Судья: Р.А. Пестряков Дело № 33а - 798/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Кричкер Е.В.,
судей Сентяковой Н.Н., Бурова А.И.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске УР 5 марта 2018 года административное дело по апелляционным жалобам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР и ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 октября 2017 года, которым
административное исковое заявление ФИО2 к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителю министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО3 об оспаривании решений, действий органа государственной власти и должностного лица удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по распределению и выдаче разрешений на добычу кабанов на территории ООУ и заказниках Удмуртской Республики в сезоне охоты с 01 июля 2017 года по 28 февраля 2018 года.
На Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики возложена обязанность произвести новое распределение разрешений на добычу кабанов на территории ООУ Глазовского района Удмуртской Республики обеспечив при этом соблюдение принципов открытости, равного доступа граждан к получению государственных услуг, равных возможностей доступа физических лиц к охотничьим ресурсам.
В остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Бурова А.И., объяснения представителя административного истца ФИО4, судебная коллегия по административным делам
установила:
административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к административным ответчикам - Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителю министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО3 о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по распределению и выдаче разрешений на добычу кабанов на территории общедоступных охотничьих угодий (далее – ООУ) и заказниках Удмуртской Республики в сезоне охоты с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года по заявлениям от 4 мая 2017 года; признании незаконными разрешений на добычу кабанов на территории ООУ и заказников Удмуртской Республики в сезоне охоты с 01 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года, выданных по заявлениям от 4 мая 2017 года; признании незаконным отказа заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО3 в выдаче разрешения на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодий Глазовского района Удмуртской Республики от 05.05.2017г. №14-01-10/1281; обязании Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики произвести новое распределение разрешений на добычу кабанов на территории ООУ и заказников Удмуртской Республики обеспечив при этом соблюдение принципов открытости, равного доступа граждан к получению государственных услуг, равных возможностей доступа физических лиц к охотничьим ресурсам.
Требования основаны на тех обстоятельствах, что 05.05.2017г. ФИО2, направил в Минприроды УР заявление (вход. № от 05.05.2017г.) о выдаче разрешения на добычу одного взрослого кабана на территории ООУ Глазовского района Удмуртской Республики. 05.05.2017г. ФИО2 получил отказ в выдаче разрешения за № за подписью заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО3
При распределении разрешений на добычу кабана в предстоящем сезоне охоты 2017 года Минприроды УР нарушило требования действующего законодательства. Так, Закон УР от 22.06.2012 №31-P3 «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике» устанавливает, что заявления на выдачу разрешений подаются физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике, в уполномоченный орган не ранее чем за 30 дней до начала сезона охоты на заявленный вид охотничьих ресурсов. Сезон охоты на кабана начинается с 01.06.2017г., следовательно, прием заявлений должен начинаться в первый рабочий день мая. В 2017 году это было 2 мая.
В Минприроды УР организована электронная очередь, с помощью которой можно предварительно, за две недели до начала приема заявлений, записаться на прием к специалисту. Истцу без проблем удалось заблаговременно записаться на официально установленный первый день приема заявлений, то есть на 02.05.2017г. Однако, преодолев расстояние из Глазовского района до г.Ижевска более 200 км, только в один конец, и прибыв в Минприроды УР истцу сообщили, что заявления можно не подавать, так как нет приказа «Об утверждении норм добычи кабана на период с 01.06.2017г. по 28.02.2018г.». ФИО2 было принято решение подавать заявления каждый день, для чего истец спустился на 1 этаж к электронной очереди, где выяснилось, что на все дни мая есть свободное время для предварительной записи, а на 04.05.2017г. все талоны на прием к специалистам были уже выданы. Возникло предположение, что люди, записавшиеся на этот день, в отличие от всех остальных, знали точную дату принятия приказа №82 Минприроды УР от 03.05.2017г. «Об утверждении норм добычи кабана на период с 01.06.2017г. по 28.02.2018г.».
Окончательно предположения подтвердились в результате ежедневного посещения сайта Минприроды УР, где по счастливому «совпадению» для предварительно записавшихся на 04.05.2017г. граждан, именно накануне 04.05.2017г., вечером, 03.05.2017г., по окончании рабочего дня, был опубликован приказ Минприроды УР №82 от 03.05.2017 года «Об утверждении норм добычи кабанов на период с 01.06.2017г. по 28.02.2018г.». В данном случае очевиден факт того, что имеется сговор между чиновниками, издавшими вышеуказанный приказ и заявителями, заблаговременно записавшимися на 04.05.2017г.
