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
Из приведенного выше следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. При этом оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, иное может привести к злоупотреблениям, как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (далее – ГК РФ), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Судебный пристав-исполнитель, в свою очередь, должен доказать законность принятого им решения.
Как разъяснено в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Перечень случаев, при которых судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок на добровольное исполнение, предусмотренный частью 14 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из постановления о возбуждения исполнительного производства, должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не устанавливался.
Учитывая, что в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов было подано соответствующее заявление об исполнении судебного акта еще 12.12.2016, при этом не имелось предусмотренных законом оснований для взыскания исполнительского сбора, то суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования. Данное фактическое обстоятельство не противоречит материалам административного дела.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 84 КАС РФ и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
По своей сути доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению и повторению правовой позиции административного ответчика, выраженной в ходе рассмотрения дела. Эти доводы не ставят под сомнение сделанные судом первой инстанции выводы, а потому не могут повлечь отмену принятого по делу судебного акта.
Несогласие административного ответчика с оценкой конкретных доказательств и установленными судом первой инстанции по результатам их оценки обстоятельствами не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: