КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Яковенко О.В. дело № 33а-7942/2018 А-018а
18 июня 2018 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Шавриной А.И., Деева А.В.
при секретаре судебного заседания Назарове Д.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н.,
административное дело по административному иску Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мандра» (Чуткая), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Таимба» (Кузница), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Ямбукан» (Полноводный), ФИО1, КоптелкоАурела Витальевича, ФИО3 к Правительству Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
по апелляционным жалобам Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) и Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мандра» (Чуткая),
на решение суда Центрального района города Красноярска от 21 марта 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействие Правительства Красноярского края, выразившееся в непринятии решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих в <...>, регионального (краевого) значения площадью 76 760 тыс.га в границах, совпадающих с границей муниципального образования «Эвенкийский муниципальный район» в ответ на коллективные обращения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и проживающих на территории Эвенкийского муниципального района, и общин коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района об образовании территорий традиционного природопользования регионального (краевого) значения; возложении обязанности на Правительство Красноярского края принять решение об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих в <...>, регионального (краевого) значения площадью 76 760 тыс.га в границах, совпадающих с границей муниципального образования «Эвенкийский муниципальный район», отказать».
Выслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий), «Мандра» (Чуткая), «Таимба» (Кузница), «Ямбукан» (Полноводный), ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Правительству Красноярского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих в <...>, регионального (краевого) значения площадью 76 760 тыс.га в ответ на коллективные обращения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера; возложении обязанности на ответчика принять решение об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.
Требования мотивированы тем, что 11.05.2017 они обратились к административному ответчику с коллективным обращением общин об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края. К коллективным обращениям были приобщены проект положения о территории, а также пояснительная записка по вопросу образования территории. На поступившее обращение руководителем Агентства по развитию Северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярска был дан разъяснительный ответ о порядке рассмотрения обращений об образовании территорий, перечень необходимых документов, требующихся для решения вопроса.
Полагают, что ответчиком принято неправомерное решение о направлении истцам разъяснительного ответа без принятия соответствующего решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края. Кроме этого ответчиком указано о принятии административного регламента, положения которого направлены на регулирование порядка рассмотрения обращений об образовании таких территорий. Также считают, что коллективные обращения рассмотрены ответчиком в установленном законом порядке не были.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционных жалобах Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) и Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мандра» (Чуткая) просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) ФИО4, представителя Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мандра» (Чуткая) ФИО5, поддержавших доводы жалоб, представителя Правительства Красноярского края ФИО6, согласного с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд может принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Такое решение по смыслу действующего законодательства, в частности части 9 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ, принимается судом в случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) не нарушает права и свободы заявителя, а также соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Вопрос образования территории традиционного природопользования, регламентируется Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ от 07.05.2001 № 49-ФЗ, образование территорий традиционного природопользования регионального значения осуществляется решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Согласно п. «а» ст. 6 Закона Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343 «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» основными направлениями организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов являются, в том числе и образование, охрана и использование территорий традиционного природопользования малочисленных народов.
Статьей 8 указанного выше Закона предусмотрено, что к полномочиям Правительства края в сфере организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов относятся: принятие решений об образовании территорий традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, установление порядка образования территорий традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения и перечня документов, необходимых для принятия решения об образовании территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения; согласование образования на территории края территорий традиционного природопользования федерального значения.
На основании п. 1 ст.10 Закона образование территорий традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) и местного значения осуществляется соответственно решениями Правительства края и органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Территории традиционного природопользования малочисленных народов образуются в местах традиционного проживания и на исторически сложившейся территории расселения малочисленных народов, где преобладает традиционный вид природопользования. Территории традиционного природопользования малочисленных народов не образуются на территориях, на которых расположены действующие производственные, военные, иные режимные объекты, а также объекты особо охраняемых территорий, не относящиеся к традиционному природопользованию.
Статьей 12 Закона предусматривается, что обращение об образовании территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения должно содержать: сведения о лицах, ходатайствующих об образовании территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения; сведения о предполагаемой площади и местонахождении территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения с приложением описания границ и схем такой территории; обоснование необходимости образования территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения; наименование и перечень видов традиционного природопользования.
Порядок образования территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения и перечень документов, необходимых для принятия решения об образовании территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения, устанавливаются Правительством Красноярского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.05.2017 года административными истцами в адрес Губернатора Красноярского края ФИО7 направлено коллективное обращение с требованием о рассмотрении его по существу с разрешением вопроса о принятии решения об образовании территории традиционного природопользования малочисленных народов.
Правительством Красноярского края данное обращение было получено и
направлено в Агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края для подготовки ответа заявителю.
16.06.2017 года Агентством по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края президенту общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Арун» (Возраждение) Эвенкийского муниципального района был дан ответ по вышеуказанному обращению.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы и установив, что обращение административных истцов рассмотрено в установленные законодательством порядке и сроки дан письменный мотивированный ответ, который административными истцами был получен, их прав и законных интересов не нарушает, не создает препятствий к их осуществлению, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии бездействия со стороны правительства Красноярского края.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что несогласие административных истцов с содержанием данного им ответа не является основанием для признания действий уполномоченного органа по его принятию незаконными.
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, суд не вправе обязать административного ответчика принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителей, представляется правильным.
По вышеизложенным основаниям подлежат отклонению доводы апелляционных жалоб о необходимости принятия административным истцом решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.
В целом, доводы апелляционных жалоб повторяют позицию, изложенную при подаче административного иска, не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального района города Красноярска от 21 марта 2018 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) и Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мандра» (Чуткая) - без удовлетворения.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Судьи Деев А.В.
Шаврина А.И.