судья: Реммер М.А. | дело №33а-7823/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 октября 2018 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Кучеренко Н.В.,
судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А-В.,
при секретаре Дубровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Макаренко Олега Степановича к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Алуште, Отделу Министерства внутренних дел России по г. Алуште, специалисту ОВМ ОМВД России по г. Алуште Степеренковой Елене Юрьевне, заинтересованные лица Администрация города Алушты Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» о признании отказа в регистрации места жительства незаконным, обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Макаренко Олега Степановича на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Макаренко О.С. обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным иском к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Алуште, Отделу Министерства внутренних дел России по г. Алуште, специалисту ОВМ ОМВД России по г. Алуште Степеренковой Е.Ю., в котором просил признать незаконными отказ ответчика Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Алуште в регистрации места жительства по адресу фактического проживания в квартире <адрес>, требование дополнительного, не предусмотренного законом документа, а также обязать Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Алуште зарегистрировать Макаренко Олега Степановича по указанному адресу согласно ордеру №1-Ц от 21 июля 2015 года.
Требования мотивированы тем, что 21 июля 2005 году истцу Макаренко О.С. и ФИО6 в период работы в <данные изъяты>» на основании ордера было предоставлено жильё в виде однокомнатной квартиры по адресу: с<адрес>, № в которой они проживают более 10 лет по настоящее время. Супруга истца - ФИО5 была зарегистрирована в указанной квартире 8 ноября 2006 года, а истец в тот момент был зарегистрирован в <адрес> этого же дома в качестве поднанимателя жилого помещения. После перехода Крыма под юрисдикцию Российской Федерации истец приобрел гражданство Российской Федерации и обратился в отделение ФМС г. Алушта по вопросу регистрации места жительства, но получил разъяснение о необходимости предоставления соответствующего пакета документов, в связи с чем, был вынужден зарегистрировать место проживания у родственников в <адрес> 12 сентября 2017 года истец обратился в отдел ФМС ОМВД по г. Алуште с заявлением о регистрации по месту жительства, предоставив: заявление, паспорт, ордер на жилое помещение, свидетельство о браке, согласие и паспорт супруги, справку с места жительства о составе семьи и иные документы. Однако, письмом от 16 февраля 2018 года истцу отказано в регистрации места проживания по основаниям не предоставления договора социального найма жилого помещения, что истец считает незаконным.
Определением Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 апреля 2018 года в качестве соответчика по делу привлечено Министерство внутренних дел по Республике Крым, а также в качестве заинтересованных лиц Администрация города Алушты Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго».
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований Макаренко О.С. отказано.
В апелляционной жалобе административного истца Макаренко О.С. ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда является незаконным, необоснованным, противоречит нормам материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Истец указывает, что факт постоянного его проживания с 2004 года по адресу: <адрес> женой ФИО7 зарегистрированной по адресу: <адрес>, установлен решением суда. Суд пришёл к ошибочному выводу о том, что ордер истцом не был реализован. Факт отсутствия документа – договора социального найма, при предоставлении иных документов, являющихся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, не может служить основанием для отказа в регистрации по месту фактического проживания, так как регистрация места жительства носит лишь уведомительный характер. По мнению административного истца, вывод суда о том, что ОМВД России по г. Алуште решение об отказе в регистрации места жительства не принимал, а ответы имели разъяснительный характер, несостоятельны, так как в заявлении о регистрации места жительства истец прямо требовал конкретного ответа – либо выполнения процедуры регистрации места жительства либо отказа в этом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по ордеру - адвокат Скрипченко А.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объёме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец Макаренко О.С. с ДД.ММ.ГГГГ года состоит в зарегистрированном браке с ФИО3, что следует из свидетельства о заключении брака серии I-МЛ № от ДД.ММ.ГГГГ.
02 июля 2005 года ФИО8 работавшей инженером <данные изъяты> выдан ордер на жилое помещение в общежитии № серии Ц на право занятия с семьёй из 2 человек жилой площади в общежитии для малосемейных по <адрес>, состав семьи: муж Макаренко Олег Степанович.
Согласно ответам Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Алуште от 28 апреля 2018 года №55/48-11923 и №55/48 -11924, место проживания истца Макаренко О.С. было зарегистрировано по адресу: <адрес>, снят с регистрации по указанному адресу 10 июня 2008 года. С 22 января 2016 года истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, ФИО9 с 28 ноября 2006 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: РК, <адрес>, общежитие.
Из справки от 20 августа 2014 года Малореченского сельского совета следует, что ФИО10 зарегистрированная по адресу: <адрес>, общежитие, ком. №, имеет состав семьи один человек.
Право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, на <адрес> в <адрес>, кадастровый №, ни за кем не зарегистрировано, что следует из выписок из государственного реестра недвижимости основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, письма-ответа Государственного унитарного предприятия РК «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно сообщению Алуштинского районного отделения энергосбыта ГУП РК «Крымэнерго» от 03 мая 2018 года №65/1-687, а также письму ГУП РК «Крымэнерго» от 03 мая 2018 года №88-01-174, на основании приказа от 22 января 2015 года №3 Министерства топлива и энергетики Республики Крым, в соответствии с актом от 31 января 2015 года, ГУП РК «Крымэнерго» приняло на балансовый учет основные средства (все движимое и недвижимое имущество) ПАО «ДТЭК Крымэнерго», в том числе, и жилой дом по <адрес> в <адрес>. Квартира № в указанном жилом доме не приватизирована и находится в государственной собственности Республики Крым. В ближайшее время планируется передача имущества из государственной собственности в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Алушта. В настоящее время в указанном жилом помещении проживает ФИО3 ГУП РК «Крымэнерго» наделено право хозяйственного ведения относительно указанного имущества.
Как усматривается из письма Отдела по учету и распределению муниципального жилищного фонда УКС и ЖКХ №388 от 12 сентября 2017 года на имя Макаренко О.С., заявителю разъяснено, что для заключения договора социального найма, квартира должна быть передана в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Алушта, а также разъяснен порядок подачи заявления и соответствующих документов к нему.
Макаренко О.С. 15 сентября 2017 года обратился с заявлением в орган регистрационного учета ОУФМС России по РК в гор. Алушта о регистрации по месту жительства, в помещении, предоставляемом супругой - ФИО11 по адресу: <адрес>. С данным заявлением предоставлено: копии паспортов, свидетельства о регистрации брака, копия ордера.
16 сентября 2017 года Макаренко О.С. обратился в ОМВД России по г. Алуште с жалобой на устный отказ сотрудника ОВМ в вышеуказанной регистрации со ссылкой на отсутствие договора социального найма жилого помещения, на что письмом от 20 сентября 2017 года истцу на его обращение разъяснено, что в соответствии с пунктом 26 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 года №288, для постановки на регистрационный учет по месту жительства необходимо: документ, удостоверяющий личность (и копия); заявление о регистрации по месту жительства по форме №6; паспорта гражданина и всех собственников; свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение всех собственников, указанных на лицевой и оборотной стороне свидетельства и их ксерокопии, которая также заверяется должностным лицом ФМС России. Муниципальное жилье: заявление о регистрации по месту жительства по форме №6, подписанное гражданином и нанимателем жилого помещения, указанного в заявлении. Подписи заявителя и нанимателя жилого помещения заверяются должностным лицом ФМС России; паспорт гражданина РФ заявителя; договор социального найма жилого помещения.
01 февраля 2018 года Макаренко О.С. обратился с заявлением в ОМВД России по г. Алуште, в котором просил рассмотреть его повторное заявление по данному вопросу.
16 февраля 2018 года Отделом Министерства внутренних дел России по г. Алуште, в порядке Федерального Закона РФ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», рассмотрено обращение Макаренко О.С., и предоставлен аналогичный ответ с разъяснением пункта 26 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 года №288. Кроме того, дополнительно сообщено, что для регистрации Макаренко О.С. необходимо помимо перечисленных в пункте 26 вышеуказанного Административного регламента документов, предоставить договор социального найма жилого помещения, где он будет указан, либо дополнительное соглашение к договору социального найма. Помимо этого, указано, что в действиях отдела по вопросам миграции не усматриваются нарушения конституционных прав истца и соответствуют законодательству Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части исковых требований о признании незаконными действий, изложенных в письме Отдела МВД России по г.Алуште, о требовании дополнительного, не предусмотренного законом документа, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении Макаренко О.С. с заявлением о регистрации по месту жительства от 15 сентября 2017 года, им не предоставлен документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, ордер реализован ФИО13 но не реализован Макаренко О.С., и в настоящее время является прекратившим действие. Кроме того, суд указал, что решения об отказе в регистрации места проживания истца Отделом МВД России по г. Алуште не принималось, ответы данного органа носят разъяснительный характер о предоставлении соответствующих документов.
Отказывая в удовлетворении требования о возложении на ОМВД России по г. Алуште обязанности зарегистрировать Макаренко О.С. в вышеуказанной квартире, суд первой инстанции посчитал его необоснованным, указав, в том числе, на не предоставление истцом документа, являющимся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
Порядок предоставления услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации государственной услуги, сроки и последовательность действий (административных процедур) территориальных органов ФМС России, а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, на момент возникновения спорных правоотношений, устанавливался Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 №288.
Согласно пункту 54 вышеуказанного Административного регламента, предоставление государственной услуги включает административную процедуру, в том числе, регистрацию граждан по месту жительства.
В соответствии с пунктом 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
Согласно пункту 88 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 №288, уполномоченные должностные лица органа регистрационного учета при рассмотрении представленных лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не позднее 3-х рабочих дней: проверяют правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия по форме № 2, листков статистического учета по форме № 12П и по форме №12В и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме №9, в поквартирных карточках по форме №10 или домовых (поквартирных) книгах по форме №11 сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах, предусмотренных пунктом 26 Регламента; производят запись о принятом решении в графе «принятое решение» заявлений по форме №6. При этом, указываются основания регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Представляют для рассмотрения начальнику органа регистрационного учета или лицу, его замещающему. О принятом решении гражданин предварительно информируется по телефону (при его наличии).
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 15.10.2012 №АКПИ12-1209, Законом РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, введен регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3). Ни вышеуказанный Закон, ни Правила (Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации») не предусматривают возможность отказа гражданину в регистрации по месту жительства при условии представления им необходимых документов. С учетом этого, должностные лица, ответственные за регистрацию, согласно пункту 7 Административного регламента не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета. Эти должностные лица в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают необходимые документы в органы регистрационного учета, которые осуществляют регистрацию граждан. В случае непредставления гражданином необходимых документов, подтверждающих его право на вселение, орган регистрационного учета откладывает регистрацию до того момента, пока заявителем не будут представлены все надлежащим образом оформленные документы. Исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми возможен отказ гражданину в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, приведен в Законе (статья 8).
Как правильно установлено городским судом, Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Алуште в постановке на регистрационный учёт по месту жительства административному истцу оспариваемым письмом от 16 февраля 2018 года не отказано в регистрации места проживания, в ответе на обращение ФИО1 разъяснено о необходимости предоставления документов, указанных в пункте 26 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 №288.
Относительно доводов административного истца о незаконности требования административного ответчика дополнительного, не предусмотренного законом документа, – договора социального найма, то, как указано в пункте 26 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ№, для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме № (приложение № к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением).
Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.
В соответствии с пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Судебная коллегия принимает во внимание, что предоставленный административным истцом ордер на жилое помещение в общежитии № серии Ц, выдан, как усматривается, ФИО3, состав семьи: муж ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
На момент его выдачи на территории Крыма действовали нормы Жилищного кодекса УССР, согласно статьи 129 которого, на основании решения о предоставлении жилой площади в общежитии администрация предприятия, учреждения, организации выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения на предоставленную жилую площадь.
Согласно статьи 58 данного Кодекса, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО4 народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии пунктами 69, 72 Постановления Совета Министров Украинской ССР и Украинского Республиканского Совета профессиональных союзов от 11 декабря 1984 №470 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Украинской ССР» (норма права, действующая на момент выдачи указанного ордера), на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер (приложение №7), который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Ордер может быть выдан только на свободное жилое помещение. Ордер действителен в течение 30 дней. При вселении в предоставленное жилое помещение гражданин сдает ордер в жилищно-эксплуатационную организацию, а при их отсутствии - соответствующему предприятию, учреждению, организации одновременно подаются паспорта всех членов семьи, включенных в ордер, с отметкой о выписке с прежнего места жительства.
Срок действия вышеуказанного ордера, исходя их предоставленной ГУП РК «Крымэнерго» его копии, был продлен до 21 декабря 2006 года (л.д. 37). При этом, ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в период действия ордера, ФИО12 зарегистрировала своё место проживания в предоставленном жилом помещении. Административный истец Макаренко О.С. в указанный в ордере срок его действия место проживания в указанном жилом помещении, как установлено, не зарегистрировал.
Согласно ст.12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (часть 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.12 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 35 Закона Республики Крым от 06.07.2015 г. №130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым» граждане, являющиеся основными нанимателями жилых помещений, находившихся по состоянию на 21 марта 2014 года в государственном жилищном фонде, имеют право на заключение договоров социального найма.
Исходя из вышеизложенного, граждане, проживающие по состоянию на 21 марта 2014 года в жилых помещениях государственного жилищного фонда на территории Республики Крым, и являющиеся основными нанимателями занимаемых жилых помещений, имеют право на заключение договора социального найма с учетом особенностей, установленных частью 2 ст. 35 закона №130-ЗРК/2015, при наличии документов, подтверждающих их право пользования данными жилыми помещениями на законных основаниях.
Из предоставленной административным истцом копии ордера на жилую площадь в общежитии усматривается предоставленное право на занятие жилой площади в общежитии для малосемейных по <адрес>, АР Крым, размером 18,0 кв. метров.
Тогда как из технического паспорта жилого помещения (квартиры) <адрес> по состоянию на 05 февраля 2018 года следует, что данный объект недвижимости состоит из: 3-1- коридор, 3-2- жилая (площадь 16,2 кв.м.), 3-3- кухня, 3-4- ванная, 3-5- туалет, 3-6- шкаф, а всего общей площадью 31,4 кв. метров. При этом, в копии предоставленного истцом технического паспорта жилого помещения (квартиры), указанного им в качестве необходимого к регистрации места проживания, общая площадь объекта недвижимости составляет 31,4 кв.м., а жилая комната в её составе, указанная в ордере площадью 18,0 кв.м., - отсутствует.
Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии нормативными правовыми актами для государственной услуги для регистрации по месту жительства, однако, Макаренко О.С., при обращении в ОМВД России по гор. Алуште, не предоставил документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для его вселения в указанную квартиру с площадью 31,4 кв.м.
С учетом изложенного, при таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Макаренко О.С.
Ссылки апеллянта на установление факта его проживания в данной квартире решением суда, не принимаются во внимание, поскольку, исходя из содержания копии этого решения суда истцу устанавливался факт его постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года с целью признания гражданином Российской Федерации, а не в конкретной квартире определённой площадью.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года по административному делу №2а-718/2018 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаренко Олега Степановича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: О.В. Хожаинова
Л.А-В. Юсупова