ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7990/2016 от 24.06.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Федосеева С.Л. адм.дело №33а-7990/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июня 2016 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего –Сказочкина В.Н.

судей – Лазаревой М.А. и Шилова А.Е.

при секретаре – Латыповой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства муниципального района Похвистневский Самарской области» на решение Похвистневского районного суда Самарской области от 15 апреля 2016 года, которым постановлено:

«Признать неправомерным отказ МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства м.р. Похвистневский Самарской области» в выдаче Михайловой Т.В. разрешения на расторжение договора купли-продажи от 10.11.15 г. земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>

Обязать МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства м.р. Похвистневский Самарской области» принять решение по заявлению Михайловой Т.В. о выдаче разрешения органа опеки и попечительства на отчуждение имущества несовершеннолетних путем заключения соглашения о расторжении договора купли-продажи имущества несовершеннолетних в соответствии с «Административным регламентом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги «выдача разрешений на совершение отдельных сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних», утвержденным Приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 15.10.12 г. №607.

О принятом решении сообщить Михайловой Т.В., Михайлову Д.Ю., Михайлову К.Д. и Михайлову А.Д. в 14-дневный срок».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Михайлов Д.Ю., Михайлова Т.В., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей: Михайлова К.Д. и Михайлова А.Д. обратились в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства муниципального района Похвистневский Самарской области» об оспаривании отказа в выдаче им разрешения на расторжение договора купли-продажи земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> от 10.11.2015, мотивированного отсутствием Административного регламента с подобной формулировкой.

Считает указанный отказ незаконным, свои права нарушенными, поскольку приведенные в нём основания действующим законодательством не предусмотрены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили суд признать неправомерным отказ МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства муниципального района Похвистневский Самарской области» в выдаче разрешение на расторжение договора купли-продажи от 10.11.2015; обязать административного ответчика принять решение по вопросу выдачи данного разрешения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства муниципального района Похвистневский Самарской области» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела следует, что 10.11.2015 между Михайловым Д.Ю., Михайловой Т.В., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей: Михайлова К.Д. и Михайлова А.Д. (покупатели) и М.К.Л. (продавец) заключен договор купли-продажи земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.

Согласно п. 2.2 данного договора оплата за проданную недвижимость была произведена следующим образом: сумма в размере 226 974 руб. оплачена покупателями до подписания договора купли-продажи из собственных средств, а сумма в размере 453 026 руб. должна перечислена за счет средств материнского капитала на имя М.К.Л. в течение двух месяцев с момента государственной регистрации договора купли-продажи в Управлении Росреестра по Самарской области.

После государственной регистрации договора купли-продажи, истцы обратились в ГУ-УПФР в г. Похвистнево и Похвистневском районе Самарской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, однако в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала путем направления его на приобретение жилья по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от 10.11.2015 отказано, поскольку указанное жилое помещение приобретено без использования кредитных средств, а несовершеннолетнему Михайлову А.Ю. не исполнилось 3 лет.

29.12.2015 между М.К.Л., Михайловым Д.Ю., Михайловой Т.В., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей: Михайлова К.Д. и Михайлова А.Д. подписано соглашение о расторжении договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 10.11.2015.

В тот же день, соглашение от 29.12.2015 о расторжении договора купли-продажи жилого дома от 10.11.2015 с заявлением о прекращении права собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> поданы в Управление Росреестра по Самарской области.

Решением Управления Росреестра по Самарской области № 007/700/2015-6459 от государственная регистрация перехода права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества к Мордвиновой К.Л. приостановлена, в связи с непредставлением согласия органа опеки и попечительства на отчуждение долей несовершеннолетних Михайлова А.Д. и Михайлова К.Д.

12.01.2016 Михайлов Т.В., Михайлов Д.Ю. обратились в МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства муниципального района Похвистневский Самарской области» с заявлением о выдаче разрешения на расторжение договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 10.11.2015.

Ответом МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства м.р. Похвистневский Самарской области» № 71 от 25.01.2016 в выдаче разрешения на расторжение договора купли-продажи жилого дома и земельного участка с использованием средства материнского (семейного) капитала, участником которого являлись несовершеннолетние дети отказано, со ссылкой на отсутствие Административного регламента с подобной формулировкой.

Вместе с тем, согласно абз. 3 п.3 ст. 60 СК РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного

В силу абз. 2 п. 1 ст. 28 ГК РФ к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пп. 2 и 3 ст. 37 названного Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 37 ГК РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Согласно положениям п.2 ст. 19 и п. 3 ст. 21 Федерального закона N 48-ФЗ от 24.04.2008 "Об опеке и попечительстве" органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

Приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 15.10.2012 N 607 утвержден Административный регламент министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги "Выдача разрешений на совершение отдельных сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних" (далее по тексту Административный регламент).

