ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8003/17 от 09.11.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-8003/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 9 ноября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Кудряшова В.К., Солопьева В.И.

при секретаре Лексиковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хачатрян М.Л. на решение Илекского районного суда Оренбургской области от 11 августа 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Хачатрян М.Л. к Управлению Министерства внутренних дел России по Оренбургской области и ОВД ОМВД России по Илекскому району Оренбургской области о признании незаконным бездействия Управления Федеральной миграционной службы по Оренбургской области, выразившегося в непринятии решения по заявлению о принятии в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо признании лицом без гражданства и обязании в принятии в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо признании лицом без гражданства.

Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Хачатрян М.Л. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что она родилась на территории бывшего СССР (дата) в Республике Грузия, в Богдановском районе. В 2008 году в несовершеннолетнем возрасте прибыла на территорию Российской Федерации. С сентября 2008 года по февраль 2011 года проживала вместе с родителями и бабушкой *** Е.М., гражданкой Российской Федерации на территории России, впоследствии переехала на постоянное место жительства в (адрес) по месту жительства мужа. Территорию Российской Федерации по настоящее время не покидала. Состоит в фактических брачных отношениях с гражданином России *** А.Н. Её несовершеннолетние дети *** года рождения и *** года рождения граждане России. Утверждает, что неоднократно обращалась в ОУФМС по вопросам документирования в с. Грачевка и в селе Илек по вопросу определения её правового статуса на территории Российской Федерации. На все обращения получала только уведомления, из которых следует, что она находится на территории Российской Федерации незаконно. Оформленный выход из гражданства нельзя считать состоявшимся, ей рекомендовано выехать в Грузию, а также обратиться в Секцию интересов Грузии в посольстве Швейцарии в Российской Федерации и получить свидетельство о возвращении на родину. В декабре 2016 года она обратилась в отделение по вопросам миграции отдела МВД России по Илекскому району с заявлением о принятии её в гражданство Российской Федерации или восстановлении её в гражданстве Российской Федерации либо решения о признании её лицом без гражданства. Из полученного ответа от 13 января 2017 года следовало, что её обращение без рассмотрения направлено в Управление по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области.

6 июля 2017 года она получила ответ из Управления за № 5-18/Х-134 от 26 июня 2017 года, из которого следует, что заявление по существу не рассмотрено и ей рекомендовано выехать за пределы территории Российской Федерации.

15 августа 2014 года Указом Президента Грузии № 341 удовлетворена её просьба о выходе из гражданства Грузии, однако Управление по вопросам миграции не признает оформленный выход из гражданства состоявшимся.

С учетом изменений административных исковых требований Хачатрян М.Л. просила установить факт её постоянного проживания на территории Российской Федерации; признать незаконным ответ Управления Федеральной миграционной службы по Оренбургской области № 5-18/х-134 от 26 июня 2017 года, выразившийся в непринятии решения по её заявлению о принятии в гражданство Российской Федерации или восстановлении её в гражданстве Российской Федерации либо признании её лицом без гражданства; признать незаконным бездействие УВМ (УФМС) УМВД России по Оренбургской области и ОМВД России по Илекскому району, выразившееся в непринятии решения по её заявлению по существу о принятии её в гражданство Российской Федерации или восстановлении её в гражданстве Российской Федерации либо признании её лицом без гражданства; обязать УВМ УМВД России через УМВД России по Оренбургской области и отделение по вопросам миграции ОМВД России через ОМВД России по Илекскому району устранить допущенные нарушения в полном объеме, принять решение по заявлению о приеме её в гражданство, о признании её лицом без гражданства либо оформлении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке на основании свидетельства о рождении и рассмотреть его по существу без предъявления документов, удостоверяющих личность, как лиц без гражданства, выданных уполномоченным органом Республики Грузия, руководствуясь в этой части только заключениями об установлении её личности и решениями суда об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Определением Илекского районного суда Оренбургской области от 11 августа 2017 года производство по делу в части требований об установлении факта проживания Хачатрян М.Л. на территории Российской Федерации прекращено.

Решением Илекского районного суда Оренбургской области от 11 августа 2017 года в удовлетворении заявления ФИО1 к УМВД России по Оренбургской области и ОВМ ОМВД России по Илекскому району Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности в принятии ФИО1 в гражданство Российской Федерации отказано.

С таким решением не согласилась ФИО1, подав апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия нормативным правовым актам; нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства; б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин; д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 (далее - Положение), иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании частей первой - пятой и седьмой статьи 14 Федерального закона.В силу требований статьи 14 Положения иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (приложение № 1) представляют при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "б" части первой статьи 14 Федерального закона вид на жительство.

Согласно статье 32 Федерального закона № 62-ФЗ заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя: а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Заявление подается заявителем лично.

Судом установлено, что административный истец ФИО1 является иностранным гражданином. В 2008 году ФИО1 прибыла на территорию Российской Федерации.

