ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7817/19 от 02.09.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Кулаков К.Г.

Судья - докладчик Гусарова Л.В. № 33а-7817/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,

с участием прокурора Альбрехт О.А.,

при секретаре Гордееве А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Казачинско-Ленской территориальной избирательной комиссии о признании решения незаконным

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 14 августа 2019 г.

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска указано, что решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района № 393 от 11.06.2019 назначены выборы мэра Казачинско-Ленского муниципального района. Решением Казачинско-Ленской территориальной избирательной комиссии от 01.08.2019 №135/802 зарегистрирована кандидатом на должность мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО2. Административный истец ФИО1 считала указанное решение незаконным, принятым с нарушением избирательного законодательства. Так, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом указано место рождения: (данные изъяты), тогда как в паспорте гражданина Российской Федерации кандидата указано место рождения: (данные изъяты). Таким образом, считает, что место рождения кандидата указано не в соответствии с паспортными данными. Также в заявлении о согласии баллотироваться кандидат указала, что является помощником депутата Думы города Иркутска и в подтверждение основного места работы или службы, занимаемой должности представлена копия трудовой книжки. Обязательная форма подписного листа предполагает указание места работы кандидата и занимаемой должности. Считает, что кандидат ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться, а также в подписных листах представила неполные сведения о месте своей работы. В подписных листах должность кандидата указана как помощник депутата думы города Иркутска. Все подписи в подписном листе признаются недействительными в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности. В трудовой книжке, представленной ФИО2, указано, что она принята на должность помощника депутата Думы города Иркутска по избирательному округу 24, однако заявление о согласии баллотироваться и подписные листы кандидата полные данные о месте работы не содержат, кроме того, трудовая книжка кандидата не была заверена надлежащим образом, не в соответствии с ГОСТом. В справке о принадлежности кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимого имущества и в справке о расходах не указано место рождения кандидата в соответствии с паспортом. Кроме того, ТИК не проводила проверку достоверности подписей, представленных кандидатом. Кроме того, при проведении выборов главы муниципального района, городского округа кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Как следует из документов, сданных на регистрацию ФИО2, при подаче заявления о регистрации в качестве кандидата письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, представлено не было.

В связи с тем что, несмотря на наличие самостоятельных оснований к отказу в регистрации кандидата на должность мэра Казачинско-Ленского муниципального района, ТИК приняла решение о регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Казачинско-Ленского муниципального района.

ФИО1 просила суд признать решение Казачинско-Ленской территориальной избирательной комиссии от 01.08.2019 № 135/802 «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Казачинско-Ленского муниципального района» незаконным и отменить его.

Решением Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 14 августа 2019 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указала, что кандидат ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться и в подписных листах обязана была указать полные сведения о месте работы. Правильное и полное наименование должности кандидата имеет существенное значение и может повлиять на волеизъявление избирателей.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области Курбанов Р.Ш., заинтересованное лицо ФИО2 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия с учетом положений части 1 статьи 307, части 3 статьи 243, части 2 статьи 150, частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., заключение прокурора Альбрехт О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Порядок выдвижения кандидатов закреплен в ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Частью 1 ст. 49 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» определено, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены в том числе: 1) заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, содержащее сведения, указанные в части 2 настоящей статьи; 2) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина; 3) заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении, предусмотренном пунктом 1 настоящей части, сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

На основании положений ч. 10 ст. 239 КАС РФ, административный истец, являясь кандидатом, зарегистрированным по избирательному округу №1, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата по тому же избирательному округу.

Согласно части 1 статьи 244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.

Как установлено в судебном заседании в Казачинско-Ленскую территориальную избирательную комиссию ФИО2 поданы документы о выдвижении кандидатом на должность мэра Казачинско-Ленского муниципального района.

Решением Казачинско-Ленской территориальной избирательной комиссии № 135/802 от 01 августа 2019 года ФИО2 зарегистрирована в качестве кандидата на должность мэра Казачинско-Ленского муниципального района.

Исходя из положений ст. 244 КАС РФ, п. 11 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ основанием для признания решения избирательной комиссии незаконным, является его несоответствие требованиям действующего законодательства либо принятие его с превышением установленной компетенции.

Одним из доводов административного иска является неправильное указание места рождения ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом, в указанном заявлении кандидатом место рождения указано (данные изъяты), в то время как в паспорте ФИО2 указано место рождения (данные изъяты).

Оценивая данный довод, суд указал, что неполное указание места рождения кандидата, не может быть признано существенным нарушением норм избирательного законодательства, поскольку кандидатом в соответствии с требованиями закона была представлена копия паспорта, содержащая верные сведения о месте рождения гражданина.

Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, считая его верным.

Следующим доводом административного иска является неполное указание места рождения в сведениях о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских.

Однако указанные сведения отнесены к сведениям о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях (раздел 1 Справок), а не к сведениям об имуществе и расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об источниках средств, за счет которых приобретено имущество (разделы 2 и 3 Справок), в связи с чем, неполное указание места рождения в справках при наличии копии паспорта также нельзя расценить как представление документа, оформленного с нарушением установленных требований.

Судом также проверялся довод административного иска о ненадлежащем заверении копии трудовой книжки ФИО2, об отсутствии уведомления об отсутствии иностранных финансовых инструментов, которые также не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства (в соответствии с п.п. «б» п. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ трудовая книжка подлежит заверению непосредственно самим кандидатом. Несоблюдение при этом требований ГОСТа касательно размещения реквизитов заверительной надписи существенного значения не имеет, уведомление было представлено в ТИК).

Не нашел своего подтверждения и довод о том, что Казачинско-Ленской ТИК не проводилась проверка достоверности подписей в подписных листах, и об отсутствии в подписных листах и в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом полного наименования места работы кандидата.

В материалах дела имеется акт от 25.07.2019 о выявленных несоответствиях с территориальным фрагментом ГАС «Выборы» - выявленных нарушений нет.

Не указание № избирательного округа, в котором работает помощником депутата Думы города Иркутска ФИО2 не искажает информацию о кандидате и не влечет нарушение прав и законных интересов избирателей (при этом к заявлению приложена копия трудовой книжки, где указан № избирательного округа).

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, считая их правильными, основанными на вышеприведенных нормах права и не противоречащим им.

Доводы апелляционной жалобы административного истца повторяют доводы административного иска, им дана надлежащая оценка в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается.

Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении решения по данному административному делу судом не допущено.

Оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 14 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Г. Туглакова

Судьи

Л.В. Гусарова

Р.И. Харин