ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8237 от 25.10.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-8237

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Иском Е.П.

судей Мороз И.Г., Герасимовой О.В.

с участием прокурора Криковцовой Е.Г.

при секретаре Павловой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 25 октября 2017 года дело по административному исковому заявлению и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании действий незаконными, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Комсомольска-на-Амуре – ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 01 августа 2017 года.

Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с административным иском к администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными действий по непринятию мер по устранению допущенных нарушений закона, возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущетсво и сделок с ним, а также по принятию объектов в муниципальную собственность в течение 10-ти дней после вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки установлено расположение на территории п. Старт г. Комсомольска-на-Амуре канализационной сети, предназначенной для обслуживания многоквартирных домов, которые не принадлежат ни администрации города, ни ФКУ ИК-8 УФСИН России. О данном факте известно администрации города с 2005 года, однако действий по постановке на учет бесхозяйного имущества, не предпринималось, в связи с чем, в мае 2017 года в адрес администрации города внесено представление об устранении выявленных нарушений. До настоящего времени ответчиком не предприняты меры по устранению нарушений. Просил суд удовлетворить заявленные требования.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 01 августа 2017 года требования частично удовлетворены.

На администрацию г.Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность принять меры по подготовке и направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущетсво и сделок с ним, заявления и документации, необходимой для принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей в виде канализационных сетей, расположенных в мкр.Старт г.Комсомольска-на-Амуре.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре – ФИО1 с постановленным по делу решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом не был учтен протокол совещания от 2005 года, по вопросу передачи ведомственного жилого фонда и инженерных сетей от учреждения ЯБ 257/8 в муниципальную собственность, в соответствии с которым принято решение о приеме в муниципальную собственность сети канализации только после ввода в эксплуатацию КНС и очистных сооружений, при этом необходимо предоставить паспорт на КНС и лицензию на сброс сточной воды и лимиты на водоотведение. Полагает, что в связи с реорганизацией ЯБ 257/8, канализационная сеть должна стоять на балансе ФКУ ИК-8. В связи с чем, просит решение суда первой инстанции отменить.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора г.Комсомольска-на-Амуре В.Н. Богатский, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Криковцовой Е.Г., с доводами апелляционной жалобы не согласившейся, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в частности организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории п.Старт г.Комсомольска-на-Амуре расположена канализационная сеть, протяженностью 1 771,7 м, предназначенная для обслуживания многоквартирных домов, которая не имеет собственника.

До настоящего времени канализационная сеть мкр.Старт, не числится на балансе какого либо предприятия.

16.05.2017 в адрес главы г.Комсомольска-на-Амуре прокурором Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры внесено представление по устранению выявленных нарушений, решению вопроса о принятии на учет бесхозяйного имущества в виде канализационной сети в п. Старт.

20.06.2017 года администрацией г.Комсольска-на-Амуре в адрес прокуратуры направлено сообщении о том, что канализационная сеть не была включена в состав муниципальной собственности, так как учреждение ЯБ 257/8, на балансе которой находилось канализационная сеть, не предоставлен паспорт на канализационную сеть и лицензия на сбор сточной воды.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что канализационные сети в мкр.Старт г.Комсомольска-на-Амуре, не имеют собственника, а в соответствии с действующим законодательством на администрацию города возложена обязанность подачи заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, в том числе канализационных сетей, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию г.Комсомольска-на-Амуре о принятии меры по подготовке и направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущетсво и сделок с ним, заявления и документации, необходимой для принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, подлежат удовлетворению.

Согласно п. 1.3 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" - администрация города Комсомольска-на-Амуре (далее - администрация города).

В соответствии с ч. 2 ст. 29 администрация города осуществляет свою деятельность по решению вопросов местного значения в пределах полномочий, отнесенных к ее компетенции федеральными законами, законами Хабаровского края, настоящим Уставом, решениями городской Думы.

В силу требований ч. 2 ст. 30 Устава г.Комсомольска-на-Амуре администрация города осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами к компетенции органов местного самоуправления городских округов, а также полномочия в соответствии с настоящим Уставом.

На администрацию г.Комсомольска-на-Амуре в силу прямого указания закона возложена обязанность подачи заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, в том числе канализационных сетей.

Данные требования закона администрацией в отношении бесхозяйных объектов недвижимости не выполнено, мер по постановке на учет выявленных бесхозных канализационных сетей администрацией не принято.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административного искового заявления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не был учтен протокол совещания от 2005 года, в соответствии с которым принято решение о приеме в муниципальную собственность сети канализации только после ввода в эксплуатацию КНС и очистных сооружений, при этом необходимо предоставить паспорт на КНС и лицензию на сброс сточной воды и лимиты на водоотведение, несостоятельны, ввиду следующего.

Судом установлено, что в 2008 году ГУП Учреждение ЯБ-257/8 ГУИН Минюста России УИН по Хабаровскому краю, ликвидировано, что подтверждается информацией из ЕГРЮЛ.

Согласно информации представленной УФСИН России по Хабаровскому краю, на балансе ГУП Учреждение ЯБ-257/8 ГУИН Минюста России УИН по Хабаровскому краю канализационные сети не числились.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 01 августа 2017 года по делу по административному исковому заявлению и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании действий незаконными, возложении обязанности, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Комсомольска-на-Амуре – ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Е.П. Иском

Судьи И.Г. Мороз

О.В. Герасимова