ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-784/19 от 03.09.2019 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Мучкинов М.Н. дело № 33а-784/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Элиста 3 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе

председательствующего - Лиджеевой Л.Л.,

судей - Панасенко Г.В. и Говорова С.И.,

при секретаре - Динкиеве Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Адучиевой Б.Ц. к Управлению министерства внутренних дел РФ по г. Элисте Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации нового образца по апелляционной жалобе административного истца Адучиевой Б.Ц. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения административного истца Адучиевой Б.Ц. и ее представителя Сангаджиева С.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Бургустиновой Б.В., судебная коллегия

установила:

Адучиева Б.Ц. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. 26 марта 2019 года она обратилась в отдел по вопросам миграции Управления МВД РФ по г. Элисте Республики Калмыкия с заявлением о замене паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации нового образца. В замене паспорта ей было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт ее проживания на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 года. Считает данное решение ответчика необоснованным, поскольку она родилась в * края РСФСР, что подтверждается свидетельством о рождении, выданным поселковым Советом ПВС * края, в декабре 1973 года Элистинским городским отделом милиции Калмыцкой Автономной ССР ей был выдан паспорт гражданина СССР, * 1993 года Отделом внутренних дел г. Элисты Республики Калмыкия -Хальмг Тангч данный паспорт заменен на новый паспорт гражданина СССР, где имеется отметка о том, что владелец данного паспорта является гражданином Российской Федерации. Просит признать решение Управления МВД России по г. Элисте об отказе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации незаконным и обязать ответчика выдать паспорт гражданина Российской Федерации нового образца.

В судебном заседании административный истец Адучиева Б.Ц. и ее представитель Сангаджиев С.П. административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме.

Представитель отдела по вопросам миграции УМВД РФ по г. Элисте Бургустинова Б.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 июля 2019 года административное исковое заявление Адучиевой Б.Ц. к Управлению МВД России по г. Элисте удовлетворено частично. Признано незаконным решение отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Элисте от 26 апреля 2019 года об отказе Адучиевой Б.Ц. в выдаче паспорта гражданина РФ. На отдел по вопросам миграции Управления МВД России по г. Элисте возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Адучиевой Б.Ц. о выдаче паспорта гражданина РФ.

В апелляционной жалобе административный истец Адучиева Б.Ц. просит решение суда в части отказа в удовлетворении требования о возложении на Управление МВД России по г. Элисте обязанности выдать паспорт гражданина РФ нового образца отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поскольку полагает, что имеющийся у нее паспорт гражданина СССР серии * № *, а также иные материалы проверки подтверждают наличие у нее гражданства Российской Федерации.

Проверив материалы административного дела, материалы проверки по заявлению Адучиевой Б.Ц. о замене паспорта, поступившие от административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

26 марта 2019 года административный истец обратилась в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по г. Элисте с письменным заявлением о замене паспорта гражданина Российской Федерации.

Из заключения проверки от 23 апреля 2019 года № *, проведенной отделом по вопросам миграции УМВД РФ по г. Элисте, усматривается, что Адучиева Б.Ц., * года рождения, уроженка * края, * 1993 года отделом внутренних дел г. Элисты Республики Калмыкия документирована паспортом гражданина СССР, образца 1974 года, серии * № *, паспортом гражданина РФ ранее не документировалась. По данным отделения адресно-справочной работы УВМ МВД по Республике Калмыкия зарегистрированной по месту жительства (пребывания) либо снятой с регистрационного учета не значится. Сведения о приобретении ею гражданства Российской Федерации в установленном порядке в ОВМ УМВД России по г. Элисте отсутствуют. Документы, подтверждающие факт постоянного проживания Адучиевой Б.Ц. на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, заявителем не представлены, в связи с чем установить факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации в указанное время не представляется возможным. Рекомендовано Адучиевой Б.Ц. обратиться в суд для установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года для определения наличия гражданства Российской Федерации.

