Судья Топорова С.Н. Дело№33а-804/2020
(37RS0023-01-2019-002113-06)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2020года г.Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,
судей Луковкиной Е.О., Степановой Л.А.,
при ведении протокола помощником судьи Бондаренко Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Луковкиной Е.О. дело по апелляционному представлению прокурора Савинского района Ивановской области, апелляционным жалобам ФИО1, Администрации Савинского муниципального района Ивановской области на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 24 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Савинского муниципального района Ивановской области, Главе администрации Савинского муниципального района Ивановской области ФИО2 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в не утверждении Администрацией Савинского муниципального района Ивановской области плана мероприятий по приспособлению жилых помещений, занимаемых инвалидами, и общего имущества в многоквартирных домах, обязать Администрацию Савинского муниципального района Ивановской области утвердить план мероприятий по приспособлению жилых помещений, занимаемых инвалидами и общего имущества в многоквартирных домах.
Указанные требования мотивированы тем, что в нарушение абзаца 3 пункта 6 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649, Администрацией Савинского муниципального района не утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений, занимаемых инвалидами, и общего имущества в многоквартирных домах, что нарушает его права на проведение обследования в соответствии с требованиями вышеуказанного правового акта.
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 24 декабря 2019 года, с учетом устранения описки определением от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные ФИО1 требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Савинского муниципального района Ивановской области, выразившееся в отсутствии плана мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме; на Администрацию Савинского муниципального района Ивановской области возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», разработать план мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме.
Не согласившись с решением суда, административный истец ФИО1 и административный ответчик Администрация Савинского муниципального района Ивановской области подали апелляционные жалобы, прокурором Савинского района Ивановской области принесено апелляционное представление, в которых поставлен вопрос об отмене решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица - прокурор Гурьева Е.А. доводы, изложенные в апелляционном представлении, поддержала, настаивая на отмене решения суда.
Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика - Администрации Савинского муниципального района Ивановской области, административный ответчик - Глава Савинского муниципального района Ивановской области ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах в соответствии со статьями 150 и частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии указанных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представлении. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.
В соответствии со статьей 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям обжалуемое решение суда не отвечает, его нельзя признать законным и обоснованным, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права.
Разрешая заявленные ФИО1 требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией Савинского муниципального района не утвержден предусмотренный законом план мероприятий по приспособлению жилых помещений, занимаемых инвалидами, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, что свидетельствует о допущенном органом местного самоуправлении бездействии, нарушающем права, свободы и законные интересы административного истца.
В апелляционной жалобе Администрации Савинского муниципального района Ивановской области, апелляционном представлении прокурора Савинского района Ивановской области оспариваются указанные выводы суда первой инстанции, где содержится указание на отсутствие оспариваемого бездействия и нарушения им прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления заслуживающими внимание, а решение суда – подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – не соответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах (пункт 5.1. статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся, в частности осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу части 4 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида (статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу пункта 3 статьи 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила).
Настоящие Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (пункт 2). Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивается приспособлением жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение или переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенности ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (пункт 2 Правил).
В соответствии с пунктом 5 Правил обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - план мероприятий) и включает в себя:
рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы);
рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом;
проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания;
проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения;
оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В силу пункта 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на территории Савинского муниципального района создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, председателем которой 16 апреля 2019 года утвержден План мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения их доступности для инвалидов на территории Савинского муниципального района (далее – План мероприятий).
В тот же день аналогичный План мероприятий утвержден заместителем Главы администрации Савинского муниципального района ФИО7, которая в силу распоряжения Главы администрации Савинского муниципального района от 7 сентября 2010 года № 36-ра курирует социальные вопросы и замещает Главу администрации в период его отсутствия.
Кроме того, судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства принят План мероприятий, утвержденный постановлением Главы Савинского муниципального района от 21 мая 2020 года № 247-п, тождественного содержания, что и ранее поименованные.
Некоторая неточность в наименовании Плана мероприятий, предусмотренном пунктом 5 Правил («План обследования…» вместо «План приспособления…»), по убеждению судебной коллегии не свидетельствует о том, что указанный документ не соответствует положениям Правил.
Проанализировав содержание оспариваемого Плана мероприятий, судебная коллегия отмечает, что в нём отражен необходимый перечень действий, предусмотренных пунктами 5, 12,15, 17 Правил, направленных на приспособление жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, а именно рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид; рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом; проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания; проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения; подготовку акта обследования и утверждение решения об экономической целесообразности или нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, где проживает инвалид. В упомянутом Плане мероприятий также содержатся сроки проведения указанных мероприятий и перечень ответственных исполнителей.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что вышеприведенные правовые акты не содержат императивных требований к содержанию Плана мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, где проживают инвалиды.
При установленных обстоятельствах, судебная коллегия, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции относительно оценки представленного в материалы дела Плана мероприятий, приходит к выводу об отсутствии оспариваемого бездействия административного ответчика.
В силу пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>
Согласно справке серии МСЭ-2016 №, выданной Бюро медико-социальной экспертизы №ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является инвалидом 2 группы бессрочно.
В административном исковом заявлении ФИО1 указывает на нарушение своих прав на проведение обследования многоквартирного дома в соответствии с Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Однако, указанные обстоятельства самостоятельным поводом для удовлетворения иска не являются.
Доказательств нарушения своих прав и законных интересов оспариваемым бездействием административным истцом не представлено.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что право административного истца ФИО1 на судебную защиту своих прав им реализовано ввиду наличия вступившего в законную силу решения Шуйского городского суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации Савинского муниципального района Ивановской области по проведению обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, которым на Администрацию Савинского муниципального района Ивановской области возложена обязанность провести обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по указанному адресу, в соответствии с требованиями Правил.
Судебная коллегия отмечает, что в случае неисполнения административным ответчиком конкретных мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по месту жительства ФИО1, предусмотренных Правилами, выходящих за рамки обследования, не лишают административного истца право оспаривать указанные действия (бездействие) в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о нарушении прав неопределенного круга лиц оспариваемым им бездействием также признаются судебной коллегией несостоятельными.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (часть 2 статьи 40 КАС РФ).
По смыслу указанных правовых положений, гражданин может обратиться в защите прав и законных интересов других лиц лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Однако, учитывая отсутствие такого федерального закона, судебная коллегия приходит к выводу, что правом на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц ФИО1 не наделен.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого бездействия, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенных обстоятельств, доводы апелляционной жалобы ФИО1, о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, судебная коллегия полагает необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Шуйского городского суда Ивановской области от 24 декабря 2019 года - отменить, апелляционную жалобу Администрации Савинского муниципального района, апелляционное представление прокурора Савинского района Ивановской области – удовлетворить, апелляционную жалобы ФИО1 – оставить без удовлетворения.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Савинского муниципального района Ивановской области, Главе администрации Савинского муниципального района Ивановской области ФИО2 о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.
Председательствующий: Мудрова Е.В.
Судьи: Луковкина Е.О.
Степанова Л.А.