ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7894/16 от 20.07.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Овсянникова М.Ю. Дело № 33а-7894/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2016 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Мокрушиной В.П.,

судей Бакланова Е.А., Титовой В.В.,

при секретаре Ждановой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Турсунова Р.М. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 05 мая 2016 года

по делу по административному исковому заявлению Турсунова Р.М. к Управлению Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю и Республике Алтай об оспаривании решения об отказе в выдаче вида на жительство.

Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

гражданин Республики Узбекистан Турсунов Р.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФМС России по Алтайскому краю о признании незаконным решения от 10 марта 2016 года № 1240/15 об отказе в выдаче вида на жительство, возложении на УФМС России по Алтайскому краю обязанности в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о выдаче вида на жительство.

В обоснование требований указано, что 21 сентября 2015 года Турсунов Р.М. обратился в УФМС России по Алтайскому краю с заявлением о выдаче вида на жительство. Письмом УФМС России по Алтайскому краю от 15 марта 2016 года № 1240/15 сообщено, что решением от 10 марта 2016 года № 1240/15 отказано в выдаче вида на жительство иностранного гражданина на основании подп. 8 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с тем, что не представлены доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства. Данное решение, по мнению административного истца, является незаконным, поскольку к заявлению им были приложены трудовой договор, справки о доходах 2-НДФЛ за 2014 – 2015 годы и дополнительно в феврале 2016 года представлен договор от ДД.ММ.ГГ об оказании им услуги по сборке деревянного сруба под крышу стоимостью <данные изъяты> рублей. Административный ответчик указывает, что для получения вида на жительство в течение двух лет добросовестно трудился, собирал документы, в том числе получил сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, нес иные денежные затраты, и в дальнейшем намерен добросовестно трудиться в Российской Федерации и платить налоги. Кроме того, он является отцом малолетнего ребенка – гражданина Российской Федерации. Вид на жительство ему необходим для получения в дальнейшем гражданства Российской Федерации.

Определением Центрального районного г. Барнаула от 28 апреля 2016 года произведена замена административного ответчика УФМС России по Алтайскому краю на его правопреемника УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай.

Решением Центрального районного г. Барнаула от 05 мая 2016 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Турсунов Р.М. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указал на то, что в настоящее время у него нет юридически оформленного статуса иностранца. Чтобы вновь получить разрешение на временное проживание ему необходимо выехать из Российской Федерации, однако это невозможно ввиду вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об ограничении выезда из Российской Федерации. Кроме того, он не имеет действующего паспорта гражданина Республики Узбекистан, который необходим для последующего въезда на территорию Российской Федерации. Не дана оценка тем обстоятельствам, что на территории Российской Федерации он воспитывает малолетнюю дочь – гражданку Российской Федерации, а также выплачивает штраф в пользу бюджета Российской Федерации, что имеет значение в аспекте гарантии прав иностранного гражданина на уважение семейной и частной жизни, соблюдения баланса публичных и частных интересов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Турсунов Р.М., его представитель Кот Ф.Е. настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения Управление извещено надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав Турсунова Р.М., Кот Ф.Е., проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по основанию, предусмотренному подп. 3 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела).

Оставляя административное исковое заявление без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение является законным, поскольку принято на основании представленных иностранным гражданином и запрошенных по межведомственным запросам документах.

Судебная коллегия с данным выводом не соглашается по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.

Частями 1, 5 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство установлен Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 22 января 2014 года № 31077).

В силу п. 24.1 Административного регламента для получения вида на жительство иностранный гражданин подает в территориальный орган ФМС России, в том числе, документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность. Такими документами являются: справка о доходах физического лица, справка с места работы, пенсионное удостоверение, подтверждение о получении алиментов, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, справка о наличии банковского вклада с указанием номера счета и суммы вклада, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность.

Согласно подп. 8 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.

В соответствии с данной нормой Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № 91 утверждены Правила определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Правила).

Пунктами 2 и 3 Правил установлено, что среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяется в целях установления их соответствия уровню прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину разрешено временное проживание.

Пунктами 5, 7 Правил установлено, что расчет среднемесячного дохода производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

Как следует из материалов дела, 06 апреля 2013 года решением УФМС России по Алтайскому краю № 10933 Турсунову Р.М. разрешено временное проживание на территории Российской Федерации на срок 3 года.

21 сентября 2015 года Турсунов Р.М. обратился в УФМС России по Алтайскому краю с заявлением о выдаче вида на жительство. В качестве документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, представил копию трудового договора об осуществлении трудовой деятельности в ООО «Сатурн» с 03 июня 2014 года, а также справки 2-НДФЛ за 2014 - 2015 годы, выданные ООО «Сатурн».

Решением УФМС России по Алтайскому краю от 10 марта 2016 года № 1240 Турсунову Р.М. отказано в выдаче вида на жительство иностранного гражданина на основании подп. 8 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Решение мотивировано тем, что в ходе рассмотрения заявления и приложенных материалов установлено, что Турсунов Р.М. уволен 23 октября 2015 года в связи с расторжением трудового договора по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Иного источника дохода не представлено. В связи с этим представленные заявителем документы не подтверждают наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или нетрудоспособность.

При этом УФМС России по Алтайскому краю принята во внимание копия трудовой книжки Турсунова Р.М., содержащей запись о том, что 23 октября 2015 года Турсунов Р.М. уволен из ООО «Сатурн».

Разрешая дело, суд первой инстанции не учел, что исходя из приведенных выше положений законодательства, регулирующих исчисление дохода иностранных граждан при решении вопроса о выдаче вида на жительство, иностранный гражданин обязан подтвердить доход за период один календарный год, предшествующий дате обращения с заявлением о выдаче вида на жительство. При этом решение о выдаче вида на жительство принимается исходя из представленных при подаче заявления документов. Административным регламентом не предусмотрена возможность истребовать у иностранного гражданина документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума. В порядке межведомственных запросов такие сведения исходя из положений п.п. 71, 68.2 – 68.8 Административного регламента также не представляются.

При подаче заявления о выдаче вида на жительство Турсунов Р.М. копию трудовой книжки не представлял, кроме того, запись об увольнении появилась в ней уже после подачи заявления.

Возможность содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, на момент подачи Турсуновым Р.М. о выдаче вида на жительство УФМС России по Алтайскому краю в оспариваемом решении не проверялась.

При таких обстоятельствах решение УФМС России по Алтайскому краю от 10 марта 2016 года № 1240 об отказе Турсунову Р.М. в выдаче вида на жительство нельзя признать законным, а права и законные интересы административного истца не нарушенными.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным решения об отказе Турсунову Р.М. в выдаче вида на жительство и возложении на УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай обязанности рассмотреть заявление Турсунова Р.М. о выдаче вида на жительство в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного г. Барнаула от 05 мая 2016 года отменить и принять по делу новое решение.

Решение Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю от 10 марта 2016 года № 1240 об отказе гражданину Республики Узбекистан Турсунову Р.М. в выдаче вида на жительство признать незаконным.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю и Республике Алтай рассмотреть заявление Турсунова Р.М. о выдаче вида на жительство в установленном законом порядке.

Председательствующий:

Судьи: