Судья Мельников И.В. дело № 33а-7858/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 октября 2018 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Волкова А.Е.
судей Симоновича В.Г. и Степановой М.Г.
при секретаре Калининой Д.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» на решение Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 14 марта 2018 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз » к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре о признании незаконным предписаний № 506-ЗН/12, № 507-ЗН/12 от 11 октября 2017 года, которым суд в удовлетворении административного искового заявления обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» отказал,
Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Росприроднадзора ХМАО-Югры ФИО2, полагавшего решение суда правильным и не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее Общество, ООО HYPERLINK "http://192.168.0.254:8079/search/sa_view_doc.php?type=t&id=86400001807121218103751005930947&r=QUFBSkJWQUFMQUFCa2dZQUFo&ext=" \l "word7" « HYPERLINK "http://192.168.0.254:8079/search/sa_view_doc.php?type=t&id=86400001807121218103751005930947&r=QUFBSkJWQUFMQUFCa2dZQUFo&ext=" \l "word9" РН-ЮНГ») обратилось в суд с вышеуказанным административным иском с требованиями признать незаконными и отменить предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре (далее Росприроднадзор) № 506-ЗН/12, № 507-ЗН/12 от 11 октября 2017 года, которыми на административного истца возложена обязанность в срок до 06 августа 2018 года обеспечить проведение работ по рекультивации и восстановлению нефтезагрязненных земельных участков площадью 4,33 га (географические координаты: N 60, 59089 Е 72, 89757) и 1,67 га (географические координаты: N 60, 59276 Е 72, 89926"), находящихся в районе куста скважин № 289 Мамонтовского месторождения, а также нефтезагрязненного земельного участка площадью 0,8877 га, находящегося в районе куста скважин № 555 Мало-Балыкского месторождения (географические координаты: № 60, 46856 Е 72, 21844). Полагало, что предписания являются незаконными и подлежат отмене, в связи с тем, что Росприроднадзор не наделен полномочиями по осуществлению государственного экологического надзора в отношении участков, не относящихся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, право Росприроднадзора на выдачу предписаний ограничено пределами осуществляемых данным органом видов государственного экологического надзора. Также указало, что названные в предписаниях загрязненные участки расположены на землях лесного фонда. Информации, подтверждающей принадлежность загрязненных участков к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения административным органом не представлено. Поскольку по положению о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, утвержденному постановлением Правительства ХМАО-Югры от 24 августа 2012 года № 299-п, полномочия на проведение федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда имеются у Природнадзора Югры, административный ответчик (Росприроднадзор) не наделен полномочиями на проведение лесного надзора.
В судебное заседание представители сторон не явились, ходатайствуя о рассмотрении дела в их отсутствие.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО2, привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда административный истец не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. Повторяя доводы административного искового заявления, указал, что административный ответчик не наделен полномочиями на проведение лесного надзора. Также находит неправомерными требования Росприроднадзора о проведении рекультивации указанных в оспариваемых предписаниях участков, поскольку проект на рекультивацию участков Обществом не разработан, следовательно, требования предписаний Росприроднадзора противоречат нормам закона и нарушают права и интересы Общества, поскольку за невыполнение в установленный срок предписаний административного ответчика, административный истец подлежит административной ответственности по ч.2 ст.19.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, и изучив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 октября 2017 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по XMAO-Югре ФИО2 в ООО «PH-Юганскнефтегаз» вынесены предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 506-ЗН/12, № 507-ЗН/12 от 11 октября 2017 года, согласно которым Общество обязано в срок до 06 августа 2018 года обеспечить проведение работ по рекультивации и восстановлению нефтезагрязненных земельных участков площадью 4,33 га, географические координаты: N 60, 59089 Е 72, 89757 и 1,67 га, географические координаты: N 60,59276Е72,89926", находящихся в районе куста скважин №289 Мамонтовского месторождения, а также нефтезагрязненного земельного участка, площадью 0,8877 га, находящегося в районе куста скважин №555, Мало-Балыкского месторождения, с географическими координатами N60,46856Е072,21844 в состояние, отвечающее требованиям природоохранного законодательства.
Основанием вынесения оспариваемых предписаний послужили факты обнаружения концентрации загрязняющих веществ на земельных участках с превышением более чем в 4,2, 3,2, 63,7 раза соответственно.
Полагая, что предписания Управления Росприроднадзора по XMAO-Югре вынесены с нарушением закона, ООО «РН-Юганскнефтегаз» в порядке ст.218 КАС РФ обратилось с настоящим административным иском в суд.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые предписания соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, вынесены государственным инспектором Росприроднадзора в пределах предоставленных ему полномочий, которые также распространяются и на земли лесного фонда, в том числе не относящиеся к особо охраняемым природным объектам, соответственно, прав и законных интересов Общества не нарушают.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, которые достаточно мотивированы, основаны на материалах дела и оценке доказательств с учетом правил ст.84 КАС РФ.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, по факту неисполнения в установленный срок требований оспариваемых настоящим административным исковым заявлением предписаний в отношении административного истца - ООО «РН-Юганскнефтегаз» 23 октября 2017 года составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.59,154).
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Нефтеюганского судебного района ХМАО-Югры исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №1 Нефтеюганского судебного района ХМАО-Югры от 30 ноября 2017 года ООО «РН-Юганскнефтегаз» признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения, административному истцу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В силу ч.2 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Часть 3 ст. 71 Кодекса предусматривает, что предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Согласно пункту 1 ст. 71 Кодекса, положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.
Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора.
Пункт 2 Положения предусматривает, что государственный земельный надзор осуществляется, в том числе Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Согласно п. 5 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При таких обстоятельствах оспариваемые ООО «РН-Юганскнефтегаз» предписания вынесены в пределах компетенции и полномочий административного ответчика.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, обязательные для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 г. N 67.
Согласно пунктам 3, 4, 5 Основных положений, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Из изложенного следует, что требование административного ответчика о необходимости проведения рекультивации земельного участка являются правомерными, в связи с чем не нарушают права и законные интересы ООО «РН-Юганскнефтегаз».
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую оценку, и соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 14 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» - без удовлетворения.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи Симонович В.Г.
Степанова М.Г.