ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7859/18 от 02.10.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья: Латыпов Р.Р.

Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-7859/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 02 октября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.

судей Харина Р.И. и Усовой Н.М.

при секретаре Матрозе Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рахманского Е.А. к комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска о признании решения незаконным, устранении нарушения прав

по апелляционной жалобе администрации г. Иркутска

на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2018 года

УСТАНОВИЛА:

В обоснование административного иска истец указал, что Рахманскому Е.А. на основании договоров долевого участия в строительстве Номер изъят и Номер изъят от 15.07.2009 принадлежат нежилые помещения в цокольном этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес изъят>, однако он не может зарегистрировать право собственности на данные объекты недвижимости в связи с отсутствием постановки на кадастровый учет многоквартирного дома по адресу: <адрес изъят>, разрешение на ввод в эксплуатацию дома Номер изъят от 28.12.2009 выдано комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска.

17.01.2018 Рахманский Е.А. обратился с заявлением в администрацию г. Иркутска о постановке многоквартирного дома на кадастровый учет, из ответа комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска следует, что предоставления в Управление Росреестра по Иркутской области сведений для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома не входит в компетенцию данного комитета, обращение Рахманского Е.А. направлено административному ответчику.

05.03.2018 комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска отказал Рахманскому Е.А. в предоставлении документов в Управление Росреестра по Иркутской области для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, поскольку осуществление данных действий не входит в их компетенцию.

Рахманский Е.А. полагает данное решение незаконным, не соответствующий требованиям ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ст. ст. 14, 218 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее -Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).

В связи с чем административный истец Рахманский Е.А. просит суд признать незаконным решение - отказ комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 05.03.2018 Номер изъят в части подачи документов для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, устранить нарушение его прав путем подачи всех необходимых сведений и документов для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома по адресу: <адрес изъят>, в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2018 года требования административного искового заявления удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Иркутска Аникина С.Н., выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным, полагает, что судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, неправильно применены нормы права, просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В обосновании доводов жалобы приводит доводы, аналогичные возражениям, заявленным в суде первой инстанции, и приводит свое толкование норм материального и процессуального права регулирующих спорные правоотношения.

Кроме того, полагает, что суд при принятии решения не принял во внимание, что введение процедуры наблюдения в отношении ООО Н не является основанием для прекращения прав и обязанностей по договору долевого участия.

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска Аникина С.Н., доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Административный истец Рахманский Е.А., возражал по доводам апелляционной жалобы.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Дата изъята между Рахманским Е.А., ООО П и ООО Н заключены договоры долевого участия в строительстве Номер изъят и Номер изъят (с учетом дополнительных соглашений), в соответствии с которыми застройщик обязуется построить многоквартирные дома по адресу: <адрес изъят>, на земельных участках, кадастровые номера Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, и передать участнику долевого строительства нежилые помещения, предварительные номера на поэтажном плане Номер изъят и Номер изъят блок-секция Номер изъят, общей площадью 53,3 кв.м. и 53,3 кв.м., а участник обязуется оплатить цену по договору в размере 50 000 рублей за каждый объект, принять объекты по окончании строительства при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Как следует из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Номер изъят от 28.12.2009, выданного отделом выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, объект капитального строительства по адресу: <адрес изъят>, в том числе блок-секция Номер изъят, разрешен к эксплуатации.

Согласно выпискам из ЕГРН от 01.12.2017 Номер изъят сведения о постановке на кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, отсутствуют.

Таким образом, объект недвижимости многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, введен в эксплуатацию, однако на кадастровый учет застройщиком ООО Н на кадастровый учет поставлен не был.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 20.03.2018 по делу № А19-26123/2017 в отношении ООО Н введена процедура банкротства – наблюдение на срок до 30.07.2018.

17.01.2018 Рахманский Е.А. обратился с заявлением в администрацию г. Иркутска о постановке многоквартирного дома на кадастровый учет путем предоставления сведений и документов в Управление Росреестра по Иркутской области, из ответа комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 15.02.2018 Номер изъят следует, что предоставление в Управление Росреестра по Иркутской области сведений для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома не входит в компетенцию данного комитета, обращение Рахманского Е.А. направлено для рассмотрению по существу административному ответчику.

05.03.2018 комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска отказал Рахманскому Е.А. в предоставлении документов в Управление Росреестра по Иркутской области для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, поскольку осуществление данных действий не входит в их компетенцию, до 01.01.2017 (до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости») обязанность по постановке на кадастровый учет веденного в эксплуатацию объекта капитального строительства возлагалась на застройщика ООО Н, которому 28.12.2009 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>.

По мнению судебной коллегии, проверив довод Рахманского Е.А. о незаконности отказа в совершении действий по постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, исследовав материалы дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 10 ст. 55 ГрК РФ (введен в действие 30.12.2004) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (ранее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», здесь и далее в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию 28.12.2009 и до 01.01.2017) с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О кадастровой деятельности» органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В силу ч. 4.2 ст. 25 (введена с 01.10.2013) Федерального закона «О кадастровой деятельности» орган кадастрового учета при поступлении в порядке информационного взаимодействия копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляет постановку на учет такого объекта в сроки, установленные статьей 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (вступил в силу с 01.01.2017) государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

Судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что основания и полномочия, предусмотренные законодательством для обращения в регистрирующий орган с заявлением о постановке на кадастровый учет многоквартирного дома у административного ответчика имелись как на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так имеются в настоящее время.

В соответствии с ч. 5 ст. 72 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

В связи с чем, суд первой инстанции, учитывая требования ч. 5 ст. 72 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», обоснованно пришел к выводу, что поскольку разрешение на ввод объекта капитального строительства, выданное 28.12.2009 (до 01.01.2017), не было направлено для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в связи с чем административный ответчик как уполномоченный орган местного самоуправления с учетом наличия полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», обязан рассмотреть по существу заявление Рахманского Е.А.

Суд обоснованно отказал в возложении обязаности на комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска, являющийся органом местного самоуправления г. Иркутска, уполномоченным на обращение в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о постановке на кадастровый многоквартирного дома, принять конкретное решение по заявлению Рахманского Е.А., которое не было рассмотрено административным ответчиком по существу, в том числе обязать подать в регистрирующий орган все необходимые сведения и документы для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, в связи с чем, обоснованно в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Рахманского Е.А. о подаче документов для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, с учетом всех установленных обстоятельств.

Учитывая изложенное, а также исходя из того, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат выводов, ставящих под сомнение законность оспариваемого решения суда, оснований для его отмены не имеется, обжалуемое решение является законным и обоснованным, принято при верном установлении юридически значимых обстоятельств и правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2018 года, по административному исковому заявлению Рахманского Е.А. к комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска о признании решения незаконным, устранении нарушения прав - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.В. Туглакова

Судьи: Р.И. Харин

Н.М. Усова