ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8173/2023 от 11.10.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Сучилина А.А. УИД 38RS0032-01-2023-001804-10

Судья-докладчик Жильцова Н.Н. 33а-8173/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2023 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Жильцовой Н.Н.,

судей Карнышова А.И., Шуняевой Н.А.,

при секретаре Моисеевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1950/2023 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, главному государственному инспектору Иркутского территориального отдела по надзору за объектами нефтегазодобычи, горной, угольной и металлургической промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Климову Евгению Витальевичу, старшему государственному инспектору Иркутского территориального отдела по надзору за объектами нефтегазодобычи, горной, угольной и металлургической промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ефимову Максиму Геннадьевичу о признании предписаний незаконными

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 июня 2023 г.

установила:

в обоснование административного иска указано, что решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Енисейского управления от 8 февраля 2022 г. № Р-360-405 в отношении ПАО «Коршуновский ГОК» в период со 2 по 4 марта 2022 г. назначена внеплановая выездная проверка опасного производственного объекта - склад взрывчатых материалов (Рудногорск), peг. № А67-00048-0006, 1 класс: Российская Федерация, Иркутская область, Нижнеилимский район, в 8 км от поселка Рудногорск. Согласно акту выездной внеплановой проверки № 023/0037/Р-360-436/2022 от 4 марта 2022 г. в рамках проверки выявлено нарушение пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне», выразившееся в несоздании на складе ВМ (Рудногорск) локальной системы оповещения. По результатам проверки в отношении общества вынесено предписание об устранении выявленного нарушения № 23/0036-ВМ от 4 марта 2022 г. в срок до 31 августа 2022 г. Также решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Енисейского управления от 11 февраля 2022 г. № Р-360-436 в отношении ПАО «Коршуновский ГОК» в период со 2 по 4 марта 2022 г. назначена внеплановая выездная проверка опасного производственного объекта - склад взрывчатых материалов (базисный), peг. № А67-00048-0002, 1 класс: Российская Федерация, Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск - Илимский, отвал 3 Коршуновского карьера, Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск - Илимский, карьер Коршуновский, № 9А/1. Согласно акту выездной внеплановой проверки № 023/0037/Р-360-437/2022 от 4 марта 2022 г. в рамках проверки выявлено нарушение пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне», выразившееся в не создании на складе ВМ (базисный) локальной системы оповещения. По результатам проверки в отношении общества вынесено предписание об устранении выявленного нарушения № 23/0037-ВМ от 4 марта 2022 г. в срок до 31 августа 2022 г. ПАО «Коршуновский ГОК» считает вынесенные в отношении него предписания незаконными. ПАО «Коршуновский ГОК» обязано было бы создать локальную систему оповещения на складе ВМ (Рудногорск) и складе ВМ (базисный) только в случае, если данные объекты в совокупности соответствовали бы следующим критериям: организация должна эксплуатировать либо опасные производственные объекты I и II классов опасности, либо организация должна быть включена в перечень, организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, либо организация эксплуатирует гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности; последствия аварий на объекте могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий. ПАО «Коршуновский ГОК» действительно эксплуатирует опасные производственные объекты I класса опасности, но утверждает, что в случае возникновения аварий на данных объектах последствия от них не причинят вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий. Так, в соответствии с пунктом 2.3.1.4. раздела 2.3. «Основные результаты анализа риска» Декларации промышленной безопасности склада взрывчатых материалов (базисный) Коршуновского карьера peг. № А67-00048-0002, утвержденной управляющим директором ПАО «Коршуновский ГОК» и внесенной в реестр деклараций промышленной безопасности (регистрационный номер, присвоенный Ростехнадзором № 16-16 (00).0593-00-СВМ): населенные пункты, объекты ПАО «Коршуновский ГОК» и других организаций не попадают в опасную зону по действию ударной взрывной волны. В опасную зону действия поражающих факторов попадает участок автодороги Железногорск-Илимский - Коршуновский совхоз, проходящий на ближайшем расстоянии от склада ВМ - 0,913 км. Данный объект попадает в зону слабых разрушений и вследствие этого ни персонал, ни население, находящиеся в момент аварии на данном участке, не пострадают, а устойчивость объекта будет обеспечена. В соответствии с пунктом 2.3.1.4. раздела 2.3. «Основные результаты анализа риска» Декларации промышленной безопасности склада взрывчатых материалов (Рудногорск) А67-00048-0006, утвержденной управляющим директором ПАО «Коршуновский ГОК» и внесенной в реестр деклараций промышленной безопасности (регистрационный номер, присвоенный Ростезнадзором № 15-15 (00).0548-00-СВМ): населенные пункты, объекты ПАО «Коршуновский ГОК» и других организаций не попадают в опасную зону по действию УВВ. В пункте 2.3.1.6. Деклараций промышленной безопасности склада взрывчатых материалов (базисный) Коршуновского карьера peг. № А67-00048-0002 и склада взрывчатых материалов (Рудногорск) А67-00048-0006, указано, что «авария на декларируемом объекте ущерба имуществу и вреда населению близлежащих населенных пунктов не несет, ввиду удаленности складов ВМ от жилых строений, в непосредственной близости от декларируемого объекта жилых зданий нет». Декларации промышленной безопасности склада взрывчатых материалов (базисный) Коршуновского карьера peг. № А67-00048-0002 и склада взрывчатых материалов (Рудногорск) в установленном законом порядке прошли экспертизу промышленной безопасности, по результатам которой декларации внесены в Реестр деклараций промышленной безопасности и Ростехнадзором. В соответствии с действующим законодательством ПАО «Коршуновский ГОК» разработаны Паспорт безопасности опасного объекта - склад взрывчатых материалов (Рудногорск) и Паспорт безопасности опасного объекта склад взрывчатых материалов (базисный), которые утверждены управляющим директором общества и согласованы с Главным управлением МЧС России по Иркутской области. Согласно разделу II вышеуказанных паспортов безопасности опасного объекта установлены показатели и значения показателя. Так возможное количество погибших среди населения, чел: 0; возможное количество погибших среди населения, чел: 0; возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду, чел: 0. Обращает внимание на то, что опасные производственные объекты ПАО «Коршуновский ГОК» не подпадают ни под одну категорию потенциально опасных объектов. 8 апреля 2021 г. при Губернаторе Иркутской области, являющемся председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Иркутской области, проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Иркутской области. В ходе заседания комиссии рассмотрен вопрос об утверждении перечня организаций, расположенных на территории Иркутской области, на объектах которых должны создаваться локальные системы оповещения. По результатам заседания комиссии утвержден Перечень организаций, расположенных на территории Иркутской области, на объектах которых должны создаваться локальные системы оповещения. Согласно данному Перечню Публичное акционерное общество «Коршуновский ГОК» должно создать локальную систему оповещения только на гидротехнических сооружениях хвостохранилища обогатительной фабрики (ГТС 1 класс). С учетом отсутствия в Перечне организаций, расположенных на территории Иркутской области, на объектах которых должны создаваться локальные системы оповещения опасного производственною объекта - склад взрывчатых материалов (Рудногорск), peг. № А67-00048-0006, 1 класс: Российская Федерация, Иркутская область, Нижнеилимский район, в 8 км. от поселка Рудногорск и опасного производственного объекта - склад взрывчатых материалов (базисный), peг. № А67-00048-0002, 1 класс: Российская Федерация, Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск - Илимский, отвал 3 Коршуновского карьера, Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск - Илимский, карьер Коршуновский, № 9А/1 на ПАО «Коршуновский ГОК» законодательно не возложена обязанность по созданию локальной системы оповещения.

Просило признать предписание № 23/0037-ВМ от 4 марта 2022 г. и предписание № 23/0036-ВМ от 4 марта 2022 г., вынесенные главным государственным инспектором Иркутского территориального одела по надзору за объектами нефетгазодобычи, горной, угольной и металлургической промышленности Климовым Е.В. и старшим государственным инспектором Иркутского территориального одела по надзору за объектами нефетгазодобычи, горной, угольной и металлургической промышленности Ефимовым М.Г., незаконными.

Определениями Кировского районного суда г. Иркутска от 4 мая 2023 г., от 2 июня 2023 г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены главный государственный инспектор Иркутского территориального отдела по надзору за объектами нефтегазодобычи, горной, угольной и металлургической промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Климов Евгений Витальевич, старший государственный инспектор Иркутского территориального отдела по надзору за объектами нефтегазодобычи, горной, угольной и металлургической промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ефимов Максим Геннадьевич.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27 июня 2023 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить. В обоснование доводов к отмене решения, повторяя позицию, изложенную в административном иске указал, что суд первой инстанции допустил нарушения ст. 310 КАС РФ, а именно отверг доводы и доказательства, представленные административным истцом. Оспариваемые предписания вынесены органом не уполномоченным оценивать соблюдение обязательных требований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Последняя проверка в отношении Общества проводилась МЧС в 2020 г. и требований о необходимости создать локальную систему оповещения к Обществу не предъявлялось. В ходе судебного заседания установлено, что объекты оснащены локальной системой оповещения (сиреной), автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, имеется проводная и радиоканальная системы оповещения, используется громкоговорящая связь. Нормы закона судом истолкованы неправильно, доводы административного истца об отсутствии Общества в перечне организаций области, на объектах которых должны создаваться локальные системы оповещения, не нашли своей оценки в решении суда.

В письменных возражениях на жалобу Енисейское управление Ростехнадзора просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных о судебном заседании надлежащим образом.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца Янченко Т.Н., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что ПАО «Коршуновский ГОК» зарегистрировано в качестве юридического лица 10 июня 1996 г., основным видом деятельности общества является добыча железных руд открытым способом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 27 июля 2023 г.

Из свидетельства о регистрации А67-00048, выданного 22 сентября 2014 г. Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, следует, что в государственном реестре опасных производственных объектов, эксплуатируемых ПАО «Коршуновский ГОК», зарегистрированы, в том числе среди прочих, склад взрывчатых материалов (базисный), рег. № А67-000448-0002, 1 класс; склад взрывчатых материалов (Рудногорск), рег. № А67-00048-0006, 1 класс.

Приказами Енисейского управления Ростехнадзора от 16 августа 2021 г. № ПР-361-528-о и от 16 августа 2021 г. № ПР-361-527-о «Об утверждении графика осуществления постоянного государственного надзора» в отношении ПАО «Коршуновский ГОК», владеющего опасными производственными объектами I класса, установлен постоянный государственный надзор, проводятся мероприятия по контролю.

На основании решения руководителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 8 февраля 2022 г. № Р-360-405 о проведении внеплановой выездной проверки, на основании пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с истечением 10 декабря 2021 г. пунктов 1, 3 и в связи с истечением 1 марта 2022 г. пункта 2, срока исполнения предписания Енисейского управления Ростехнадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 12 ноября 2021г. № 23/0168-ВМ, в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона, в отношении ПАО «Коршуновский ГОК» проведены мероприятия по осуществлению государственного контроля соблюдения организацией обязательных требований, установленных в области промышленной безопасности, при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно в период со 2 марта 2022 г. по 4 марта 2022 г. проведена внеплановая выездная проверка опасного производственного объекта - склада взрывчатых материалов (Рудногорск), peг. № А67-00048-0006, 1 класс: Российская Федерация, Иркутская область, Нижнеилимский район, в 8 км от поселка Рудногорск.

Согласно акту внеплановой выездной проверки № 23/0036/Р-360-405/2022 от 4 марта 2022 г. в рамках проведения проверки выявлено нарушение требований пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», выразившееся в не создании на складе ВМ локальной системы оповещения.

По результатам проверки в отношении ПАО «Коршуновский ГОК» вынесено предписание № 23/0036-ВМ от 4 марта 2022 г. об устранении выявленного нарушения, согласно которому в срок до 31 августа 2022 г. на складе ВМ следовало создать локальную систему оповещения.

На основании решения руководителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 11 февраля 2022 г. № Р-360-436 о проведении внеплановой выездной проверки, на основании пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с истечением 10 декабря 2021 г. пунктов 2, 3, 5 и в связи с истечением 1 марта 2022 г. пункта 4, срока исполнения предписания Енисейского управления Ростехнадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 12 ноября 2021 г. № 23/0167-ВМ, в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона, в отношении ПАО «Коршуновский ГОК» проведены мероприятия по осуществлению государственного контроля соблюдения организацией обязательных требований, установленных в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно в период со 2 марта 2022 г. по 4 марта 2022 г. проведена внеплановая выездная проверка опасного производственного объекта - склада взрывчатых материалов (базисный), peг. № А67-00048-0002, 1 класс: Российская Федерация, Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, отвал 3 Коршуновского карьера, Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, карьер Коршуновский, № 9А/1.

Согласно акту внеплановой выездной проверки № 23/0037/Р-360-436/2022 от 4 марта 2022 г. в рамках проведения проверки выявлено нарушение требований пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», выразившееся в не создании на складе ВМ локальной системы оповещения.

По результатам проверки в отношении ПАО «Коршуновский ГОК» вынесено предписание № 23/0037-ВМ от 4 марта 2022 г. об устранении выявленного нарушения, согласно которому в срок до 31 августа 2022 г. на складе ВМ следовало создать локальную систему оповещения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, установив, что оспариваемые предписания от 4 марта 2022 г. № 23/0037-ВМ и № 23/0036-ВМ приняты уполномоченными должностными лицами Енисейского управления Ростехнадзора по результатам внеплановой выездной проверки, в связи с неисполнением ранее внесенных предписаний об устранении нарушений требований промышленной безопасности, содержание оспариваемых предписаний соответствует предъявляемым законом требованиям, пришел к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для признания оспариваемых предписаний незаконными.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определяет Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее по тексту – Закон о гражданской обороне).

Как следует из статьи 1 Закона о гражданской обороне, гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу требований пункта 3 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения населения.

В силу положений части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

В статье 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-Р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» федеральные органы исполнительной власти и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, обязаны завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

В пункте I постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» предусмотрено, что организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), следует обеспечивать, начиная с 1993 года, проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.

Согласно пункту 7 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31 июля 2020 г. «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:

на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);

на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);

на объектовом уровне - локальная система оповещения.

Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.

Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» установлены зоны действия локальных систем оповещения:

- в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);

- в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;

- в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Факт эксплуатации ПАО «Коршуновский ГОК» опасных производственных объектов I класса опасности подтверждается паспортами безопасности опасных объектов – склада взрывчатых материалов (базисный) и склада взрывчатых материалов (Рудногорск), декларациями промышленной безопасности указанных объектов.

Следовательно, ПАО «Коршуновский ГОК», как организация, эксплуатирующая 2 ОПО 1 класса - склад взрывчатых материалов (базисный) рег. № А67-00048-0002 (г. Железногорск-Илимский), склад взрывчатых материалов peг. № А67-00048-0006 (г. Рудногорск), обязано создать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на данных опасных производственных объектах (складах взрывчатых материалов).

Из буквального толкования приведенных норм следует, что федеральным законодателем на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов, возложена обязанность по созданию и поддержке в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в районе размещения указанных объектов.

Поскольку такая обязанность возложена на организации законом, она не может быть отменена либо изменена правовыми актами субъектов Российской Федерации, в связи с чем, доводы жалобы об отсутствии объектов, указанных в предписании в Перечне организаций, расположенных на территории Иркутской области, на объектах которых должны создаваться локальные системы оповещения опасного производственною объекта правового значения не имеют.

При этом нормативные акты, изданные на уровне субъекта Российской Федерации, такие как постановления Правительства Иркутской области, не могут отменять (изменять) нормы права, установленные федеральным законодательством.

В этой связи суд первой инстанции обосновано отклонил ссылку административного истца на отсутствие Общества в перечне организаций, расположенных на территории Иркутской области, на объектах которых должны создаваться локальные системы оповещения, утвержденном 8 апреля 2021 г. комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Иркутской области при Губернаторе Иркутской области.

Не влияют на выводы судебной коллегии доводы административного истца о малой вероятности причинения вреда в результате последствий аварии жизни и здоровью населения, проживающего и осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, поскольку данные обстоятельства не исключают обязанности возложенной законом, создание системы оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов не поставлено в зависимость от причинения вреда и размера такого вреда.

При этом представленные судебной коллегии пояснения МЧС России на запрос представителя административного истца не влекут признание оспариваемых предписаний незаконными, поскольку обязанность по созданию системы оповещения возложена на хозяйствующие субъекты законом и не влияет от позиции органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В пункте «г» статьи 14 названного Федерального закона предусмотрена обязанность организаций создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку в ходе проведения внеплановой выездной проверки деятельности ПАО «Коршуновский ГОК» было установлено, что на предприятии не создана локальная система оповещения, о чем 4 марта 2022 г. административными ответчиками составлены акты внеплановой выездной проверки, законно и обоснованно вынесены предписания, в которых указано, что в срок до 31.08.2022 административному истцу необходимо устранить выявленные и указанные в предписаниях нарушения.

Как следует из части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, которое устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (далее - федеральный государственный надзор), за исключением федерального государственного надзора, осуществляемого на объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации (пункт 1 названного Положения).

Федеральный государственный надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (пункт 2 Положения).

Как следует из пункта 3 названного Положения, предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а именно: требований к безопасному ведению работ, в том числе связанных с пользованием недрами, на опасных производственных объектах; требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах; требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с применением такого обоснования безопасности; требований, включая требования пожарной безопасности, для ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения на опасных производственных объектах; лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I - III классов опасности.

Федеральный государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления постоянного государственного контроля (надзора) и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований (пункт 4 Положения).

Должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Положения).

Как следует из пункта 11 Положения, в зависимости от класса опасности эксплуатируемого опасного производственного объекта проведение плановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью: а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности - не чаще чем один раз в течение одного года.

В соответствии с пунктами 24, 25, 26 Положения на опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - постоянный государственный надзор).

Постоянный государственный надзор осуществляется территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Постоянный государственный надзор заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на опасных производственных объектах и совершении ими контрольных (надзорных) действий в соответствии с утвержденным графиком.

Как следует из пунктов 37, 38 Положения, в случае выявления при осуществлении контрольных (надзорных) действий нарушений обязательных требований юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, эксплуатирующим опасные производственные объекты, выдается предписание об устранении выявленных нарушений, контроль исполнения которого предусматривается при осуществлении постоянного государственного надзора, а также принимаются иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, направленные на пресечение нарушений обязательных требований.

При осуществлении постоянного государственного надзора осуществляется взаимодействие с контрольными (надзорными) органами, осуществляющими иные виды государственного контроля (надзора) в отношении объекта постоянного государственного контроля.

При поступлении информации от должностных лиц иных контрольных (надзорных) органов о нарушениях обязательных требований в области промышленной безопасности должностным лицом, уполномоченным на осуществление постоянного государственного надзора, принимаются меры в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением.

В силу пункта 1 Положения «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (в ред. от 6 декабря 2021 г.) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю (надзору) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является: уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии); органом государственного регулирования промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; органом федерального государственного энергетического надзора; органом федерального государственного строительного надзора.

Согласно пункту 6.6 Положения «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (в ред. от 6 декабря 2021 г.), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

При этом, как следует из пункта 5.7 Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15 января 2019 г. № 13, территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать юридическим лицам независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, в пределах установленной компетенции.

Вышеуказанные нормы права не ограничивают надзорный орган в выявлении нарушений, не содержат ограничений по видам выявленных нарушений, в связи с чем, доводы жалобы, что нарушения в сфере гражданской обороны подлежат выявлению только органами МЧС судебной коллегией отклоняются.

Выявленные нарушения находятся на промышленном объекте поднадзорном административному ответчику, который при выявлении нарушений законодательства обязан принять меры реагирования в целях обеспечения безопасности граждан.

В этой связи, оспариваемые предписания вынесены уполномоченным органом, а доводы жалобы в указанной части основаны на неправильном толковании закона.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 22 февраля 2023 г. по делу № 2-132/2023 по исковому заявлению прокурора Нижнеилимского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» о возложении обязанности создать локальные системы оповещения исковые требования удовлетворены, на ПАО «Коршуновский ГОК» возложена обязанность создать локальные системы оповещения на складах взрывчатых материалов.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 мая 2023 г. решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 22 февраля 2023 г. по данному делу - оставлено без изменения, апелляционная жалоба и дополнения к ней – без удовлетворения.

Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что до настоящего времени решения суда им не исполнены.

В силу требований части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами суда, направлены на переоценку верно установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значения для разрешения дела, вопреки мнению подателя жалобы, все доводы административного иска получили оценку суда первой инстанции, несогласие Общества с выводами суда и судебной оценкой обстоятельств дела основанием для отмены или изменения решения суда в силу ст. 310 КАС РФ не являются.

Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

При разрешении заявленных требований суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 июня 2023 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Н.Н. Жильцова

Судьи

А.И. КарнышовН.А. Шуняева