В соответствии с п.п. 1.1 – 1.2 Административный регламент министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на совершение отдельных сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановления Правительства Самарской области от 27.01.2011 N 16 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Самарской области, разработке и принятии административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в Самарской области" и определяет требования, предъявляемые к порядку предоставления государственной услуги "Выдача разрешений на совершение отдельных сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних" (далее - государственная услуга), сроки и последовательность действий (административных процедур) при выдаче разрешений на совершение отдельных сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних.

Административный регламент направлен на оптимизацию (повышение качества и доступности) предоставления государственной услуги.

Получателями государственной услуги в соответствии с установленными нормами действующего федерального законодательства в сфере опеки и попечительства являются законные представители несовершеннолетнего (родители; усыновители; опекуны (попечители); приемные родители; патронатные воспитатели; уполномоченные представители образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждений социального обслуживания; учреждений здравоохранения; иных учреждений, в которые несовершеннолетние помещены под надзор), а также несовершеннолетние граждане Российской Федерации, достигшие возраста 14 лет, проживающие по месту жительства (пребывания) на территории Самарской области, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, лишенных или ограниченных судом в родительских правах.

Для получения государственной услуги получатель вправе обратиться лично или через представителя, полномочия которого должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством. Получатель или его представитель являются заявителями.

В соответствии с п. 2.15 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

- отсутствие полного пакета документов, необходимых для выдачи разрешений на совершение отдельных сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних;

- предоставление заявителем документов, утративших силу или оформленных с нарушением требований законодательства;

- несоответствие заявителя критериям, указанным в пункте 1.2 настоящего Административного регламента;

- если сделка, на совершение которой запрашивается разрешение, не отвечает интересам несовершеннолетнего (в том числе продажа с приобретением заведомо непригодного для проживания жилого имущества, приобретение имущества заведомо с обременением, приобретение имущества по сумме или объему меньше, чем продаваемое имущество несовершеннолетнего лица).

- отсутствие полного пакета документов, которые заявитель согласно пункту 2.7 настоящего Административного регламента должен представить самостоятельно для выдачи разрешения на снятие денежных средств, принадлежащих несовершеннолетнему;

- расходование денежных средств, принадлежащих несовершеннолетнему, на которое запрашивается разрешение, не отвечает интересам несовершеннолетнего (в том числе использование доходов, полученных от распоряжения и управления имуществом несовершеннолетнего, в ущерб интересов несовершеннолетнего лица).

Иных правовых оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не предусмотрено, приведенный перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Учитывая, что указанное в оспариваемом отказе основание вышеназванным перечнем не предусмотрено, само по себе решение об отказе в предоставлении государственной услуги не мотивировано, отказ МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства м.р. Похвистневский Самарской области» № 71 от 25.01.2016 в выдаче разрешения на расторжение договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, по заявленному в нем мотиву не соответствует закону, в силу чего решение суда об удовлетворении заявления Михайлова Д.Ю., Михайловой Т.В., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей: Михайлова К.Д. и Михайлова А.Д. в указанной части является правильным.

Отказывая в удовлетворении требования истца о возложении на МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства м.р. Похвистневский Самарской области» обязанности выдать испрашиваемое разрешение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для их удовлетворения, поскольку разрешение указанного вопроса отнесено к полномочиям органа местного самоуправления и суд не вправе предрешать разрешение вопроса, отнесенного к компетенции органа местного самоуправления.

Принятая судом первой инстанции восстановительная мера в виде возложения на МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства м.р. Похвистневский Самарской области» обязанности принять решение о выдаче разрешения органа опеки и попечительства на отчуждение имущества в соответствии с Административным регламентом, является исполнимой в рамках предоставленных ответчику полномочий, соответствует предмету заявленных требований, направлена на восстановлении нарушенных прав истцов и соответствует вышеизложенным нормам права.

При таких обстоятельствах решение суда о частичном удовлетворении заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.

Доводы апелляционной жалобы о правомерности отказа в выдаче разрешения на расторжение договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, со ссылками на нарушение прав несовершеннолетних Михайлова К.Д. и Михайлова А.Д. не могут быть приняты во внимание, поскольку в оспариваемом отказе орган местного самоуправления на это не ссылался.

Нарушение норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены постановленного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Похвистневского районного суда Самарской области от 15 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства муниципального района Похвистневский Самарской области» - без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий:

Судьи: