ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8299/20 от 05.08.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Пятова Д.В. Дело № 33а-8299/2020

24RS0004-01-2020-000386-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 августа 2020 года город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

Председательствующего Мирончика И.С.,

судей Шавриной А.И., Михайлинского О.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И.

административное дело по административному исковому заявлению

ФИО1, ФИО2 к главе администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края ФИО3, администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края о признании отказа в согласовании места и времени публичного мероприятия (группового пикета) и в предложении иного места для проведения публичного мероприятия незаконным,

по апелляционной жалобе административных истцов ФИО1 и ФИО2,

апелляционной жалобе представителя администрации поселка Березовка ФИО4

на решение Березовского районного суда Красноярского края от 20 апреля 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, предъявленного к главе администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края ФИО3, администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края о признании отказа в согласовании места и времени публичного мероприятия (группового пикета) и в предложении иного места для проведения публичного мероприятия незаконным отказать в полном объеме.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к главе администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края ФИО3, администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края о признании отказа в согласовании места и времени публичного мероприятия (группового пикета) и в предложении иного места для проведения публичного мероприятия незаконным. Требования мотивировали тем, что 03.03.2020 года административными истцами в администрацию п. Березовка Березовского района направлено уведомление о проведении публичного мероприятия – группового пикета, с целью привлечения внимания общественности контролирующих (надзорных) органов и органов государственной власти к законности проведения конкурса на замещение вакантной должности директора МБУ ДО «Березовская ДЮСШ», халатности, бездействия, коррупции и «покрывательства» беззакония творящегося в «Березовской ДЮСШ» со стороны отдела образования района и администрации района, и не принятию мер к привлечению виновных. В качестве места проведения публичного мероприятия (группового пикета) в уведомлении был выбран сквер перед входом в здание администрации Березовского района Красноярского края, расположенного по адресу: <адрес>. Дата и время публичного мероприятия предполагалась 11.03.2020 года с 16.00 часов до 17.00 часов, с предполагаемым максимальным количеством участников 200 человек. 04.03.2020 года главой администрации <адрес> ФИО3 было направлено письмо о не согласовании проведения публичного мероприятия (группового пикета) поскольку административными истцами нарушен срок подачи уведомления о дате и времени проведения публичного мероприятия (не ранее 15 и не позднее 10 дней), а также предложении другой территории, предназначенной для проведения публичных мероприятий, определенной постановлением администрации п. Березовка № 119 от 11.06.2014 года «Об установлении мест проведения публичных мероприятий и нормы предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия». Просили суд признать отказ в согласовании места и времени публичного мероприятия (группового пикета) Главы администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края ФИО3 и в предложении иного места для проведения публичного мероприятия, выраженных в письме с исх. № 405 от 04.03.2020 года – незаконным.

Судом постановлено выше приведенное решение.

В апелляционной жалобе административные истцы ФИО1 и ФИО2 просят решение отменить, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, удовлетворив их требования, так как мотивировочная часть решения противоречит его резолютивной части, так судом было установлено, что сроки направления ими уведомления о проведении публичного мероприятия – группового пикета, были соблюдены. Однако в этой части решение главы администрации поселка Березовка ФИО3 не признано незаконным. Кроме того, тот факт, что Постановлением администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края №119 от 11 июня 2014 года «Об установлении мест проведения публичных мероприятий и нормы предельной наполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия» определено место проведения публичного мероприятия – площадь возле Дома Культуры «Юбилейны», не означает, что исключаются иные места проведения пикетов. При этом в решении от отказе, ответчик не указал веских причин невозможности проведения публичного мероприятия в месте, указанном в уведомлении, что противоречит действующему законодательству. Так как такой отказ возможен только в случае необходимости сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан. Указание же судом в оспариваемом решении на необходимость наличия на места проведения публичных мероприятий заранее разработанных и согласованных с правоохранительными органами, утвержденных паспортов безопасности не предусмотрено ни одним законом, иным нормативно- правовым актом.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО4 просит решение изменить в части пропуска срока для подачи уведомления заявителями о проведении пикетирования. Считают, что судом неверно сделан вывод о том, что уведомление должно быть подано не позднее 3 дней до начала публичного мероприятия, законом №54-ФЗ установлен для этого срок не ранее 15 и не позднее 10 дней, что истцами соблюдено не было.

В судебное заседание стороны по делу не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили. В силу положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда первой инстанции на предмет законности и обоснованности в порядке ст. 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 03.03.2020 года вх. № К-171 от граждан ФИО1 и ФИО2 в адрес главы администрации п. Березовка Березовского района ФИО3 поступило уведомление о намерении провести 11.03.2020 года публичное мероприятие – пикетирование (без передвижения и применения звукоусиливающей аппаратуры, с использованием наглядной агитации) с 16.00 часов до 17.00 часов в сквере перед входом в здание администрации Березовского района Красноярского края по адресу: <адрес>, целью которого является привлечение внимания общественности, контролирующих (надзорных) органов и органов государственной власти к законности проведения конкурса на замещение вакантной должности директора МБУ ДО «Березовская ДЮСШ», халатности, бездействия, коррупции и «покрывательства», беззакония творящегося в «Березовской ДЮСШ» со стороны отдела образования района и администрации района, и не принятию мер к привлечению виновных, с предполагаемым количеством участников – 200 человек.

04.03.2020 года № 405 ФИО1 и ФИО2 в связи с ранее поступившим уведомлением о проведении публичного мероприятия администрация п. Березовка Березовского района в лице главы поселка ФИО3 дала ответ, в котором указано, что Уведомление подано с нарушением сроков подачи (уведомление от 03.03.2020 года, а проведение публичного мероприятия 11.03.2020 года). Также заявителям предложено изменить место и дату проведения публичного мероприятия в соответствии с постановлением администрации п. Березовка № 119 от 11.06.2014 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия (группового пикета) и в предложении иного места для проведения публичного мероприятия, суд первой инстанции исходил из того, что в целях реализации положений ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест. В соответствии с данным Перечнем, и на основании постановления администрации п. Березовка Березовского района № 119 от 11.06.2014 года «Об установлении мест проведения публичных мероприятий и нормы предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия» на территории муниципального образования п. Березовка Березовского района определено специально отведенное место для проведения публичного мероприятия – площадь около Дома Культуры «Юбилейный». Из содержания оспариваемого ответа (решения) административного ответчика, он по своей правовой природе не является отказом, а содержит предложение об изменении места и даты проведения мероприятия в связи с тем, что в п.Березовка определено место проведения публичного мероприятия- площадь возле дома культуры «Юбилейный». Таким образом, довод истцов о том, что им незаконно отказано в согласовании места проведения пикета является необоснованным.

С данными выводами судебная коллегия согласится не может ввиду следующего:

Как предусмотрено положениями ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания; организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

На основании положений ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Согласно положений ст. 8 Закона №54-ФЗ, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. (ч.1); Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). (ч.1.1); К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов. (ч.2); После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона. (ч.2.1)

Согласно ч.3 ст. 12 названного закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Из приведенных выше требований закона №54-ФЗ следует, что место проведения публичного мероприятия не ограничивается только местом, специально отведенным и определенным органом исполнительной власти. Местом проведения данных мероприятий может быть любое другое, соответствующее вышеприведенным требованиям закона.

При этом в ст. 12 Закона №54-ФЗ, также указано, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (п.2 ч.1).

То есть предложение об изменении места проведения публичного мероприятия должно быть обоснованное.

Оспариваемый же ответ главы поселка Березовка ФИО3, которым было отказано в согласовании проведения общественного мероприятия на 11 марта 2020 года у здания администрации Березовского района (сквер перед входом в здание администрации Березовского района) по адресу <адрес>, обоснования указанного отказа, кроме как на имеющееся для этого специально отведенного места – площадь возле дома Культуры «Юбилейный», не содержит, что противоречит вышеприведенным нормам Закона №54-ФЗ и нарушает права истцов, и по этой причине судебная коллегия приходит к выводу о его незаконности.

Также, в мотивировочной части решения судом сделан законный и обоснованный вывод, что истцы обратились в администрацию п. Березовка о согласовании времени и места проведения публичного мероприятия в сроки, установленные вышеназванным законом, в ст. 7 которого указано, что при проведении пикетирования группой лиц, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Истцы же обратились с соответствующим заявлением за 8 дней.

Данный вывод суда основан на ст. 7 Закона №54-ФЗ, находящемся в деле уведомлении (л.д.8), из которого следует, что планируется проведение пикетирования без передвижения и применения звукоусиливающей аппаратуры, с использованием наглядной агитации, предполагаемое количество участников- 200 человек.

Однако, сделав вывод о незаконности оспариваемого ответа в части сроков уведомления, в резолютивной части данный вывод не отражен, что говорит о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований административных истцов.

Доводы апелляционной жалобы представителя административного ответчика о несоблюдении истцами срока направления уведомления о проведении публичного мероприятия, считая, что такое уведомление должно быть подано не ранее 15 и не позднее 10 дней противоречит вышеприведенным требования закона, основано на неверном толковании норм права и основанием для удовлетворения жалобы не является. Заявлено было проведение пикетирования группой лиц, иного из представленных в дело материалов не следует, в связи с чем срок подачи уведомления о проведении данного публичного мероприятия не позднее 3 дней до начала его проведения. (ст. 7 Закона №54-ФЗ). Согласно ст.2 названного Закона, пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

То есть количество участников в пикетировании законом не ограничено, поэтому доводы жалобы о невозможности пикетирования с количество участников 200 человек, не основано на законе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Березовского районного суда Красноярского края от 16 марта 2020 года отменить. Принять по делу новое решение, которым требования истцов удовлетворить, признать незаконным решение администрации поселка Березовка от 04 марта 2020 года об отказе ФИО1 и ФИО2 в согласовании публичного мероприятия (пикетирование), выраженное в ответе №405 от 04.03.2020 года главы поселка Березовка Березовского района Красноярского края ФИО3

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: