ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8105 от 09.12.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-8105

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего И.А.Чемякиной

судей О.В.Герасимовой, Е.П.Иском

при секретаре А.В.Евсеенко

рассмотрела в открытом судебном заседании 09 декабря 2015 года административное дело по административному иску Абдурахимова С.А. к УФМС России по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в приеме и рассмотрении заявления и документов для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обязании принять заявление к рассмотрению, по апелляционной жалобе Абдурахимова С.А. на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 18 августа 2015 года.

Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения Абдурахимова С.А., его представителя Титенок М.И., представителя УФМС России по Хабаровскому краю Постниковой Ю.Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Абдурахимов С.А. обратился в суд с административном иском к УФМС России по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в приеме и рассмотрении заявления и документов для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, обязании принять заявление к рассмотрению. В обосновании заявленных требований указал, что 15.09.2014 г. обратился в УФМС по Хабаровскому краю с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, приложив все документы, необходимые для рассмотрения его кандидатуры в качестве участника программы. Однако в приеме документов заявителю было устно отказано. 01 октября 2014 г. он отправил в УФМС России по Хабаровскому краю обращение заказным почтовым отправлением с просьбой сообщить о причинах отказа в приеме документов, ответа не поступило. 04 марта 2015 г. повторно направил в УФМС письменное обращение с аналогичным содержанием. 05 апреля 2015 г. ему отказано в приеме и рассмотрении заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ. В данном ответе указано, что при предоставлении им документов, подтверждающих трудовой стаж и профессиональное образование, у него будет принято заявление об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Считает, данный отказ незаконным и нарушающим его право на участия в данной программе. Указывает, что все необходимые и правильно оформленные документы для участия в Государственной программе им были представлены, в связи с чем УФМС России по Хабаровскому краю было обязано принять документы к рассмотрению, и направить для согласования в необходимые органы. Просит признать незаконным отказ в приеме у него и рассмотрении заявления и документов для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Обязать принять его заявление к рассмотрению по имеющемуся документу об общем образовании.

Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 18 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Абдурахимов С.А. с постановленным по делу решением не согласен, поскольку при вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального права. Указывает, что перечисленные документы в п. 30 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Приказом ФМС России от 14 мая 2012 г. № 166, были предоставлены. Ни Положение, ни Административный регламент не содержат указание на то, что обязательным условием для принятия к рассмотрению заявления об участии в Государственной программе является предоставление соотечественником документа о профессиональном образовании. Указывает, что ссылка суда на обоснованность и законность отказа УФМС России по Хабаровскому краю в участии в Государственной программе в связи с несоответствием, определенных п.5.1 главы 5 «Государственной программы Хабаровского края «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом» утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 25 октября 2013 г. № 355-пр не состоятельна. Данные критерии применяются к соотечественникам, оформляющим статус участника Государственной программы в представительстве ФМС, находящимся за рубежом, так как они еще не имеют место работы на определенной ими территории вселения и выбирают работодателя из соответствующей базы Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края. Постоянно или временно проживающие иностранные граждане, желающие участвовать в Государственной программе должны быть обязательно трудоустроены и предоставляют в УФМС России по Хабаровскому краю копии трудовых договоров. Указывает, что им в УФМС России по Хабаровскому краю было предоставлен контракт о прохождении военной службы в войсковой части № 51460. В Программе Хабаровского края, четко прописан порядок действия всех участников процесса оформления статуса участника Государственной программы в соответствии с которым УФМС России по Хабаровскому краю принимает к рассмотрению заявления и документы для участия в Программе Хабаровского края и направляет в Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края заявление кандидата для согласования. УФМС России по Хабаровскому краю не наделено функциями, отнесенными законодателем к компетенции Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края. Просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФМС России по Хабаровскому краю с апелляционной жалобой несогласна, считает доводы, изложенные в ней необоснованными. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, (экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Абдурахимов С.А. <данные изъяты>, поставлен на миграционный учет по <адрес>.

17.06.2014 г. решением УФМС России по Хабаровскому краю Абдурахимову С.А. разрешено временное проживание на территории Российской Федерации сроком на 3 года до 17.06.2017 года.

Установлено, что Абдурахимов С.А. обратился в УФМС России по Хабаровскому краю об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При обращении Абдурахимова С.А. с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, им были предоставлены документы: копия свидетельства о рождении, копия документа об образовании - аттестат об общем основном образовании, свидетельство об общем среднем образовании Т-ШТУ , копия контракта о прохождении военной службы, 2 черно белых фото.

05.12.2014 г. Управлением Федеральной миграционной службы Абдурахимову С.А. дан ответ, в котором указано что при предоставлении им документов, подтверждающих трудовой стаж и профессиональное образование, у него будет принято заявление об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно, части 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" относит к соотечественникам лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства.

В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы (пункт 16).

В соответствии с пунктом 30 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы России от 14 мая 2012 года N 166 (далее - Административный регламент), при подаче заявления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет копии документов, в том числе об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

В соответствии с пунктом 47 Административного регламента основаниями для отказа в приеме к рассмотрению документов (в том числе поданных с использованием Единого портала), необходимых для предоставления государственной услуги, являются: нарушение требований к форме и/или содержанию заявления либо к содержанию заявления о замене свидетельства участника Государственной программы; текст заявления или заявления о замене свидетельства участника Государственной программы не поддается прочтению; отсутствие (либо не предъявление) какого-либо из документов, указанных в пунктах 29, 30, 33 или 36 Административного регламента.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, определен пунктом 27-38 Административного регламента, согласно которому при подаче заявления одновременно представляются копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что действия органов УФМС России по Хабаровскому краю, выразившиеся в отказе в приеме и рассмотрении заявления и документов, предоставленных Абдурахимовым С.А. для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является законным и обоснованным.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку при обращении в УФМС России по Хабаровскому краю Абдурахимовым С.А. не было предоставлено документа о стаже трудовой деятельности. Предоставленный контракт о прохождении военной службы, данной информации не содержит.

Между тем, судебная коллегия находит обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено, что обязательным условием для принятия к рассмотрению заявления об участии в Государственной программе является предоставление соотечественником документа о профессиональном образовании.

Из анализа правовых норм регулирующих спорные отношения, не следует, что для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, необходимо предоставление документа о профессиональном образовании. В силу п.п.29-30 Административного регламента при подаче заявления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

Таким образом, указанными правовыми актами предусмотрена необходимость предоставления документа подтверждающего профессиональную подготовку, а не профессиональное образование. Вместе с тем документов, подтверждающих профессиональную подготовку Абдурахимовым С.А., представлено не было, в связи с чем указанный довод апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не может являться.

При таких обстоятельствах, отказ УФМС России по Хабаровскому краю в принятии заявления и документов Абдурахимова С.А. для участия в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников является законным, поскольку не представлены документы, предусмотренные действующим законодательством.

Данный отказ не является препятствием в реализации права Абдурахимова С.А. на участие в Государственной программе при предоставлении им необходимых документов, подтверждающих профессиональную подготовку и трудовой стаж.

Проверив законность постановленного решения в полном объеме, судебная коллегия оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установила.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 18 августа 2015 года по административному делу по административному иску Абдурахимова С.А. к УФМС России по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в приеме и рассмотрении заявления и документов для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, обязании принять заявление к рассмотрению – оставить без изменения, апелляционную жалобу Абдурахимова С.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий И.А. Чемякина

Судьи О.В.Герасимова

Е.П. Иском