26 апреля 2019 года отделом по вопросам миграции УМВД РФ по г. Элисте Адучиевой Б.Ц. дан письменный ответ (исх. *), согласно которому не представляется возможным подтверждение факта ее проживания на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, в связи с чем заявителю рекомендовано обратиться в суд для установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года.

Удовлетворяя частично заявленные требования, суд пришел к выводу о незаконности обжалуемого решения административного ответчика от 26 апреля 2019 года и возложении на последнего обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче паспорта гражданина РФ, поскольку в заключении по результатам проведенной проверки отсутствует вывод о наличии или отсутствии у Адучиевой Б.Ц. гражданства Российской Федерации, а также фактически не принято окончательное решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении письменного заявления о замене паспорта.

Оценивая вывод суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 указанного Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", действовавшего до 1 июня 2002 года, гражданство Российской Федерации приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

В силу статьи 13 указанного Закона гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации (часть 1).

Согласно ст. 10 Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, признавались удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В соответствии с п. 1 раздела II (Порядок оформления документов по вопросам гражданства) Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10.04.1992 № 386, для лиц, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявлений для оформления гражданства Российской Федерации не требуется. До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Кроме того, в целях реализации Закона от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" Правительством Российской Федерации издано постановление от 9 декабря 1992 года N 950 "О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации", согласно которому в качестве временных документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации, действовали вкладыши к паспорту гражданина СССР, свидетельству о рождении и удостоверению личности (военному билету) военнослужащего.

Приказом МВД РФ от 05.05.1993 N 210 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.1992 N 950" утверждена Инструкция о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации", в соответствии с п. 1.2 которой паспорта и вкладыши на территории Российской Федерации выдаются соответствующими органами внутренних дел лицам, принадлежность которых к гражданству Российской Федерации установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Пунктом 2.1 Инструкции установлено, что паспорт гражданина СССР с текстом, подтверждающим гражданство Российской Федерации, выдаются гражданам Российской Федерации, достигшим 16-летнего возраста; уволенным с военной службы; выезжавшим на постоянное проживание за пределы бывшего СССР после 06.02.1992 и возвратившимся на жительство в Россию; приобретшим гражданство Российской Федерации, если они не имеют паспортов гражданина СССР или если в паспорте гражданина СССР имеется запись о принадлежности к иному гражданству; утратившим паспорт или обменивающим их в связи с переменой фамилии, имени, отчества, установлением неточности в записях, негодности для использования и в других необходимых случаях.

Для получения паспорта гражданами представляются фотографические карточки и документы, установленные Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 677, а также иные документы, предусмотренные Перечнем оснований и документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации. Паспорта оформляются в соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о паспортной системе в СССР, утвержденной Приказом МВД СССР от 15 мая 1975 года. При этом в тексте на внутренней стороне обложки паспорта указывается номер статьи Закона РСФСР "О гражданстве РСФСР", согласно которой владелец паспорта является гражданином Российской Федерации. Эта запись скрепляется подписью начальника паспортно-визовой службы органа внутренних дел или его заместителя, а в их отсутствие - начальника органа внутренних дел или его заместителя и гербовой печатью (пп. 2.2, 2.3 Инструкции).

В соответствии с Перечнем оснований и документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации (Приложение 1 к данной Инструкции в редакции по состоянию на день получения Адучиевой Б.Ц. паспорта гражданина СССР - 13 августа 1993 года отделом внутренних дел г. Элисты Республики Калмыкия) для признания гражданином Российской Федерации в порядке ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" необходимо представление заявителем паспорта гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, или другого документа, подтверждающего постоянное проживание на территории Росси по состоянию на 6 февраля 1992 года.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм паспорт гражданина СССР с вкладышем о принадлежности к гражданству Российской Федерации признавался документом, удостоверяющим гражданство России.