С целью недопущения злоупотреблений со стороны должностных лиц, исключения признаков коррупции при распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов, Законом введен основополагающий принцип доступности граждан РФ на добычу охотничьих ресурсов на территории УР, предусматривающий выдачу разрешений исключительно в порядке очередности поступления заявлений. Каких-либо исключений для выдачи разрешений закон не содержит.
Нарушения данного принципа, изложенного в ст.3 п.1 Закона УР «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в УР» при распределении разрешений влечет незаконность действий тех должностных лиц, которые выдали разрешения без соблюдения очередности приема заявлений.
Вопреки требованиям законодательства, заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР истцу незаконно отказано в выдаче разрешения на добычу взрослого кабана в заказнике «Северный» по заявлению от 02.05.2017г. и все разрешения на добычу взрослого кабана в общедоступных охотничьих угодьях и заказниках распределены Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР без соблюдения очередности поступления заявлений вследствие нарушения основных принципов предоставления государственных услуг - их открытости и доступности.
При рассмотрении дела административный истец ФИО2 исковые требования, в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) изменил, просил суд: признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по распределению и выдаче разрешений на добычу кабанов на территории ООУ и заказниках Удмуртской Республики в сезоне охоты с 01.06.2017г. по 28.02.2018г. по заявлениям от 04.05.2017г.; признать незаконными разрешения на добычу кабанов на территории ООУ Глазовского района Удмуртской Республики в сезоне охоты с 01.06.2017г. по 28.02.2018г., выданные по заявлениям от 04.05.2017г.; признать незаконным отказ заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО3 в выдаче разрешения на добычу кабана на территории ООУ Глазовского района Удмуртской Республики от 05.05.2017г. №14-01-10/1281; обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики произвести новое распределение разрешений на добычу кабанов на территории ООУ Глазовского района Удмуртской Республики обеспечив при этом соблюдение принципов открытости, равного доступа граждан к получению государственных услуг, равных возможностей доступа физических лиц к охотничьим ресурсам.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требования истца в полном объеме. Считает решение суда необоснованным в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм процессуального и материального права.
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, заинтересованное лицо ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требования истца. Считает решение суда необоснованным и не соответствующим требованиям законодательства.
Изучив и проанализировав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания незаконным оспариваемого административным истцом предписания необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия приходит к убеждению о том, что необходимая совокупность вышеназванных условий по настоящему административному делу установлена, данный вывод суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики издан Приказ №82 от 3 мая 2017 года «Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года». На официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, установлены нормы допустимой добычи кабана в отношении каждого охотничьего угодья Удмуртской Республики в отдельности.
ФИО2, имея охотничий билет: серия <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, 05.05.2017г. обратился в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР с заявлениями о выдаче разрешений на добычу одного кабана взрослого в ООУ Глазовского района УР в период охоты с 01.06.2017г. по 28.02.2018г. Сотрудником Министерства на заявлении сделаны отметки о приеме заявления (специалист-эксперт ФИО5, 05.05.2017 года, 8 ч. 37 мин.), в системе документооборота заявлению присвоен входящий номер №.
Письмом заместителя министра Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР ФИО3 № от 05.05.2017 года ФИО2 отказано в выдаче разрешения на добычу одного взрослого кабана в целях любительской и спортивной охоты на территории ООУ Глазовского района Удмуртской Республики. В письменном отказе от 05.05.2017г. указывается, что при выдаче разрешения на добычу одного взрослого кабана по заявлению № от 05.05.2017г. будут превышены нормы допустимой добычи кабана, установленные приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики №82 от 3 мая 2017 года «Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года».
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются и следуют из материалов дела.
Анализ положений с ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.07.2009 года №209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ №209), Закона УР от 22.06.2012 года №31-РЗ "О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике" (далее - Закон УР №31) позволил суду первой инстанции сделать вывод о том, что право физических лиц на осуществление охоты возникает с момента выдачи им разрешения на охоту; порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешения) между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике урегулирован статьей 31 ФЗ №209.
На основании ст.1 Закона УР №31 распределение разрешений осуществляется исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, реализующим на территории Удмуртской Республики государственную политику и осуществляющим полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган), на основании поданных заявлений на выдачу разрешений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что уполномоченным органом, согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2014г. №564 (действовавшего на момент выдачи разрешений) является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является юридическим лицом, его местонахождение: 426051, г. Ижевск, ул. Максима Горького, 73/1 (литера А) (п. 6, 7 Положения).
В соответствии с п.п.74 п.9 Положения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики осуществляет в установленном порядке выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики организует и осуществляет в установленном порядке выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации (пп.13 п.3 должностного регламента).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, оспариваемое административным истцом решение об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов принято уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему полномочий.Вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды находится в предмете совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.41 Федерального закона от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.
Частью 12 ст.24 ФЗ №209 предусмотрено, что добыча охотничьих ресурсов, в отношении которых не утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, осуществляется в соответствии с нормативами и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с частями 1, 3 и 5 ст.38 указанного Федерального закона поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. К нормам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов и нормы пропускной способности охотничьих угодий. Данные нормы разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы власти субъекта Российской Федерации осуществляют разработку и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий (п.2 ст.34 приведенного Федерального закона).
Согласно пунктам 1 и 9 Положения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции, в том числе в области использования и охраны растительного и животного миров, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Министерство принимает в форме приказов нормативные правовые акты об утверждении норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи.
В Перечень видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 мая 2010 года №164 такой вид охотничьих ресурсов как копытное животное кабан не включен.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 03.05.2017 N 82 " Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года" утверждены нормы допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года, в том числе для ООУ Глазовского района Удмуртской Республики установлены нормы допустимой добычи кабана старше 1 года, без подразделения по половому признаку - 11 особей, до 1 года - 12 особей.
Согласно п.1 ст.2 Закона УР №31 заявления на выдачу разрешений подаются физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике (далее - заявители), в уполномоченный орган не ранее чем за тридцать дней до начала сезона охоты на заявленный вид охотничьих ресурсов.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона УР №31 распределение разрешений между заявителями осуществляется в порядке очередности, установленной исходя из даты и времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий.
При рассмотрении заявлений на выдачу разрешений, поданных несколькими заявителями в один день или поступивших по почте в один день, очередность рассмотрения заявлений устанавливается исходя из времени их подачи или поступления.
Согласно ч.3 ст.3 Закона УР №31 распределение разрешений на добычу копытных животных и медведя осуществляется в следующем порядке:
1) 50 процентов разрешений распределяется между заявителями:
- осуществлявшими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, добычу волков на территории общедоступных охотничьих угодий;
- осуществлявшими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, регулирование численности лисиц;
- проводившими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, работы по подкормке кабана в зимнее время на территории общедоступных охотничьих угодий в соответствии с договором, заключенным с уполномоченным органом;
2) 50 процентов разрешений распределяется между иными заявителями.
Из материалов дела следует, что административный истец не относится к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР №31.
При подаче заявлений в уполномоченный орган административный истец, наряду с другими заявителями, не относящимися к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР №31, мог претендовать на участие в распределении 50 процентов разрешений на добычу кабана в пределах установленных приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 03.05.2017г. №82 Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года норм допустимой добычи кабана - для ООУ Глазовского района Удмуртской Республики - 11 особей.
Таким образом, в ООУ Глазовского района Удмуртской Республики между заявителями, не относящимися к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР №31, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики могло распределить не более 11 разрешений на добычу кабана.
Материалами дела подтверждается, что заявление о выдаче разрешения на добычу кабана в ООУ Глазовского района Удмуртской Республики подано административным истцом в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики 05.05.2017 года.
Согласно представленного суду Министерством списка, по предварительной записи на 4 мая 2017 года для подачи заявлений на выдачу разрешений физическим лицам на добычу охотничьих ресурсов начиная с 05 часов 54 минут по 11 часов 29 минут 20 апреля 2017 года записались и получили талоны - 256 человек, кроме этого, с 15 часов 30 минут по 15 часов 31 минуту 21 апреля 2017 года получили талоны - 2 человека; в 10 часов 39 минут 24 апреля 2017 года получил талон 1 человек; в 13 часов 01 минуту 25 апреля 2017 года получил талон 1 человек; с 09 часов 53 минут по 12 часов 32 минуты 26 апреля 2017 года получили талоны 2 человека; с 09 часов 23 минут по 12 часов 02 минут 27 апреля 2017 года получили талоны 8 человек. Итого 270 человек.
Административный истец, решив воспользоваться предварительной записью для подачи заявления на выдачу разрешений физическим лицам на добычу охотничьих ресурсов, хотел получить талон на 4 мая 2017 года, однако, в выбранный административным истцом день отсутствовало свободное время для записи.
4 мая 2017 года лично по предварительной записи от 20.04.2017 года с заявлением о выдаче разрешений на добычу одного кабана взрослого в ООУ Глазовского района УР в период охоты с 01.06.2017 по 28.02.2018 года обратились 14 человек: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО10, ФИО17, ФИО18, ФИО19 из которых: ФИО16, ФИО15, ФИО19 было отказано в выдаче разрешения.
Кроме этого, 4 мая 2017 года лично, без предварительной записи, с заявлением о выдаче разрешений на добычу кабанов на территории ООУ и заказниках Удмуртской Республики в период охоты с 01.06.2017 по 28.02.2018 года обратились 30 человек, которым было отказано в выдаче разрешения на добычу кабана.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель определил то, что требование о признании незаконными действий подлежит удовлетворению при наличии одновременно двух условий: если оспариваемое действие, бездействие, решение не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление об оспаривании таких действий.
В соответствии с ч.6 ст.31 ФЗ "Об охоте" порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
На территории Удмуртской Республики порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов установлен Законом УР №31.
Согласно ст.2 Закона УР №31, заявления на выдачу разрешений подаются не ранее чем за 30 дней до начала сезона охоты на заявленный вид охотничьих ресурсов. Заявления на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, подаются в уполномоченный орган после их утверждения.
Как указывалось выше на территории ООУ Глазовского района Удмуртской Республики между иными заявителями, к категории которых относится административный истец, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики могло распределить не более 11 разрешений на добычу кабана.
Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов представляет собой деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при осуществлении отдельных государственных полномочий и является государственной услугой.
Указанная деятельность регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» согласно части 1 статьи 12 которого, предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок предоставления вышеуказанной государственной услуги физическим лицам установлен Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в красную книгу Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 204 (далее – Регламент).
Данный Регламент регулирует отношения, возникающие между физическими лицами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, которая должна быть доступной и качественной.
Согласно требованиям к порядку информирования о предоставлении государственной услуги информации, в том числе о месте нахождения (адрес), контактных телефонах, а также графике приема посетителей уполномоченных органов размещаются на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанных органов (п.3 Регламента).
Порядок предоставления информации, сведения о месте приема заявлений, получения доступной и полной информации о предоставляемой услуге определенны в п.п. 35, 36, 39, 46 Регламента.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено нарушение принципов открытости и доступности граждан РФ на добычу охотничьих ресурсов на территории УР, предусматривающий выдачу разрешений исключительно в порядке очередности поступления заявлений, а также нарушения прав административных истцов на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно ст.3 п.1 Закона УР №31 распределение разрешений между заявителями осуществляется в порядке очередности, установленной исходя из даты и времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий.
Нарушения данного принципа, изложенного в ст.3 п.1 Закона УР №31 при распределении разрешений влечет незаконность действий тех должностных лиц, которые выдали разрешения без соблюдения очередности приема заявлений.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что по данному административному делу установлено, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики при распределении и выдаче разрешений категории иных заявителей на добычу кабана на территории ООУ Глазовского района Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года действовало вопреки требованиям законодательства, соответственно заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики незаконно отказано в выдаче разрешений на добычу кабана административному истцу.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, и с полном соблюдением норм процессуального права.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела по апелляционным жалобам истек период охоты. Соответственно, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части требования о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обязанности произвести новое распределение разрешений на добычу кабанов на территории ООУ Глазовского района Удмуртской Республики обеспечив при этом соблюдение принципов открытости, равного доступа граждан к получению государственных услуг, равных возможностей доступа физических лиц к охотничьим ресурсам.
Доводы апелляционных жалоб не содержат аргументов, влекущих отмену или изменение судебного акта, так как основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 октября 2017 года отменить в части требования о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обязанности произвести новое распределение разрешений на добычу кабанов на территории ООУ Глазовского района Удмуртской Республики обеспечив при этом соблюдение принципов открытости, равного доступа граждан к получению государственных услуг, равных возможностей доступа физических лиц к охотничьим ресурсам.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска ФИО2.
В остальной части решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 октября 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий Е.В. Кричкер
судьи: Н.Н. Сентякова
А. И. Буров