Судья: Полонская А.Б. Дело № 33А–8121
Докладчик: Пронченко И.Е.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«29» августа 2018 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Пронченко И.Е.,
судей: Бегуновича В.Н., Никулиной И.А.,
при секретаре: Шангареевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе начальника департамента Высоцкого С.В. на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 23.05.2018 года по делу по административному иску Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к главному специалисту управления государственного надзора Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Кудашовой Анне Анатольевне, Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области о признании незаконными действий, акта проверки и предписания,
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия главного специалиста управления государственного надзора Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Кудашовой А.А. при проведении плановой проверки администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа. Признать незаконным акт проверки органа государственного контроля (надзора) органа местного самоуправления № от 20.04.2018г. Признать незаконным предписание об устранении выявленных в результате проверки нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № от 20.04.2018.
Требования мотивирует тем, что в соответствии с приказом департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области о проведении плановой проверки от 15.03.2018г. № в период с 26.03.2018г. по 20.04.2018г. проведена проверка администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа. Согласно п.6 приказа предметом проверки является исполнение администрацией Конституции РФ, Водного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Закона РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах», Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и иных нормативных правовых актов РФ при решении вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ней в соответствии с федеральными законами, уставом муниципального образования.
По результатам проверки 20.04.2018г. составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) органа местного самоуправления и выдано предписания об устранении выявленных в результате проверки нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Административный истец не согласен с актом проверки и предписанием, как результатом проверки, в связи с их противоречием приказу по следующим основаниям.
Проверка органов местного самоуправления регламентируется ст.77 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно части 2 которой государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
Таким образом, в нарушение ст.77 указанного Федерального закона и приказа о проведении плановой проверки от 15.03.2018г. № должностным лицом органа государственного контроля (надзора) администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа как орган местного самоуправления не была проверена на предмет исполнения федерального законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды при решении вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, а проверена по соблюдению обязательных требований, содержащихся вышеперечисленными федеральными законами, хотя данное соблюдение требований предметом проверки не являлось.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 23.05.2018 года постановлено:
Заявленные исковые требования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа удовлетворить частично.
Признать незаконным акт проверки Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № от 20.04.2018 года в части указания на не проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа, не установления нормативов ПДВ, не постановки объектов негативного воздействия на государственный учет (гаражи) в установленном порядке, отсутствия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не предоставления статистической отчетности по форме 2-тп (воздух), а также в части указания на не проведение администрацией города инвентаризации отходов.
Признать незаконными пункты 4, 7, 8 предписания Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № от 20.04.2018 года в части возложения на истца обязанности разработать и утвердить в установленном порядке проект нормативов ПДВ, нормативы предельно допустимых выбросов от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ; получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; провести инвентаризацию отходов производства и потребления в установленном порядке.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, отказать.
В апелляционной жалобе начальник департамента ФИО1 просит решение суда отменить в части:
признания незаконным акт проверки Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № от 20.04.2018 года в части указания на не проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа, не установления нормативов ПДВ, не постановки объектов негативного воздействия на государственный учет (гаражи) в установленном порядке, отсутствия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не предоставления статистической отчетности по форме 2-тп (воздух).
Признания незаконными пунктов 7 и 8 предписания департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № от 20.04.2018 года в части возложения на истца обязанности разработать и утвердить в установленном порядке проект нормативов ПДВ, нормативы предельно допустимых выбросов от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ; получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; провести инвентаризацию отходов производства и потребления в установленном порядке.
Свои доводы мотивирует тем, что гараж является источником негативного воздействия на окружающую среду - стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, от которого выбросы производятся при въезде и выезде автотранспорта. При этом, показания свидетелей, опрошенных при рассмотрении жалобы, указывают на отсутствие фактов прогрева двигателей автотранспорта, но не указывают на отсутствие движения автотранспорта с включенным двигателем при въезде и выезде из гаража.
В части признания незаконным указание в акте на не проведение администрацией города инвентаризации отходов и признание незаконным п. 4 предписания решение не обжалуется.
На апелляционную жалобу Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав главного специалиста управления государственного надзора Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области о проведении плановой проверки от 15.03.2018г. № в период с 26.03.2018г. по 20.04.2018г. проведена проверка администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа. Предметом проверки является исполнение администрацией Конституции РФ, Водного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Закона РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах», Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и иных нормативных правовых актов РФ при решении вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ней в соответствии с федеральными законами, уставом муниципального образования.В результате проведенной проверки главным специалистом ФИО2 был составлен акт проверки № от 20.04.2018г., согласно которого мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа осуществляются в соответствии с комплексной программой социально-экономического развития Ленинск-Кузнецкого городского округа и постановлений коллегий Администрации Кемеровской области о проведении на территории Кемеровской области акций экологической направленности. Деятельность по обращению с озоноразрушающими веществами администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа не осуществляет.
Также проверкой было выявлено, что администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа использует 9 единиц автотранспорта. Стоянка автомобилей осуществляется в стационарных гаражах по <адрес> От гаражей-стоянок автотранспорта посредством дверей и вентиляций в атмосферу выбрасываются диоксид углерода, бензин, азота диоксид, углеводороды, которые образуются при выезде и въезде из гаража, а также при прогреве двигателей. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа не проведена, нормативы ПДВ не установлены, объекты негативного воздействия не поставлены на государственный учет (гаражи) в установленном порядке, разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует, статистическая отчетность по форме 2-тп (воздух) не представлена. Данные обстоятельства являются нарушением ст.ст.22,23,69.2 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.12,14,15,21,22,28 ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха».
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа инвентаризация отходов не производилась, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан и не утвержден в установленном порядке, документ об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует. Паспорт на отходы 4 класса опасности также отсутствует. Учет отходов не ведется в установленном порядке. Данные обстоятельства являются нарушением ч.1 ст.24 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.11, ч.3 ст. 14, ст.18, ст.19 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Также проверкой установлено, что администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа осуществляет хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде образования отходов и последующей передачи для размещения и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, однако за 2017г. в установленный срок администрацией не произведен расчет платы, не составлена и не представлена в уполномоченный государственный орган декларация по плате за негативное воздействие. Плата не внесена, что является нарушением ст.ст.16,16.1,16.3 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
По результатам проведенной проверки в адрес администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа было вынесено предписание № от 20.04.2018, согласно которого истцу предписано:
п.3 - оформить паспорта на отходы 1-4 класса опасности в установленном порядке;
п.4 - провести инвентаризацию отходов производства и потребления в установленном порядке;
п.5 - оформить в установленном порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
п.7 - разработать и утвердить в установленном порядке проект нормативов ПДВ, нормативы предельно допустимых выбросов от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
п.8 - получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
Проверка администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа была проведена на основании приказа Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области о проведении плановой проверки от 15.03.2018г. №, проведена надлежащим должностным лицом- главным специалистом управления государственного надзора Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2 в пределах предоставленных ей полномочий, что подтверждается предоставленными документами.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что являются необоснованными выводы акта проверки №ЮМСУ/08/17 от 20.04.2018г. в части указания на не проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа, не установления нормативов ПДВ, не постановки объектов негативного воздействия на государственный учет (гаражи) в установленном порядке, отсутствия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не предоставления статистической отчетности по форме 2-тп (воздух), а также необоснованны пункты 7 и 8 предписания №ЮМСУ/08/17 от 20.04.2018г. об обязанности истца разработать и утвердить в установленном порядке проект нормативов ПДВ, нормативы предельно допустимых выбросов от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ; получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В силу ч. 1 ст. 14 названного закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
Транспортные средства, которые имеются в наличии у Администрации Ленинск-Кузнцкого городского округа являются передвижными источниками загрязнения, и в силу пункта 2 статьи 30 и пункта 2 статьи 12 указанного выше Федерального закона юридические лица при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов, установленных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Пунктами 1 и 4 статьи 17 Закона установлено, что запрещается производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов (п. 1); транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 17).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2002 года N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных средств и иных передвижных средств техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" постановлено в целях реализации статьи 17 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин; установлено, что проверки автотранспортных средств осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации во время их государственного технического осмотра.
Поскольку проверка на соответствие выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормативам транспортных средств проводится в рамках технического осмотра автомобиля, автомобиль не пройдет техосмотр и не получит разрешение на последующую эксплуатацию, если объем выбросов превышает установленные нормы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, какой-либо хозяйственной, производственной деятельности в гаражах истцом не осуществляется. Ремонт и обслуживание транспортных средств производится вне пределов гаражных боксов, что подтверждается предоставленными доказательствами.
Письмом Росприроднадзора от 22.08.2017 №ОД-03-01-32/18476 разъяснено, что гараж, при условии использования его только для въезда и выезда автотранспорта и отсутствия в нем иных источников выбросов, а также открытая автостоянка нормированию не подлежат.
Гаражные боксы используются для въезда и выезда автотранспорта, что не оспаривается истом, следовательно, гаражные (стояночные) боксы не являются самостоятельными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 23 мая 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: