ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8173/2017 от 31.05.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Карпенко А.В. Дело № 33а-8173/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2017 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Соболевой Т.Е.,

судей Захаровой О.А., Красновой Н.В.,

при секретаре Курищевой Л.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Н.Т., Васильевой Т.В. к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск о признании незаконным, отмене решения от 24 января 2017 года № 2/11 «О результатах конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск», возложении обязанности

по апелляционным жалобам административных истцов Кузнецовой Н.Т., Васильевой Т.В., заинтересованного лица Гриднева В.Ю.

на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 07 марта 2017 года.

Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя административного истца Васильевой Т.В. – Мясникова А.П., административного истца Кузнецовой Н.Т., заинтересованного лица Гриднева В.Ю., представителя заинтересованного лица Думы городского округа Дегтярск Хисамовой О.А, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя заинтересованного лица администрации городского округа Дегтярск Храмцовой Т.В., возражавшей против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Кузнецова Н.Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск об отмене решения от 24 января 2017 года № 2/11 «О результатах конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск», возложении обязанности принять коллегиальное решение и направить в Думу городского округа Дегтярск не менее двух кандидатов, набравших наибольшее количество баллов по итогам открытого голосования членов комиссии по оценке кандидатов.

Васильева Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск о признании незаконным решения от 24 января 2017 года № 2/11 «О результатах конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск», возложении обязанности представить не менее двух кандидатов на должность главы городского округа Дегтярск, набравших наибольшее количество баллов, выставленных всеми членами конкурсной комиссии, на рассмотрение Думы городского округа Дегтярск.

В обоснование требований указали, что у конкурсной комиссии отсутствовали основания для признания конкурса несостоявшимся, предусмотренные подпунктом 2 пункта 6.1 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск, утвержденного решением Думы городского округа Дегтярск от 25.08.2016 № 713, который не предусматривает такое основание, как выявление конкурсной комиссией недостаточного уровня профессиональной подготовки, опыта работы, знаний, умений, навыков и иных деловых качеств кандидатов, а также несоответствия уровня профессиональных знаний и навыков кандидатов уровню профессиональных знаний и навыков для главы городского округа. Кузнецова Н.Т., Васильева Т.В. прошли два этапа конкурса, им были выставлены высокие баллы, поэтому конкурсная комиссия должна была принять решение о представлении не менее двух кандидатов на рассмотрение Думы городского округа Дегтярск, изложив свои рекомендации. Оспариваемое решение нарушает права административных истцов, предусмотренные статьями 32, 37 Конституции Российской Федерации, статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 02 марта 2017 года административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании административные истцы Кузнецова Н.Т., Васильева Т.В., ее представитель Мясников А.П. заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск Вольф В.А. просил в удовлетворении требований отказать, поскольку оспариваемое решение является законным, принятым с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры и не нарушает права административных истцов.

Заинтересованное лицо секретарь конкурсной комиссии Гриднев В.Ю., представитель заинтересованного лица Думы городского округа Дегтярск Хисамова О.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица администрации городского округа Дегтярск Храмцова Т.В. полагала оспариваемое решение законным.

Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 07 марта 2017 года требования Кузнецовой Н.Т., Васильевой Т.В. оставлены без удовлетворения.

На решение суда административными истцами Кузнецовой Н.Т., Васильевой Т.В., заинтересованным лицом Гридневым В.Ю. поданы апелляционные жалобы, в которых они просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование указывают на несоответствие выводов суда Положению о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск, с нарушением которого принято решение конкурсной комиссией, а также принципам выборности главы муниципального образования. Решение принято на основании недопустимых доказательств, суд неверно распределил бремя доказывания.

Административный истец Васильева Т.В., представитель административного ответчика конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по апелляционным жалобам, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск от 24 января 2017 года № 2/11 «О результатах конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск», как принятого полномочным органом, с соблюдением порядка его принятия, содержание которого соответствует Положению о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск, требованиям закона и основным принципам.

Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он не основан на нормах материального права и не соответствует обстоятельствам дела.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судебная коллегия полагает, что такая необходимая совокупность по настоящему делу имеется в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 85-ОЗ «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» глава городского округа, расположенного на территории Свердловской области, избирается представительным органом соответствующего городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Решением Думы городского округа Дегтярск от 25.08.2016 № 713 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск (далее – Положение).

Согласно пункту 6.1 Положения по результатам конкурса конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о представлении не менее двух кандидатов на рассмотрение Думы городского округа Дегтярск. В данном решении могут содержаться рекомендации конкурсной комиссии в отношении каждого из кандидатов об избрании на должность Главы городского округа Дегтярск; 2) о признании конкурса несостоявшимся в следующих случаях: - наличия одного кандидата; - признания всех кандидатов несоответствующими требованиям, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка; - подачи всеми кандидатами заявлений об отказе от участия в конкурсе.

В силу пункта 4.1 Положения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, при отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 4.9 настоящего Положения, а также соответствующие дополнительным требованиям, установленным пунктом 4.2 настоящего Положения.

Дополнительные требования к кандидатам устанавливаются в соответствии с типовыми квалификационными требованиями к уровню профессионального образования и стажу муниципальной и (или) государственной службы либо стажу работы по специальности, установленными Законом Свердловской области от 16 октября 2007 г. № 136-ОЗ для высших должностей муниципальной службы (пункт 4.2 Положения).

Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы установлены статьей 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», согласно подпункту 1 пункта 2 которой для высших должностей муниципальной службы установлены следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки - высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры и стаж муниципальной службы не менее шести лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее семи лет.

В силу пункта 3 указанной статьи в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, в отношении должности главы местной администрации муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) - уставом муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) и законом Свердловской области могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Статьей 6 Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 85-ОЗ «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» (введенной Законом Свердловской области от 24.11.2016 № 115-ОЗ, вступившей в силу 07.12.2016) установлены требования к уровню профессионального образования и профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района или городского округа, расположенного на территории Свердловской области, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Решением Думы городского округа Дегтярск от 06.09.2016 № 717 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск, которым назначено проведение конкурса: 1 этап - с 17.10.2016 по 27.10.2016, 2 этап – решение о дате, месте и времени проведения принимается конкурсной комиссией; установлен срок для приема документов с 20.09.2016 по 10.10.2016. Установлено, что при проведении второго этапа конкурса оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов проводится в соответствии с пунктом 5.9 главы 5 Положения. При оценке профессиональных качеств каждого из кандидатов конкурсная комиссия исходит из уровня их профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, знаний, умений, навыков и иных личностных и деловых качеств кандидата, выявленных в результате проведения конкурса.

Думой городского округа Дегтярск назначена конкурсная комиссия (с изменениями, внесенными решениями Думы городского округа Дегтярск) в составе: Х., Г., П., Г. Распоряжением Губернатора Свердловской области от 13.10.2016 № 301-РГ членами конкурсной комиссии назначены: В., К., Р., С.

Состав и формирование конкурсной комиссии соответствует пунктам 2.3, 2.4 Положения, согласно которым общее число членов конкурсной комиссии составляет восемь человек. При формировании конкурсной комиссии половина ее членов назначается Думой городского округа Дегтярск, а другая половина - Губернатором Свердловской области.

Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск от 26.10.2016 № 1/4 признан состоявшимся первый этап конкурса, утверждены восемь кандидатов, допущенных к участию во втором этапе конкурса, в том числе Кузнецова Н.Т., Васильева Т.В., которые по итогам второго этапа конкурса, проведенного 10.01.2017, согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 10.01.2017 набрали наивысшее количество баллов, соответственно 488 и 466.

24 января 2017 года конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск принято решение № 2/11 «О результатах конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск», которым признан несостоявшимся конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск в связи с выявлением в результате проведения конкурса недостаточного для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения уровня профессиональной подготовки, опыта работы, знаний, умений, навыков и иных деловых качеств кандидатов, а также несоответствия уровня профессиональных знаний и навыков кандидатов уровню профессиональных знаний и навыков, которые в соответствии с законодательством Свердловской области являются предпочтительными для осуществления главой городского округа, расположенного на территории Свердловской области, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Как следует из протокола № 4 заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск от 24.01.2017, из присутствующих на заседании 8 членов конкурсной комиссии за принятое решение проголосовали 4 человека.

В соответствии с пунктом 6.2 Положения решение по результатам конкурса принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссии по результатам конкурса подписывается всеми членами конкурсной комиссии, присутствующими на заседании.

Таким образом, решение конкурсной комиссией 24.01.2017 принято с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 6.2 Положения, которое носит существенный характер и свидетельствует о незаконности оспариваемого решения. Выводы суда первой инстанции о соблюдении порядка принятия решения, соответствующего Положению, являются неверными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При этом акт от 24.01.2017, составленный 4 членами конкурсной комиссии о том, что члены конкурсной комиссии Х., Г., Г., П. отказались осуществлять полномочия членов конкурсной комиссии в части подписания решения конкурсной комиссии о результатах конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск, принятый судом во внимание, не свидетельствует о законности принятого решения при недостаточном количестве голосов.

Таким образом, исходя из вышеуказанных фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а также характера правоотношений сторон и норм законодательства, которые их регулируют, судебная коллегия, приходит к выводу, что оспариваемое решение конкурсной комиссии является незаконным, нарушающим права и законные интересы административных истцов на участие в конкурсном отборе на должность главы городского округа, избираемого представительным органом муниципального образования.

На основании изложенного решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения конкурсной комиссии не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, и неправильным применением судом норм материального права.

Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных административными истцами требований об отмене решения конкурсной комиссии, возложении на нее обязанности представить на рассмотрение в Думу городского округа Дегтярск не менее двух кандидатов на должность главы городского округа Дегтярск, набравших наибольшее количество баллов, выставленных всеми членами конкурсной комиссии, является законным, поскольку суд в силу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не обладает полномочиями по отмене оспариваемого решения, а также по возложению обязанности принятия конкретного решения, которое находится в исключительной компетенции органа, чье решение является предметом оспаривания в рамках административного дела, а также суд не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято уполномоченным органом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьями 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 07 марта 2017 года отменить в части, принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск от 24 января 2017 года № 2/11 «О результатах конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск». Обязать конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск повторно рассмотреть вопрос о результатах конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Дегтярск с принятием решения в соответствии с требованиями действующего законодательства. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий Т.Е. Соболева

Судьи О.А. Захарова

Н.В. Краснова