ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8118/18А-017А от 20.06.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Адиканко Л.Г. дело № 33а-8118/2018 А-017а

20 июня 2018 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Войты И.В.,

судей Мирончика И.С., Полынцева С.Н.

при секретаре судебного заседания Назарове А.Н.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н.,

административное дело по административному иску ФИО1 к Емельяновскому районному Совету депутатов, председателю Емельяновского районного Совета депутатов, председателю комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов о признании действий, решения незаконными,

по апелляционной жалобе ФИО1,

на решение суда Емельяновского района Красноярского края от 12 февраля 2018 года, которым постановлено:

«Требования административного искового заявления ФИО1 к Емельяновскому районному Совету депутатов, председателю Емельяновского районного Совета депутатов, председателю комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов о признании действий, бездействия незаконными оставить без удовлетворения.

По вступлении решения в законную силу отменить меры предварительной защиты, принятые по настоящему делу определением Емельяновского районного суда от 29 ноября 2017 года».

Выслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил:

признать незаконными постановление председателя Емельяновского районного Совета депутатов №52-П от 23.10.2017 года «Об образовании комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов»;

признать незаконными действия председателя комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов по организации и проведению 25.10.2017 года заседания комиссии, выраженные в не выяснении фактического положения дел и общественного мнения по вопросу, находящемуся в ведении комиссии;

признать незаконным решение комиссии от 25.10.2017 года «О рекомендации районному Совету депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Емельяновского районного Совета депутатов ФИО1»;

признать незаконными действия председателя Емельяновского районного Совета депутатов по организации и проведению 29 очередной сессии депутатов;

признать незаконным решение Емельяновского районного Совета депутатов от 10.11.2017 года №29-16IP «О досрочном прекращении, в связи с утратой доверия, полномочия депутата Емельяновского районного Совета депутатов ФИО1».

Требования мотивировал тем, что он с 04 мая 2017 года является депутатом Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва на непостоянной основе. В связи с тем, что он не предоставил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, прокуратурой Емельяновского района в адрес Председателя Совета депутатов направлено представление №86-02-2017 от 18.10.2017 с требованиями принять конкретные меры по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений законодательства о противодействии коррупции; рассмотреть вопрос о его досрочном прекращении полномочий в Совете депутатов. Указанное представление ни на очередную, ни на внеочередную сессии Совета депутатов председателем не выносилось. Вопреки требованиям действующего законодательства, 23.10.2017 года председателем Совета депутатов самостоятельно, без учета мнения районного Совета депутатов, вынесено постановление №52-П «Об образовании комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов», для рассмотрения указанного представления прокуратуры. Этим же постановлением председателем самостоятельно, без учета мнения членов комиссии председателем комиссии назначена ФИО2 Решением комиссиии № 1 от 25.10.2017 года рекомендовано Совету депутатов рассмотреть вопрос о его досрочном прекращении полномочий депутата. На 29-й очередной сессии Совета депутатов, состоявшейся 10.11. 2017 года, в отношении него большинством депутатов было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата, в связи с утратой доверия, хотя этот вопрос не был включен в повестку дня очередной сессии. Вышеуказанные действия (бездействие) председателя районного Совета депутатов, председателя комиссии и решение Совета незаконны, так как не соответствуют Уставу Емельяновского района, Регламенту Совета депутатов. Он является депутатом с 04.05.2017 года, а в соответствии с требованиями действующего законодательства сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, за отчетный период - 2016 год, должны были быть представлены в соответствующий орган до 30 апреля 2017 года, иной срок законодательством не предусмотрен, в связи с чем нарушений с его стороны не имелось. Названные справки были представлены в Совет 25.10.2017 года. Оценка допущенных им нарушений ни членами временной комиссии, ни депутатами Совета не проводилась. Принятое в отношении него решение Совета депутатов от 10.11.2017 года было организовано с грубейшими нарушениями Регламента и Устава, и является сведением личных с ним счетов. Вопроса повестки дня 29 внеочередной сессии депутатов: «о досрочном прекращении полномочий депутата», на очередную сессию не выносилось, как того требует Регламент Совета депутатов. Изменение повестки дня внеочередной сессии Регламентом не предусмотрено.

Судом постановлено вышеприведенное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на обстоятельства, приведенные в обоснование своей позиции в суде первой инстанции.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 указанного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок в отношении граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558 и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Аналогичный срок подачи сведений о доходах установлены Законом Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3542 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы, сведений о расходах».

Статьей 7 Федерального закона от 27 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» установлена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается в том числе посредством единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы.

К лицам, замещающим муниципальную должность в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Согласно ч. 11 ст. 40 этого Федерального закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В соответствии с п. 9.1 Устава Емельяновского района полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об органах местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п. 13 ст. 32 названного Устава, решение о прекращении полномочий депутата в связи с утратой доверия, в случаях, установленных ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции», принимается Советом на основании представленных материалов по результатам проверки, проведенной Комиссией по контролю за соблюдением требований законодательства о противодействии коррупции при исполнении полномочий и урегулированию конфликта интересов. Решение о прекращении полномочий депутата считается принятым в случае, если за него проголосовало не менее половины депутатов от установленной численности Емельяновского районного Совета депутатов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в нарушение вышеприведенных норм депутат ФИО1 Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края пятого созыва по общетерриториальному избирательному округу, выдвинутому в составе Совета депутатов избирательным объединением Емельяновское местное отделение политической партии «патриоты России» в Емельяновском районе не представил в установленный законом срок сведения о своих о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей.

Прокурором Емельяновского района в адрес Емельяновского районного Совета депутатов внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в соответствии с которым проведенной прокуратурой Емельяновского района проверкой выявлено нарушение законодательства о противодействии коррупции депутатом Совета ФИО1, которым в нарушение ч. 7.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции», п. 6 ст. 2 Закона Красноярского края «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей в Емельяновский районный Совет депутатов не представлены. Представлением прокурор Емельяновского района требовал рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата совета ФИО1 в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Копия представления была получена административным истцом 19.10.2017 года.

Постановлением председателя районного Совета депутатов от 25.10.2017 года № 52-П создана комиссия по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов; утвержден ее состав, назначены председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.

В соответствии с п. 4 Положения комиссия образуется из числа 5 депутатов и муниципальных служащих аппарата Емельяновского районного Совета депутатов, администрации Емельяновского района, представителем общественных организаций, иных специалистов, которые могут дать пояснения по вопросам, рассматриваемым комиссией – правовым актом председателя Емельяновского районного Совета депутатов, которым также определяется председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.

Указанное Положение являлось предметом юридической экспертизы, проведенной администрацией Губернатора Красноярского края, в результате которой несоответствий решения действующему законодательству не выявлено.

Решение Совета депутатов от 15.02.2017 года № 21-120Р и постановление 04.10.2017 года № 28-6П в судебном порядке не обжаловались, следовательно, Положение о комиссии, утвержденным решением Емельяновского районного Совета депутатов от 15.02.2017 года № 21-120Р, является действующим.

Заседание комиссии в связи с поступившим представлением прокурора от 18.10.2017 года постановлением председателя комиссии от 24.10.2017 года назначено на 25.10.2017 года. На данном заседании рассмотрено представление прокурора Емельяновского района от 18.10.2017 года № 86-02-2017.

В ходе комиссии были исследованы представление прокурора, заявление ФИО1 от 19.10.2017 года о возникших трудностях при предоставлении сведений.

По итогам рассмотрения комиссией принято решение рекомендовать Совету депутатов рассмотреть представление прокуратуры от 18.10.2017 года на очередной сессии районного совета депутатов, с участием представителя прокуратуры, с требованием рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 Принятие решения осуществлялось путем голосования с итогами «за» - 6 человек, «против» - 0, «воздержался» - 1.

Результаты работы комиссии оформлены решением № 1 от 25.10.2017 года, которое 31.10.2-017 года направлено в адрес председателя Совета депутатов, а также административному истцу.

Вопрос, связанный с рассмотрением нарушений, указанных в представлении прокурора Емельяновского района от 18.10.20017 года № 86-02-2017 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, допущенных депутатом ФИО1, был вынесен на пленарное заседание 29 очередной сессии Емельяновского районного Совета депутатов, назначенное на 10.11.2017 года, о чем 01.11.2017 года размещена публикация в средствах массовой информации - газете «Емельяновские веси», выпуск № 86 (12884-12887).

Согласно публикации, размещенная повестка является предварительной; вопрос в отношении ФИО1 значится в повестке под номером 6.

Согласно п. 4 ст. 18 Регламента Совета депутатов, утвержденного решением от 15.02.2017 года № 21-122Р, сообщение о созыве сессии районного Совета депутатов, месте и времени ее проведения, публикуется в районных средствах массовой информации, как правило, не позднее чем за 10 дней до ее открытия. Проекты решений представляются депутатам не позднее, чем за 14 дней до их рассмотрения на очередной сессии (п.6).

Из представленных в дело данных, следует, что уведомление о заседании, назначенном на 10.11.2017 года, направлено в адрес ФИО1 посредство электронной рассылки 27.10.2017 года, а 01.11.2017 года посредством электронной почты ему направлен проект решения о досрочном прекращении его полномочий.

Из протокола заседания 29 очередной сессии Совета от 10.11.2017 года следует, что участие в нем принимало 19 депутатов из 23 избранных в Совет; на данном заседании депутатами утверждена повестка дня сессии, в том числе, вопрос № 7: «О рассмотрении нарушений, указанных в представлении прокуратуры от 18.10.2017 года № 86-02-2017.

В ходе обсуждения заслушаны пояснения депутата ФИО1, выразившего мнение о том, что законом не предусмотрен срок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при назначении на должность, пояснившего, что в настоящее время справка представлена им, и нарушение устранено.

По итогам проведенного голосования 14 депутатов проголосовали за принятие проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1

Правильно оценив данные обстоятельства, суд первой инстанции, установив, что со стороны Емельяновского районного Совета депутатов, Комиссии по соблюдению требований законодательства о коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете каких – либо нарушений процедуры принятия оспариваемых административным истцом действий и решений не установлен, пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.

При разрешении спора суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы не опровергают правильных выводов суда по обстоятельствам рассматриваемого дела, при этом, суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам административного истца и ответчика, основываясь на совокупности представленных сторонами доказательств.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение суда Емельяновского района Красноярского края от 12 февраля 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судья Войта И.В.

Судьи Мирончик И.С.

Полынцев С.Н.