ФИО1 была документирована национальным паспортом гражданина Грузии, срок действия которого истек в 2011 году, видом на жительство иностранного гражданина не документирована, разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации не получала, на миграционный контроль как иностранный гражданин не вставала.

13 декабря 2016 года ФИО1 обратилась в ОВМ ОМВД России по Илекскому району с заявлением, из которого следует, что она просит принять её в гражданство Российской Федерации на основании статей 13, 14 или 41.3 Федерального закона от 31.05.2002 №62 - ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или восстановлении в гражданстве Российской Федерации на основании статьи 15 указанного Федерального закона Российской Федерации, либо решить вопрос о признании её лицом без гражданства в установленном порядке.

Согласно выписке из Указа Президента Грузии от 15 августа 2014 года № 341 удовлетворена просьба Хачатрян Мелинэ о выходе из гражданства, при этом действие данного Указа начинается: а) с момента получения компетентными органами Грузии документа, подтверждающего получение лицом гражданства другого государства; б) на 15-й день со дня подписания, если лицом представлен выданный компетентным органом другого государства документ, по которому подтверждается, что в случае выхода из гражданства Грузии гражданину Грузии в обязательном порядке будет присвоено гражданство данной страны.

Как следует из ответа начальника ОВМ ОМВД Росси по Илекскому району ФИО2, обращение ФИО1 по вопросу определения правового статуса направлено на рассмотрение в УВМ УМВД России по Оренбургской области.

Управлением по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области обращение ФИО1 было рассмотрено и 26 июня 2017 года дан ответ о том, что в связи с представленной выпиской из Указа Президента Грузии от 15 августа 2014 года ФИО1 рекомендовано обратиться в Секцию интересов Грузии в Посольстве Швейцарии в Российской Федерации по вопросу определения наличия либо отсутствия гражданства Грузии.

Как следует из пояснений истца ФИО1, с заявлением установленной формы о приёме её в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке она не обращалась.

Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что предоставленный административным истцом ответ по своему содержанию не является отказом в принятии заявления о приеме в гражданство, а носит разъяснительный характер и комментирует выписку из Указа Президента Грузии. Из этого ответа не следует, что административный истец ограничивается в праве на подачу заявления о приеме в гражданство, однако в нем указывается, что реализация данного права должна осуществляться в установленном законом порядке.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.

Довод апелляционной жалобы о незаконном уклонении административных ответчиков в принятии заявлений о принятии гражданства либо определения статуса лица без гражданства и не проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у истца гражданства Республики Грузия, подлежит отклонению ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 51 Положения проверка законности выдачи лицу указанного документа осуществляется полномочным органом при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Поскольку у административных ответчиков имелись достаточные сведения и отсутствовали сомнения относительно гражданства административного истца, принимая во внимание, что проведение указанной проверки оплачивается государственной пошлиной, оснований для ее проведения у административных ответчиков не возникло.

Как следует из ответа Управления по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области, обращение ФИО1 было рассмотрено и 26 июня 2017 года дан ответ, из которого следует, что в связи с представленной выпиской из Указа Президента Грузии от 15 августа 2014 года ФИО1 рекомендовано обратиться в Секцию интересов Грузии в Посольстве Швейцарии в Российской Федерации по вопросу определения наличия либо отсутствия гражданства Грузии.

Довод апелляционной жалобы о несогласии ФИО1 с выводами суда о том, что у УФМС не было оснований к ее документированию, не может повлечь отмену оспариваемого решения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона № 62-ФЗ заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме.

В силу пунктов 2, 7, 9 Положения заявление составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации (приложения № 1 - 6, 8).

Из представленных в материалы дела документов не усматривается, что имелось какое-либо личное обращение административного истца с приложением письменного заявления, на бланке установленной формы, и с надлежащим образом оформленными документами необходимыми для рассмотрения вопроса о приеме в гражданство.

Таким образом, из имеющихся в деле доказательств, следует, что административный истец не обращался в ОВМ ОМВД России по Илекскому району Оренбургской области с заявлением о приеме в гражданство по форме, установленной вышеназванным Положением, с приложением предусмотренных им документов.

Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с законодательством актами ответ на обращение должен быть полным, мотивированным и содержать ссылки на нормативные правовые акты, не может послужить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку, как правильно указал суд в решении, оспариваемый ответ по своему содержанию не является отказом в принятии заявления о приеме в гражданство, а носит разъяснительный характер и комментирует выписку из Указа Президента Грузии. Из этого ответа не следует, что административный истец ограничивается в праве на подачу заявления о приеме в гражданство, однако в нем указывается, что реализация данного права должна осуществляться в установленном законом порядке.

Несогласие с содержанием полученного ответа не свидетельствует о бездействии административных ответчиков при рассмотрении заявления ФИО1

Доказательств того, что такое рассмотрение ее заявления нарушает права и законные интересы административного истца ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлено.

С учетом изложенного, у судебной коллегии не имеется оснований полагать, что права и законные интересы административного истца действиями административных ответчиков нарушены.

Доводы апелляционной жалобы сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Илекского районного суда Оренбургской области от 11 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: