Судья Ажгихина Н.В. № 33а-788/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е. В.,
судей Багаутдиновой Г. Р.,
Машкиной Н.Ф.,
при секретаре Токаревой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ дело по апелляционной жалобе административных истцов В,П.М. и В.Е.В. на решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым
отказано в удовлетворении административного искового заявления В,П.М., В.Е.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних В.А.П., <данные изъяты> года рождения, В.В.П., <данные изъяты> года рождения, В.И.П., <данные изъяты> года рождения к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным отказа главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ в принятии на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка на территории муниципального образования «<адрес>», возложении обязанности принять семью на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., объяснения представителя административного ответчика С.Н.В., полагавшей доводы апелляционной жалобы не обоснованными, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
В,П.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «<адрес>» (далее по тексту - Администрация МО «<адрес>»), в котором просит:
признать незаконным отказа Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ в принятии на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка на территории муниципального образования «<адрес>»;
обязать Администрацию МО «<адрес>» принять семью на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка.
Требования мотивированы тем, что его семья является многодетной. В июне 2017 года он обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка. Письмом главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ в удовлетворении заявления ему отказано ввиду того, что суммарная площадь жилых помещений, приходящихся на одного члена его семьи составляет более учетной нормы на одного члена семьи. Согласно выпискам ЕГРН его семье на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 96,2 кв. м. и земельный участок площадью 5 000 кв.м., расположенные по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. <данные изъяты>, <адрес>, а также жилой дом общей площадью 90,4 кв.м. с земельным участком, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. <данные изъяты>, <адрес>. Полагает, что вывод ответчика ошибочен, так как из расчета суммарной площади жилых помещений 186,6 кв.м. и 13-ти лиц, зарегистрированных в данных жилых помещениях, на одного члена семьи приходится 14,35 кв.м., что менее учетной нормы 20 кв.м., установленной в муниципальном образовании «<данные изъяты>» и менее учетной нормы 18 кв.м., установленной в муниципальном образовании «<данные изъяты>».
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в дело в качестве административных соистцов допущена В.Е.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних В.А.П., В.В.П., В.И.П.
Административные истцы В,П.М., В.Е.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних В.А.П., В.В.П., В.И.П. в судебное заседание не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца В,П.М.- К.М.Ю. исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации МО «<адрес>» С.Н.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.
Суд в порядке части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел административное дело в отсутствие указанных лиц.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Фактически приводят доводы аналогичные административному исковому заявлению.
В поступивших письменных возражения административный ответчик Администрация МО «<адрес>» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом срок обращения в суд не пропущен.
Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, В,П.М. и В.Е.В. являются родителями: В.А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; В.В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и В.И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л. <...>).
ДД.ММ.ГГГГВ,П.М. обратился с заявлением на имя Главы муниципального образования «<адрес>» о постановки его многодетной семьи на учет для предоставления бесплатного земельного участка (л. д. 31).
Письмом Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГВ,П.М. отказано в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка на территории МО «<адрес>». Отказ мотивирован тем, что согласно выпискам Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними его семье на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 96,2 кв. м. и земельный участок площадью 5000 кв.м., расположенные по адресу: д. <данные изъяты>, <адрес>, а также на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом общей площадью 90,4 кв.м. с земельным участком по адресу: д. <данные изъяты>, <адрес>. (л. д. 12).
Полагая, что отказ является незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленный спор, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом действующего нормативно-правового регулирования спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы административных истцов, действия административного ответчика соответствуют закону, административными истцами не пропущен срок обращения в суд.
Вывод суда и указанные этому мотивы основаны на законе.
В силу пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики, установлены Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года № 68-РЗ (в редакции от 26 июня 2017 года) «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики» (далее - Закон № 68-РЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 68-РЗ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах населенных пунктов в Удмуртской Республике, предоставляются для ведения индивидуального жилищного строительства:
гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, в случае, если они и (или) члены их семьи не имеют земельных участков, предназначенных для ведения индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов, и не воспользовались одной из мер по социальной поддержке многодетных семей (пункт 1);
гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели (пункт 2).
Согласно части 2 статьи 1 Закона 68-РЗ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в целях настоящего Закона признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1);
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).
Часть 1 статьи 2 Закона № 68-РЗ предусматривает, что для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданин подает заявление в уполномоченный орган местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.
Основания отказа в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка определены частью 2 статьи 3Закоан № 68-РЗ, это: несоответствие условиям, указанным в части 1 статьи настоящего Закона (пункт1); непредставление документов, указанных в части 1 статьи 2 либо части 1.1 статьи 2 настоящего Закона (пункт 2); представлене гражданином недостоверных документов или наличия недостоверных сведений в представленных документах (копиях документов) (пункт 3).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «<адрес>» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относиться владение, пользование и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Распоряжением Администрации муниципального образования «<адрес>» от 28 февраля 2017 года № 66-р утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Бесплатное предоставление участков гражданам в соответствии с Законом Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ и (или) от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ» (далее по тексту – Административный регламент).
Пункты 2.3, 3.2 вышеуказанного Административного регламента предусматривает, что письменное уведомление в адрес заявителя об отказе в постановке гражданина на учет в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка (мотивированный отказ) подписывается Главой муниципального образования.
Пунктом 2.4 Административного регламента определено, что в случае. Если результатом предоставления муниципальной услуги является мотивированный отказ, то срок выполнения административных действий со дня поступления обращения от заявителя в Администрацию до дня дачи мотивированного отказа не может превышать 45 дней.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое решение вынесено в установленный Административным регламентом срок, мотивировано, подписано уполномоченным лицом – Главой муниципального образования, порядок и процедура его вынесения не нарушена.
Материалами дела подтверждено, что семья В,П.М. является многодетной.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «<адрес>» В,П.М. было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении. В виду обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (учетная площадь жилого помещения на одного человека в муниципальном образовании «Нижнеюринское» составляет 16 кв.м.) (л. д.23).
Из завещания удостоверенного нотариусом <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по реестру № следует, что В.А.В. все свое имущество, в том числе принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с расположенным на нем жилым домом с постройками, находящиеся по адресу: по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. <данные изъяты>, <адрес>, завещала В,П.М. На момент смерти наследодателя завещание не отменено и не изменено (л. д. 98).
Факт принятия наследства В,П.М. после смерти В.А.В.. умершей ДД.ММ.ГГГГ подтверждён заявлением последнего о выдаче свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 87) и свидетельствами о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданных нотариусом <адрес> Удмуртской Республики на имущество: 1/221 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 10050000 и прав на денежные средства (л. <...>).
В пункте 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного Кодекса не следует иное.
Согласно статье 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
В силу пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику с момента открытия наследства.
Анализ приведенных норм законодательства и установленные обстоятельства, подтверждают, что с момента открытия наследства умершей ДД.ММ.ГГГГВ.А.В. принадлежащее ей право собственности на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу Удмуртская Республика, <адрес>, д. <данные изъяты><адрес> перешло её наследнику по завещанию В,П.М.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. <данные изъяты>, <адрес> расположен жилой дом площадью 96,2 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> (л. д. 7).
Из справки администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. <данные изъяты>, <адрес> зарегистрированы по месту жительства и проживают: В.М.Е., В,П.М., В.Е.П., В.А.П., В.В.П., В.И.П., (л. д. 21).
Из выписки из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ видно, что собственниками общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. <данные изъяты>, <адрес> общей площадью 90,4 кв.м. являются: В.Е.В. (1/12 доля), В,П.М. (1/12 доля), В.А.П. (1/12 доля), В.В.П. (1/12 доля), А.В.Я. (2/3 доли) (л. д. 8-9).
Согласно справки Администрации муниципального образования <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№ совместно с А.В.Я. по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. <данные изъяты>, <адрес> зарегистрированы: А.А.А., А.А.В., А.А.Г., А.Д.А., А.М.А., А.Т.П. (л. д. 5).
Установленное свидетельствует, что в собственности В.М.П. и членов его семьи находятся следующие объекты недвижимости:
жилой дом общей площадью 96,2 кв.м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. <данные изъяты>, <адрес>;
1/3 доля жилого дома общей площадью 90,4 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. <данные изъяты>, <адрес>.
Таким образом, на В,П.М. и членов его семьи приходится по 21,06 кв.м. (90,4:3 (1/3 доля)+96,2):6(состав семьи).
В соответствии с подпунктами 4 и 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории <адрес> Удмуртской Республики» <адрес> входит в границы муниципального образования «<данные изъяты>».
Решением Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма общей площади жилого помещения установлена в размере 18 кв. м на одного члена семьи (л. д. 11).
Таким образом, на административного истца и членов его семьи приходится более установленной учетной нормы площади жилого помещения.
Ссылка жалобы о том, суд первой инстанции при определении учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи истца площади жилого помещения, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Гужношур, <адрес> не учел проживающую и зарегистрированную в нем семью А-вых, не может быть принята во внимание.
Сам факт проживания и регистрации семьи А-вых в данном жилом доме не позволяет сделать вывод о том, что на одного члена семьи В,П.М. приходится менее учетной нормы, установленной нормативными правовыми актами, поскольку как установлено в судебном заседании, семья В,П.М. не проживают по указанному адресу, совместное хозяйство с семьей А-вых не ведёт.
Кроме того, часть 6 статьи 1 Закона № 68-РЗ говорит о необходимости совместного проживания всех членов семьи в одном жилом помещении.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом не доказано существенного нарушения его прав, отказ органа местного самоуправления в принятии В,П.М. на учет в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка основан на законе, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
Исходя из вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов В,П.М. и В.Е.В. – без удовлетворения.
Председательствующий судья: Е. В. Кричкер
Судьи: Г. Р. Багаутдинова
Н. Ф. Машкина