Приказом МВД России от 13 ноября 2017 года N 851 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Согласно п. 46 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче или замене паспорта являются: отсутствие у лица гражданства Российской Федерации (п. 46.1); недостоверные сведения, указанные в заявлении о выдаче (замене) паспорта (п. 46.2); наличие у гражданина ранее выданного действительного паспорта (п. 46.3).

В силу положений раздела «Рассмотрение документов и принятие решения» Административного регламента при поступлении заявления о выдаче (замене) паспорта проверке подлежат сведения о личности гражданина, о действительности регистрации по месту жительства (по месту пребывания), проверяется картотека заявлений по выдаче (замене) паспорта.

В соответствии с п. 137.11 Административного регламента при отсутствии у гражданина документов, подтверждающих наличие у него гражданства Российской Федерации, после установления личности проводится проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии у него гражданства Российской Федерации в соответствии с пунктами 51 - 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, согласно которым при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств; при необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд; факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства; после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Пунктом 142 Административного регламента определено, что по результатам проведенных мероприятий, в том числе в рамках дела по утрате (похищении) паспорта, и на основании представленных документов начальник в течение одного рабочего дня принимает решение об оформлении паспорта или об отказе в выдаче паспорта. Решение оформляется путем проставления в пункте 14 заявления о выдаче (замене) паспорта подписи и своей фамилии, а при отказе в выдаче паспорта указывается основание, предусмотренное пунктом 46 Административного регламента. В базу данных ведомственного сегмента МВД России системы "Мир" сведения о принятом решении вносятся не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об оформлении паспорта или об отказе в выдаче паспорта.

Результатом административной процедуры является вынесение начальником решения об оформлении паспорта либо отказа в выдаче паспорта (п. 144 Административного регламента).

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о рождении серии * № *, выданному * года поселковым Советом имени Кирова * края, Адучиева Б.Ц. родилась * года в селении * края РСФСР. На бланке указанного свидетельства имеется штамп Элистинского городского отдела милиции Калмыцкой АССР о выдаче Адучиевой Б.Ц. паспорта * от * 1973 года.

При обращении 26 марта 2019 года в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по г. Элисте с заявлением о замене паспорта Адучиевой Б.Ц. представлен оригинал паспорта гражданина СССР, образца 1974 года, серии * № *, выданного ОВД г. Элисты Республики Калмыкия – Хальмг Тангч * 1993 года (то есть после 6 февраля 1992 года) с вкладышем, имеющим запись «Владелец паспорта является гражданином Российской Федерации на основании статьи Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 года». Вместе с тем, указанный вкладыш не содержит подписи должностного лица, гербовой печати, ссылки на статью Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", что в силу п.п. 51 - 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 влекло необходимость проверки подлинности или обоснованности выдачи Адучиевой Б.Ц. представленного ею паспорта. Установление обстоятельств выдачи данного паспорта с вкладышем, в том числе сведений о документе (паспорте гражданина СССР, послужившем основанием для замены, наличии в нем сведений о постоянной прописке на территории РФ до дня замены (* 1993 года) с учетом Перечня оснований и документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 05.05.1993 N 210) имело существенное значение для разрешения вопроса о месте проживания Адучиевой Б.Ц. по состоянию на 6 февраля 1992 года, и как следствие, для вывода о наличии или отсутствии у нее гражданства Российской Федерации.

Кроме того, в нарушение требований п. 142 Административного регламента окончательное решение о результатах предоставления государственной услуги по замене паспорта гражданина РФ начальником данного органа не принято, что подтверждается отсутствием таких сведений в пункте 14 заявления о выдаче (замене) паспорта.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным решения отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Элисте от 26 апреля 2019 года и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Адучиевой Б.Ц. о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу верно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, судом не допущено.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Элистинского городского Республики Калмыкия от 2 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Адучиевой Б.Ц. - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Л. Лиджеева

Судьи Г.В. Панасенко

С.И. Говоров