ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8037/2022 от 25.08.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Митрофанов А.Д. Дело № 33а-8037/2022

25RS0006-01-2022-001585-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2022 года г. Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Новожиловой И.Н.

судей Гопенюк О.В., Чепцова А.Н.

при секретаре Бондаренко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 о признании незаконными решений, по апелляционной жалобе административных истцов на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 25.07.2022, которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.

Заслушав доклад судьи Горпенюк О.В., объяснения административных истцов ФИО1 и его представителя ФИО5, ФИО3, представителей административного ответчика ФИО6 и ФИО7, представителя Избирательной комиссии по Приморскому краю ФИО8, заключение прокурора Прытковой М.В., судебная коллегия,

установила:

ФИО1, ФИО2, ФИО9, ФИО4 обратились в суд с названными административными исками, указав, что в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 от 22.06.2022 № 60/217 на нее возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы Арсеньевского городского округа, назначенных на 11.09.2022. 07.07.2022 ФИО1 и ФИО9, 08.07.2022 ФИО4 и ФИО2 в данную комиссию, представлены заявления о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты Думы Арсеньевского городского округа: ФИО1 по одномандатному избирательному округу №2, ФИО9 по одномандатному избирательному округу №3, ФИО4 по одномандатному избирательному округу №18, ФИО2 по одномандатному избирательному округу №1 от избирательного объединения Приморское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», а так же копии документов, подтверждающих указанные в заявлениях сведения. 18.07.2022 территориальная избирательная комиссия г. ФИО11 в результате проведенной проверки представленных ими сведений и документов вынесла решения: № 81/353 «Об извещении кандидата в депутаты Думы Арсеньевского городского округа, выдвинутого по одномандатному избирательному округу №3 ФИО3 о неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных в территориальную избирательную комиссию г. ФИО11», № 81/354 «Об извещении кандидата в депутаты Думы Арсеньевского городского округа, выдвинутого по одномандатному избирательному округу №2 ФИО1 о неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных в территориальную избирательную комиссию города ФИО11», № 81/356 «Об извещении кандидата в депутаты Думы Арсеньевского городского округа, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2 о неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных в территориальную избирательную комиссию города ФИО11», № 81/357 «Об извещении кандидата в депутаты Думы Арсеньевского городского округа, выдвинутого по одномандатному избирательному округу №18 ФИО4 о неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных в территориальную избирательную комиссию г. ФИО11», которым известила их о том, что ими не представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом. В решениях №№ 81/353, 81/354, 81/356, 81/357 также указано, что право предоставления данного документа, в случае его отсутствия, согласно п. 1.1. ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 67-ФЗ и ч. 14 ст. 47 Избирательного кодекса Приморского края, не предусмотрено. Они не согласны с указанными решениями комиссии, считают их незаконными по следующим основаниям. Нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения была представлена в территориальную избирательную комиссию г. ФИО11 11.07.2022 ФИО10, в связи с чем он является первым кандидатом, представившим указанные документы, что освобождает всех иных кандидатов, к числу которых относятся и они, от обязанности по представлению в комиссию вышеназванного документа. Однако, комиссией от предоставления спорного документа были освобождены только кандидаты, представившие в комиссию заявления о согласии баллотироваться после ФИО10 Им, представившим заявления о согласии баллотироваться, до ФИО10, комиссия своим решением указала на непредставление вышеназванного документа. Полагают, что такое толкование закона является ошибочным, поскольку ч. 10 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края не ограничивает круг депутатов, освобождаемых от представления указанного документа, только теми лицами, кто заявил комиссии о своем согласии баллотироваться после первого представившего указанные документы кандидата. Напротив, законодатель в целях экономии ресурсов и эффективности документооборота предусмотрел, что все иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, имеют право в эту же избирательную комиссию названный документ не представлять, если он уже был единожды представлен. Таким образом, решения от 18.07.2022 №№ 81/353, 81/354, 81/356, 81/357 незаконны, поскольку на момент заседания комиссии по данным вопросам, названный документ имелся в ее распоряжении, так как был представлен ФИО10 11.07.2022. Комиссией в своих решениях неверно трактуется содержание ч. 9 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края, полагая, что спорный документ они должны были представить единовременно, т.е. одновременно с подачей документов на выдвижение, что ограничивает период, в течение которого кандидаты, вправе представить вышеназванный документ. Между тем, лексическое значение согласно Большому толковому словарю русского языка «Единовременный - происходящий или производимый один раз, сразу». Из анализа лексического значения слова «единовременно» в контексте рассматриваемой нормы Избирательного кодекса Приморского края следует, что кандидат, выдвинутый избирательным объединением, представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, перечисленные в ч. 9 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края документы только один раз. При этом период времени, в течение которого кандидатом могут быть представлены названные документы, в том числе нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, законодателем не ограничен, что позволяет кандидату представить данный документ в любое время, но не позднее чем за один день до заседания комиссии по вопросу о регистрации кандидата. Также в указанных решениях комиссией допущено неверное толкование закона в части утверждения, что право предоставления данного документа, в случае его отсутствия, ч. 14 ст. 47 Избирательного кодекса Приморского края не предусмотрено, однако, право на представление данного документа в комиссию не ограничивается указанной нормой, поскольку конструкция ч. 9 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края не ограничивает срок представления названного документа, а определяет лишь кратность его представления, следовательно, спорный документ может быть предоставлен в любой срок, но не позднее одних суток до дня заседания комиссии по вопросу о регистрации кандидата. Учитывая изложенное, решения комиссии от 18.07.2022 №№ 81/353, 81/354, 81/356, 81/357 противоречат закону, нарушают их пассивное избирательное право, поскольку препятствует для регистрации их в качестве кандидатов в депутаты Думы г. ФИО11.

С учетом уточнения административных исков ФИО3 просил признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 от 18.07.2022 № 81/353 в части выявленных противоречий действующему законодательству РФ, признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 от 22.07.2022 №85/406, обязать территориальную избирательную комиссию г. ФИО11 зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы Арсеньевского городского округа, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 3. ФИО1 просил признать незаконным и отменить решение от 18.07.2022 № 81/354 в части выявленных противоречий действующему законодательству РФ, признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 от 22.07.2022 №85/408, обязать территориальную избирательную комиссию г. ФИО11 зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы Арсеньевского городского округа, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 2. ФИО2 просила признать незаконным и отменить решение от 18.07.2022 № 81/356 в части выявленных противоречий действующему законодательству РФ, признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 от 22.07.2022 №85/410, обязать территориальную избирательную комиссию г. ФИО11 зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Думы Арсеньевского городского округа, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 1. ФИО4 просила признать незаконным и отменить решение от 18.07.2022 № 81/357 в части выявленных противоречий действующему законодательству РФ, признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 от 22.07.2022 №85/411, обязать территориальную избирательную комиссию г. ФИО11 зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Думы Арсеньевского городского округа, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 18.

Определением Арсеньевского городского суда от 25.07.2022 дела по данным административным искам объединены в одно производство.

В судебном заседании административные истцы поддержали требования административного иска.

Представители административного ответчика в судебном заседании с требованиями административного иска не согласились.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица полагал, что в удовлетворении административных исковых заявлений следует отказать.

Помощник прокурора г. ФИО11 Перижогина Ю.Д. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Судом вынесено указанное выше решение, на которое административными истцами подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов Думы Арсеньевского городского округа, порядок назначения, подготовки, проведение этих выборов регулируется Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательным кодексом Приморского края.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2, 2.2 и 3 ст. 33 названного Закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списков кандидатов.

Согласно п. «г» ч. 14.1 ст. 35 указанного ФЗ, в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в п. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию ряд документов, в том числе нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.

Аналогичное положение содержится в п.2 ч.9 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края.

Согласно ч.10 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.

В соответствии с п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 5 ч.7 ст. 49 Избирательного кодекса Приморского края основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Судом установлено, что решением Думы Арсеньевского городского округа Приморского края от 21.06.2022 №846 назначены выборы депутатов Думы Арсеньевского городского округа на 11.09.2022, данное решение опубликовано в информационно - политической газете «Восход» от 23.06.2022 №25 (11069).

Приложением №1 к решению территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 № 60/221 от 22.06.2022, утвержден текст информационного сообщения «О начале процедуры выдвижения кандидатов в депутаты Думы Арсеньевского городского округа» в котором кандидатам рекомендовано представлять документы для выдвижения в соответствии со ст.. 40 Избирательного кодекса Приморского края, а также обозначен период представления документов - с 24.06.2022 до 18.00 часов 13.07.2022 (по местному времени).

Согласно выписке из протокола 1 этапа XXV отчетной Конференции Приморского краевого отделения КПРФ от 26.06.2022, была проведена Конференция Приморского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по результатам которой было решено выдвинуть кандидатами в депутаты Думы Арсеньевского городского округа по одномандатным избирательным округам ФИО1, ФИО9, ФИО2 и ФИО4

Согласно заявлениям, представленным в территориальную избирательную комиссию г. ФИО11, 07.07.2022 - ФИО1 и ФИО9, 08.07.2022 - ФИО4 и ФИО2, они выразили согласие баллотироваться кандидатами в депутаты Думы Арсеньевского городского округа: ФИО1 по одномандатному избирательному округу №2, ФИО9 по одномандатному избирательному округу №3, ФИО4 по одномандатному избирательному округу №18, и ФИО2 по одномандатному избирательному округу№1 от избирательного объединения Приморское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

В соответствии со справками, выданными территориальной избирательной комиссией г. ФИО11 о приеме документов от кандидатов, выдвинутых Приморского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», ФИО1 и ФИО9, ФИО4 и ФИО2, ими 07.07.2022 и 08.07.2022 соответственно в территориальную избирательную комиссию г. ФИО11 были поданы заявления о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты Думы Арсеньевского городского округа, к которым были приложены решение съезда конференции или общего собрания политической партии, ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата, и не была приложена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом.

Согласно уведомлениям территориальной избирательной комиссии г. ФИО11, ФИО4 - 16.07.2022, ФИО9, ФИО1, ФИО2 - 17.07.2022, сообщено о том, 18.07.2022 состоится заседание комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о неполноте сведений о данных кандидатах, отсутствии каких-либо документов или несоблюдении требований к оформлению документов, 22.07.2022 - заседание комиссии, на котором будет рассмотрен вопрос о регистрации данных кандидатов в депутаты.

Решениями территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 от 18.07.2022 №№ 81/353, 81/354, 81/356, 81/357, кандидаты в депутаты Думы Арсеньевского городского округа, выдвинутые по одномандатным избирательным округам ФИО9, ФИО1, ФИО2 и ФИО4 извещены о неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных в территориальную избирательную комиссию г. ФИО11, а именно: в нарушение ч. 9 и 10 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края, не представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом.

Решениями территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 от 22.07.2022 №№ 85/406, 81/408, 81/410, 81/411, ФИО9, ФИО1, ФИО2 и ФИО4 отказано в регистрации кандидатами в депутаты Думы Арсеньевского городского округа по одномандатным избирательным округам, выдвинутым избирательным объединением Приморское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в связи с непредставлением на 08.07.2022, в нарушение ч. 9 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края, документа, необходимого для выдвижения в качестве кандидатов: нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом. Данная копия кандидатами предоставлена 19.07.2022, однако, ее предоставление не предусмотрено п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в связи с чем она не могла быть учтена при принятии решения о регистрации кандидатов.

Не согласившись с указанными решениями, полагая свои права нарушенными, административные истцы обратились в суд настоящими исковыми заявлениями.

Разрешая заявленные по существу требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что оспариваемые решения территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 отвечают требованиям действующего законодательства, основания для признания их незаконными отсутствуют. Факты непредставления в территориальную избирательную комиссию г. ФИО11 на 08.07.2022 административными истцами, будучи выдвинутыми кандидатами в депутаты от Приморского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, нашли свое подтверждение. Отсутствие данных документов при подаче кандидатами заявлений о согласии баллотироваться в депутаты Думы Арсеньевского городского округа от партии является нарушением требований ч. 9 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края. Административные истцы, были уведомлены решениями территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 от 18.07.2022 №№ 81/353, 81/354, 81/356, 81/357, и их заявления были правомерно признаны поданными с недостатками. Копии указанного документа были предоставлены административными истцами только 19.07.2022, (т.е. после подачи заявлений о согласии баллотироваться в депутаты от 07.07.2022 и 08.07.2022), при этом предоставление именного этого документа с целью дополнения ранее поданных кандидатом документов, п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ не предусмотрено. В связи с чем, они не могли быть учтены при принятии решения о регистрации административных истцов кандидатами, и им решениями территориальной избирательной комиссии г. ФИО11 от 22.07.2022 №№ 85/406, 81/408, 81/410, 81/411 правомерно отказано в регистрации кандидатами в депутаты, на том основании, что ими не был представлен документ, необходимый для выдвижения в качестве кандидатов в депутаты Думы Арсеньевского городского округа.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, выводы суда являются правильными.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Избирательного кодекса Приморского края, решение о регистрации кандидата, списка кандидатов принимается соответствующей комиссией на основании документов, представленных для их выдвижения, регистрации, а также документов, представленных на основании п. 1.1 ст. 38 Федерального закона. Документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом и настоящим Кодексом сроков или порядка их представления и (или) не отраженные в соответствующих справках (подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов не учитываются.

Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата выдвинутого избирательным объединением, установлен ст. 40 и ч. 9 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края.

Перечень документов, перечисленных в ч.9 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края содержит, в том числе нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, которая предоставляется единовременно с документами, предусмотренными ст. 40 Избирательного кодекса Приморского края.

Однако, в нарушение указанных требований административные истцы при подаче документов в территориальную избирательную комиссию г. ФИО11 07.07.2022 и 08.07.2022, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения не представили. Вышеназванный документ административными истцами не был представлен и до 18 часов 13.07.2022

По состоянию на 08.07.2022 ни уполномоченный представитель избирательного объединения, ни один из кандидатов, выдвинутых Приморским краевым отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», данный документ не представлял.

Первым кандидатом, представившим данный документ 11.07.2022 в 11 часов 15 мин., был кандидат от партии Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО10

Доводы административных истцов о том, что нотариально удостоверенная копия документа, предусмотренная п. 2 ч. 9 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края, представлена в территориальную избирательную комиссию г. ФИО11 11.07.2022 кандидатом в депутаты ФИО10 не могут свидетельствовать об исполнении административными истцами требований законодательства, поскольку указанный документ был представлен после представления документов, необходимых для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, спорный документ должен быть предоставлен кандидатом совместно, единовременно (т.е. сразу) с заявлением кандидата о согласии баллотироваться в депутаты.

Доводы административных истцов о том, что в данном случае вышеназванный документ мог подать любой кандидат от Приморского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в том числе и после подачи ими документов, что в свою очередь не свидетельствует о не выполнении ими требований закона о предоставлении указанного документа, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что в данном случае на административных истцов не распространяются положения ч. 10 ст. 42 Избирательного кодекса Приморского края, поскольку оно относится к тем лицам, которые подают документы после первого кандидата, предоставившего спорный документ, иначе законодатель не предавал был смысловое значение тому, что данный кандидат является «первым» из обратившихся. Административные истцы подали свои заявления перед первым кандидатом, что не освобождает их от обязанности по представлению в комиссию вышеназванного документа при подаче заявлений.

Факт того, что нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, предоставлена административными истцами в территориальную избирательную комиссию г. ФИО11 19.07.2022, также не может служить основанием для признания решений от 22.07.2022 незаконными.

В соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с п.п. 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с п. 3.1) ст. 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено п. 2.2 ст. 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Из указанного положения федерального законодательства следует, что кандидат не вправе дополнительно представить в избирательную комиссию нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, если такой документ не был представлен им единовременно с другими документами для уведомления о своем выдвижении и не был представлен ранее уполномоченным представителем избирательного объединения либо первым представившим указанные документы кандидатом, выдвинутым соответствующим избирательным объединением.

Кроме того, данный документ не является документом, представление которого предусмотрено п. 2.2. ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что названный документ правомерно не был учтен территориальной избирательной комиссией г. ФИО11.

При этом, суд верно признал несостоятельным довод административных истцов о том, что им предоставлено право дополнительно предъявить спорный документ только один раз и в любой период времени, уже после подачи заявления о согласии баллотироваться в кандидаты.

Доводы административных истцов, о том, что комиссия при выявлении отсутствия спорного документа бездействовала, не уведомив об этом административных истцов, также были предметом оценки судом первой инстанции и правомерно были отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом решении.

Всем доводам, заявленным в обоснование административных исков, судом дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Аргументы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 КАС РФ, выводы суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Безусловные основания для отмены обжалуемого решения не установлены.

Руководствуясь ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 25.07.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи