ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8147/19 от 06.09.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Третьяков М.С.

Судья - докладчик Гусарова Л.В. № 33а-8147/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Гусаровой Л.В.,

судей Бутиной Е.Г., Харина Р.И.,

с участием прокурора Альбрехт О.А.,

при секретаре Гордееве А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФИО2, Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконными действий, об отмене регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 2 сентября 2019 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска указано, что решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 31.07.2019 № 133/730 ФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6. Также решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 зарегистрирован ФИО2 В нарушение требований Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФИО2, будучи кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления, зарегистрированным в качестве самовыдвижения осуществлял хранение своих агитационных материалов в помещении спортивного клуба «(данные изъяты)», расположенном по адресу: <адрес изъят>, являющегося муниципальной собственностью, без законного на то основания, допуская неравенство прав кандидатов в предоставлении указанного помещения на таких же условиях. Кроме того, в указанном помещении располагался агитационный штаб двух политических партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Считает, что нахождение агитационных материалов самовыдвиженца в объединенном штабе двух партий является существенным нарушением закона. Также в указанном помещении находились депутаты Законодательного собрания - и -., что запрещено законом. Указывает, что административный ответчик при регистрации в качестве кандидата в депутаты скрыл информацию о судимости, что является основанием для отмены его регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Административными исковыми требованиями, заявленными к ФИО2, Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии просила признать действия кандидата в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному округу № 6 ФИО2 незаконными, отменить решение о регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2.

Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 2 сентября 2019 г. в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указала, что использование муниципального помещения для распространения и хранения агитационного материала, не оплаченного из избирательного фонда кандидата в депутаты нарушают права иных кандидатов и грубо нарушают закон «Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан РФ», что создает дополнительное преимущество ФИО2 и ставит административного истца как кандидата в депутаты в неравные условия.

Нахождение депутатов законодательного собрания -. и -. от политической партии «Единая Россия» нарушают положения ФЗ №67-ФЗ. Их нахождение по данному адресу никто не оспаривал, обращает внимание, что поскольку указанные лица являются депутатами, должны обязанности исполнять в г. Иркутске, судя по фотографии - находился в помещении и работал на ноутбуке.

Отмечает, что хранение ФИО2 в помещении по <адрес изъят> не оспаривал. Таким образом, полагает, что ФИО2 нарушил ст. 5.12 КоАП РФ.

Указывает, что в судебном заседании ФИО2 не отрицал тот факт, что печатная продукция хранилась у -, при этом с заявлением о предоставлении помещения для хранения агитационных материалов к собственнику не обращался.

Отмечает, что ТИК в г. Усть-Илимске не вынесло предупреждение о недопустимости ФИО2 нарушения действующего законодательства по передаче и хранению в неизвестном Тютюнник помещении своих агитматериалов.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2, старший помощник прокурора Усть-Илимской межрайонной прокуратуры Тукмакова О.В., председатель Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии ФИО3 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия с учетом положений части 1 статьи 307, части 2 статьи 150, частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., заключение прокурора Альбрехт О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (п. «в»).

В силу пункта 1 статьи 40 указанного Федерального закона кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Согласно пункту 5 статьи 40 этого же Федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Аналогичные положения содержит Закон Иркутской области № 116-ОЗ.

Таким образом, в соответствии с приведенными выше положениями требований Федерального закона № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата в депутаты, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 данного Федерального закона.

Судом установлено, что в соответствии с решением Городской Думы города Усть-Илимска шестого созыва от 17 июня 2019 г. № 64/445 назначены выборы депутатов Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва на 8 сентября 2019 г.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 05.12.2006 № 106/1193 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования город Усть-Илимск на Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию» полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Усть-Илимск возложены на Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 17.05.2016 № 110/1246 «О формировании Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии» сформирована Усть-Илимская городская территориальная избирательная комиссия, назначен состав членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 17.05.2016 № 110/1247 «О назначении председателя Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии» председателем Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии назначен ФИО3.

Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 10.06.2019 № 122/629 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 1-20 по выборам депутатов Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва 8 сентября 2019 года на Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию» полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 1-20 по выборам депутатов Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва 8 сентября 2019 года возложены на Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию.

Решением УИ ГТИК от 31.07.2019 № 133/730 ФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6.

Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 26.07.2019 № 131/700 кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 зарегистрирован ФИО2

Разрешая доводы административного истца об использовании ФИО2, являющегося членом Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Иркутской области, преимущества своего служебного/должностного положения в период избирательной компании для хранения агитационных материалов в помещении спортивного клуба «(данные изъяты)», находящегося в муниципальной собственности, суд исходил из того, что перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.

При этом следует учитывать, что основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, для отказа в проведении референдума, для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, для отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может служить только неоднократное (не менее двух раз) использование преимуществ должностного или служебного положения (подпункт "л" пункта 24, подпункт "к" пункта 25, подпункт "г" пункта 26 статьи 38, подпункт "в" пункта 7, подпункт "в" пункта 8, пункт 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Согласно ст. 32. Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям посредством:

а) обеспечения равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации;

б) создания равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям;

в) обеспечения равных условий участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутого избирательным объединением – Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Иркутской области, при этом членом указанной партии он не является. Кроме того, он действительно занимает должность директора (данные изъяты). 16.08.2019 им был заключен договор безвозмездного хранения с -., по условиям которого последний обязался хранить печатные агитационные материалы, выполненные в отношении ФИО2, при этом место хранения в соответствии с условиями договора определялось -. самостоятельно.

Помещение спортивного клуба «(данные изъяты)» не является его служебным помещением, а работающие в нем лица не находятся в его подчинении.

В обоснование своих доводов административным ответчиком был представлен договор безвозмездного пользования от 16.08.2019, заключенный с -.

При этом административный ответчик в судебном заседании не оспаривал, что изображенные на видеозаписи, представленной административным истцом, агитационные материалы, являются его печатными агитационными материалами, изготовленными им за счет его избирательного фонда в соответствии с требованиями законов о выборах.

В обоснование доводов административным ответчиком были представлены уведомления о начале распространения агитационных материалов с приложением образцов выполненные агитационных материалов от 14.08.2019.

Согласно договора аренды № 224-а от 11.07.2016, заключенного между Департаментом недвижимости Администрации города Усть-Илимска и ФИО4, арендатору предоставлено во временное пользование нежилое помещение по адресу <адрес изъят>, детский клуб «(данные изъяты)».

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации названного кандидата по указанным основаниям, так как нахождение агитационного материала, выполненного в отношении кандидата ФИО2, в обозначенном административном истцом помещении, не свидетельствует о том, что указанное помещение используется именно административным ответчиком либо его доверенными лицами, действующими по поручению административного ответчика, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению его как кандидата в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска, как и не представлены доказательства нахождения лиц в обозначенном помещении в подчинении административного ответчика.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, считая их верными.

Из содержания пп. "б" пункта 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что под использованием преимуществ должностного или служебного положения признается не всякое использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, а такое из них, которое допускает неравенство прав кандидатов.

Факты преимущественного использования кандидатом ФИО2 своего должностного или служебного положения может быть отнесено к преимуществам только в том случае, если другим кандидатам было отказано в предоставлении помещений спортивного клуба «(данные изъяты)» в г. Усть-Илимске или иных муниципальных помещений на таких же условиях, что и кандидату ФИО2 Таких доказательств суду представлено не было.

Представитель административного истца в судебном заседании пояснила, что ФИО1 с заявлением о предоставлении какого либо помещения, в том числе, спортивного клуба «(данные изъяты)» не обращалась.

Кроме того, для отмены регистрации кандидата по основанию, предусмотренному п. п. "в" п. 7 ст. 76 Федерального Закона № 76-ФЗ необходимо установление неоднократности использования преимуществ своего должностного или служебного положения. Таким образом, установленные обстоятельства не могут быть расценены, как доказывающие факт использования кандидатом ФИО2 преимуществ своего должностного или служебного положения в смысле пункта 5 статьи 40 Закона об основных гарантиях.

Суду также не представлено достоверных доказательств в подтверждение доводов об участии в предвыборной агитации в отношении кандидата ФИО2, членов Всероссийской политической партии «Единая Россия» и депутатов Законодательного собрания Иркутской области.

Судом также проверялся довод искового заявления о сокрытии ФИО2 информации о наличии судимости.

Согласно пункту 2.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 статьи 33 названного федерального закона, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Действующим избирательным законодательством обязанность сообщить сведения о судимости возложена непосредственно на кандидата.

Согласно подпункту "б" пункта 26 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является сокрытие кандидатом сведений о судимости.

Согласно ответа ГУ МВД России по Иркутской области от 23.07.2019 № 6/26-52-3218, поступившего в УИ ГТИК информации о наличии судимости в отношении ФИО2 не имеется.

Из пояснений ответчика следует, что в 2014 году при выдвижении в кандидаты он указал информацию об уголовном преследовании по ст. 264 УК РФ, однако в 2002 году дело было прекращено и обвинительный приговор не выносился.

Суд, оценив указанные доказательства по делу, пришел к выводу, что основания для исключения кандидата ФИО2 из заверенного списка кандидатов отсутствуют.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, считая их правильными, основанными на вышеприведенных нормах права и не противоречащим им.

Доводы апелляционной жалобы административного истца повторяют доводы административного иска, им дана надлежащая оценка в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается.

Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении решения по данному административному делу судом не допущено. Оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 2 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Л.В. Гусарова

Судьи

Е.Г. Бутина

Р.И. Харин