ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8004/18 от 12.12.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Поддубняк Г.А.

стр. 023а г/п 150 руб.

Докладчик Пыжова И.А.

Дело №33а-8004/2018

12 декабря 2018 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Брагина А.А., Пыжовой И.А.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 12 декабря 2018 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО11 на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска ФИО11 к Администрации муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» о признании нарушенным её субъективного жилищного права применением нормативно - правовых актов об оплате за найм жилья, установленной Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» третьего созыва (четырнадцатая сессия) МО «Холмогорское» №101 от 14 июня 2014 года, Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» третьего созыва (девятнадцатая сессия) МО «Холмогорское» №132 от 18 марта 2015 года, Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» первого созыва (восьмая сессия) МО СП «Холмогорское» №44 от 30 ноября 2015 года, Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» первого созыва (восьмая сессия) МО СП «Холмогорское» №50 от 30 ноября 2015 года, восстановлением нарушенного субъективного жилищного права путем неприменения данных нормативных актов, отказать».

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

установила:

Губарь Л.В. обратилась в суд с административным иском о признании нарушенным ее субъективного права применением нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунальных услуг, восстановлении нарушенного права.

В обоснование требований указано, что в связи с применением решений Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 11 июня 2014 года №101 «О плате за наем жилых помещений», от 18 марта 2015 года №132 «Об утверждении Положения «О порядке установления размера платы за наём жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Холмогорское» и установлении платы за наём жилого помещения», от 30 ноября 2015 года №44 «Об утверждении Положения «О порядке установления размера платы за наём жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» и установлении платы за наём жилого помещения» и от 30 ноября 2015 года №50 «Об установлении платы за наём жилого помещения» нарушается ее субъективное право в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг. Просит признать нарушенным ее субъективное право применением указанных нормативных правовых актов, восстановить нарушенное право неприменением данных нормативно-правовых актов, взыскать с административного ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей.

Административный истец Губарь Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования сельское поселение «Холмогорское», заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» Шестаков А.В. административный иск не признал.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась Губарь Л.В. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что определением Архангельского областного суда от 7 февраля 2018 года прекращено производство по административному исковому заявлению Губарь Л.В. о признании недействующими положений решений Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 11 июня 2014 года №101 «О плате за наем жилых помещений», от 18 марта 2015 года №132 «Об утверждении Положения «О порядке установления размера платы за найм жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Холмогорское» и установлении платы за наём жилого помещения», от 30 ноября 2015 года №44 «Об утверждении Положения «О порядке установления размера платы за наём жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» и установлении платы за наём жилого помещения» и от 30 ноября 2015 года №50 «Об установлении платы за наём жилого помещения» в связи с тем, что оспариваемые нормативные правовые акты утратили силу. Вместе с тем она имеет право обратиться в суд с требованиями о признании нарушенным ее субъективного права применением оспариваемых нормативных правовых актов, и о восстановлении нарушенного права путем неприменения данных нормативных правовых актов.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, что Губарь Л.В. является членом семьи нанимателя ФИО14 и проживает по договору социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» №101 от 11 июня 2014 года «О плате за наем жилых помещений» установлена с 1 сентября 2014 года плата за пользование жилым помещением (плату за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, проживающих в домах муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования «Холмогорское» в зависимости от степени износа жилищного фонда (в месяц без НДС): - с износом менее 70% - 9,50 руб./кв.м.; с износом 70% и более - 3,50 руб./кв.м.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» №132 от 18 марта 2015 года «Об утверждении Положения «О порядке установления размера платы за наём жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Холмогорское» и установлении платы за наём жилого помещения» установлена с 1 апреля 2015 года плата за пользование жилым помещением (плату за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, проживающих в домах муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования «Холмогорское» в зависимости от степени износа жилищного фонда (в месяц без НДС) (приложение №2): - с износом менее 70% - 10,00 руб./кв.м.; с износом 70% и более -3,60 руб./кв.м, признано утратившим силу решение Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 11 июня 2014 года №101 «О плате за наём жилых помещений».

Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» №44 от 30 ноября 2015 года «Об утверждении Положения «О порядке установления размера платы за наём жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Холмогорское» и установлении платы за наём жилого помещения» установлена с 1 апреля 2015 года плата за пользование жилым помещением (плату за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, проживающих в домах муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» в зависимости от степени износа жилищного фонда (в месяц без НДС) (приложение №2): - с износом менее 70% - 10,00 руб./кв.м.; с износом 70% и более -3,60 руб./кв.м., признано утратившим силу решение Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 18 марта 2015 года №132 «Об утверждении Положения «О порядке установления платы за наём жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Холмогорское» и установление платы за наём жилого помещения».

Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» №50 от 30 ноября 2015 года «Об установлении платы за наём жилого помещения» внесены изменения в решение Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» №44 от 30 ноября 2015 года изменения: пункт 2 изложен в следующей редакции: «Установить с 1 января 2016 года плату за пользование жилым помещением (плату за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, проживающих в домах муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» в зависимости от степени износа жилищного фонда (в месяц без НДС): - с износом менее 70% - 12,00 руб./кв.м.; с износом 70% и более -4,00 руб./кв.м.

Вступившим в законную силу определением Архангельского областного суда от 7 февраля 2018 года прекращено производство по административному исковому заявлению Губарь Любовь Владимировны о признании недействующими положений решений Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 11 июня 2014 года №101 «О плате за наём жилых помещений», от 18 марта 2015 года №132 «Об утверждении Положения «О порядке установления размера платы за наём жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Холмогорское» и установлении платы за наём жилого помещения», от 30 ноября 2915 года №44 «Об утверждении Положения «О порядке установления размера платы за наём жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» и установлении платы за наём жилого помещения» и от 30 ноября 2015 года №50 «Об установлении платы за наём жилого помещения».

Губарь Л.В. заявлены требования о признании нарушенным её субъективного права применением нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунальных услуг, в части установления административным ответчиком размера платы за наём жилого помещения, восстановлении нарушенного права путем неприменения данных нормативных правовых актов.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Судебная коллегия считает правильными данные выводы суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Пунктом 2 части 2 указанной нормы предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с абзацем 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

В связи с ведением в действие с 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подраздел III раздела II (статьи 245 - 261.8) ГПК РФ утратил силу. Вместе с тем порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего в настоящее время регулируется положениями главы 22 КАС РФ.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Частью 11 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 1 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Общие положения относительно распределения бремени доказывания предусмотрены ст.62 КАС РФ, согласно ч.1 которой лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Пунктами 1, 2 части 2 указанной нормы установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Вместе с тем по настоящему делу не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных публичных прав административного истца действиями ответчика, связанными с применением вышеуказанных нормативных правовых актов. Доказательств нарушения публичных прав истца, последним не представлено.

Доводы жалобы фактически сводятся к несогласию с определением Архангельского областного суда, которым прекращено производство по делу об оспаривании вышеуказанных нормативных правовых актов, устанавливающих плату за наём жилого помещения, что не может служить основанием для отмены постановленного по настоящему делу решения суда, поскольку процессуальным законом предусмотрен специальный порядок обжалования судебных постановлений.

Что касается нарушения жилищных прав истца, то защита таких прав осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законом.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Соответственно, если истец считает, что нарушены ее субъективные гражданские права, в том числе жилищные, применением указанных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунальных услуг, она не лишена права обратиться в суд с исковым заявлением в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Иные доводы апелляционной жалобы на законность постановленного решения не влияют, сводятся к несогласию с правильными по существу выводами суда.

Поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями процессуального закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 26 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО11 - без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.И. Кузнецов

Судьи

А.А. Брагин

И.А. Пыжова