Судья Шолохова Е.В. Дело № 33а-829/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,
судей Луковкиной Е.О., Запятовой Н.А.,
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Луковкиной Е.О. дело по апелляционным жалобам Правительства Ивановской области, Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, Администрации города Иваново на решение Ленинского районного суда города Иваново от 26 декабря 2018 года по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ивановской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛА:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Правительству Ивановской области, в котором просил признать незаконным бездействие Правительства Ивановской области по неустановлению границ лесопаркового зеленого пояса города Иваново, а также обязать Правительство Ивановской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить границы лесопаркового зеленого пояса города Иваново; обязать Правительство Ивановской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы лесопаркового зеленого пояса города Иваново, для постановки на государственный кадастровый учет его границ.
Требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в результате проведенной проверки установлено, что в Ивановской области до настоящего времени не проведены мероприятия по установлению границ лесопаркового зеленого пояса города Иванова. Постановлением Ивановской областной Думы от 20 ноября 2017 года № 271 принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса города Иванова площадью 71 654 га. Данным постановлением временно исполняющему обязанности Губернатора Ивановской области рекомендовано определить исполнительный орган государственной власти Ивановской области, уполномоченный на установление, изменение границ лесопаркового зеленого пояса, а также рекомендовано выявить лесные участки, расположенные на территории Ивановского района, с целью включения их в состав лесопаркового зеленого пояса города Иванова. Также Правительству Ивановской области рекомендовано предусмотреть в областном бюджете расходы, связанные с созданием лесопаркового зеленого пояса города Иванова.
Вместе с тем, в нарушение норм ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» до настоящего времени границы лесопаркового зеленого пояса города Иванова не установлены, исполнительный орган государственной власти Ивановской области, уполномоченный на установление, изменение границ лесопаркового зеленого пояса, не определен. Срок установления границ лесопаркового зеленого пояса – 180 дней после дня принятия решения о его создании – истек 29 мая 2018 года. О необходимости активизации данной работы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 07 августа 2018 года проинформирован Временно исполняющий обязанности Губернатора Ивановской области ФИО1
В настоящее время Правительством Ивановской области инициирован вопрос об уменьшении площади зеленого пояса, однако, требования ч.8 и ч. 12 ст. 62.2 Федерального закона не исполнены.
Поскольку целью создания лесопаркового зеленого пояса является реализация права граждан на благоприятную окружающую среду, выявленное в деятельности Правительства Ивановской области нарушение закона ущемляет права неопределенного круга лиц, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда Ивановской области от 26 декабря 2018 года административный иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ивановской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей удовлетворен. Признано незаконным бездействие Правительства Ивановской области по неустановлению границ лесопаркового зеленого пояса города Иваново; на Правительство Ивановской области возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда установить границы лесопаркового зеленого пояса города Иванова и представить документы, содержащие сведения о границах и ограничениях в использовании земельных участков, входящих в лесопарковый зеленый пояс города Иванова, в орган государственного кадастрового учета для постановки на государственный кадастровый учет его границ.
Не согласившись с указанным решением, Правительство Ивановской области, Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, Администрация города Иваново обратились с апелляционными жалобами, в которых поставили вопрос о его отмене.
Представитель административного истца – Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Леонов М.М., считая вынесенное решение законным и обоснованным, просил апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика – Правительства Ивановской области – и заинтересованного лица - Губернатора Ивановской области ФИО1 ФИО2 поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просила её удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – Комитета Ивановской области по лесному хозяйству ФИО3 поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – Администрации города Иванова ФИО4 поддержала апелляционную жалобу и доводы, изложенные в ней.
Представитель заинтересованного лица – Ивановской областной Думы ФИО5 возражала в удовлетворении апелляционных жалоб, полагая вынесенное решение законным и обоснованным.
В заседание судебной коллегии не явились представители заинтересованных лиц – Общественной палаты Ивановской области и Управления Росреестра по Ивановской области, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в связи с чем на основании части 2 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе в силу норм статьи 218 КАС РФ он может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными выносится в том случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (неопределенного круга лиц, как в рассматриваемом случае) и на административного ответчика следует возложить обязанность устранить соответствующие нарушения прав, свобод и законных интересов или препятствия к их осуществлению.
Статьей 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса – зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Из материалов дела следует и судом установлено, что постановлением Ивановской областной Думы от 30 ноября 2017 года № 271 принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса города Иваново площадью 71654 га, которым временно исполняющему обязанности Губернатора Ивановской области рекомендовано определить исполнительный орган государственной власти Ивановской области, уполномоченный на установление, изменение границ лесопаркового зеленого пояса, выявить лесные участки, расположенные на территории Ивановского района, с целью включения их в состав лесопаркового зеленого пояса города Иванова; Правительству Ивановской области рекомендовано предусмотреть в областном бюджете расходы, связанные с созданием лесопаркового зеленого пояса города Иванова. Вместе с тем, до настоящего времени границы созданного лесопаркового зеленого пояса г.Иваново не определены, в орган государственного кадастрового учета для постановки на кадастровый учет не представлены, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Правительства Ивановской области, выразившихся в непринятии мер для установления границ лесопаркового зеленого пояса города Иванова на основании принятого законодательным органом государственной власти Ивановской области решения о его создании. При этом суд исходил из того, что постановление Ивановской областной Думы № 271 от 30 ноября 2017 года о создании лесопаркового зеленого пояса города Иванова заинтересованными лицами не оспорено, в связи с чем оно подлежит безусловному исполнению Правительством Ивановской области; учитывая, что полномочия по установлению границ лесопаркового зеленого пояса относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а конкретный уполномоченный на их установление орган до настоящего время не определен, то соответствующие полномочия должны быть осуществлены Правительством Ивановской области, как высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на подробном анализе действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и надлежащей правовой оценке представленных сторонами доказательств.
Суд первой инстанции при разрешении заявленных административных исковых требований осуществил проверку оснований и процедуры принятия Ивановской областной Думой постановления № 271 от 30 ноября 2017 года, в частности соблюдения требований закона при обращении о создании лесопаркового зеленого пояса, при проведении общественного обсуждения, и пришел к выводу об их соответствии положениям закона.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что упомянутые вопросы, исследованные судом первой инстанции, и отраженные в мотивировочной части решения суда, не относятся к юридически значимым обстоятельствам, предусмотренным частью 9 статьи 226 КАС РФ, а относятся к предмету проверки в рамках рассмотрения соответствующих требований в порядке главы 21 КАС РФ, в связи с чем выводы суда первой инстанции, указывающие на соблюдение процедуры и порядка принятия указанного решения, подлежат исключению из мотивировочной части решения суда. С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционных жалоб о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции, оценке не подлежат.
Исключение настоящих выводов на правильность решения суда не влияет и основанием для его отмены не является, учитывая наличие правовых оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика.
В случае несогласия с постановлением Ивановской областной Думы от 30 ноября 2017 года № 271 «О создании лесопаркового зеленого пояса города Иванова» заинтересованные органы и должностные лица не лишены возможности обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением об оспаривании этого нормативного правового акта.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в настоящее время постановление Ивановской областной Дума от 30 ноября 2017 года № 271 «О создании лесопаркового зеленого пояса города Иванова» не отменено, не изменено, никем не оспорено, не признано недействующим в установленном законом порядке.
В силу положений части 1 статьи 62 Устава Ивановской области, утвержденного Законом Ивановской области от 18 февраля 2009 года № 20-ОЗ, систему нормативных правовых актов Ивановской области составляют: Устав Ивановской области, законы Ивановской области, указы Губернатора Ивановской области, постановления Ивановской областной Думы, постановления Правительства Ивановской области, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ивановской области.
На основании абзаца 2 части 3 статьи 62 Устава Ивановской области настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты Ивановской области обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Ивановской области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
В связи с этим, судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, полагает, что указанное решение законодательного органа государственной власти Ивановской области о создании лесопаркового зеленого пояса города Иванова, принятое в форме постановления Ивановской областной Думы, подлежит безусловному исполнению.
В силу положений части 8 статьи 62.2 Федерального закона № 7-ОЗ уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней со дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.
На основании части 12 статьи 62.2 упомянутого Федерального закона границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку как по истечении вышеуказанного срока (180 дней со дня принятия Постановления Ивановской областной Думы № 271 от 30 ноября 2017 года), так и до настоящего времени, не определен исполнительный орган государственной власти Ивановской области, уполномоченный на установление границ лесопаркового зеленого пояса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии виновного бездействия административного ответчика – Правительства Ивановской области, выразившегося фактически в непринятии мер по установлению границ лесопаркового зеленого пояса города Иваново.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Правительства Ивановской области, доказательств подтверждающих, что административным ответчиком и заинтересованными лицами предпринимались реальные меры, направленные на устранение нарушений вышеприведенных требований закона, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Утверждения в жалобе Правительства Ивановской области о том, что настоящий орган не имеет полномочий по установлению границ лесопаркового зеленого пояса, отклоняются судебной коллегией, поскольку они основаны на неверном толковании положений закона и поводом для отмены решения суда не являются.
В силу ст.17 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.9 Устава Ивановской области, утвержденного Законом Ивановской области от 18.02.2009 № 20-ОЗ, исполнительная власть Ивановской области осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Ивановской области во главе с Правительством Ивановской области, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области.
В соответствии со ст.59 Устава Ивановской области Правительство Ивановской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области, формирующим органы исполнительной власти Ивановской области и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Статьей 5 Закона Ивановской области от 06.05.2011 № 42-ОЗ «О Правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области» предусмотрено, что Правительство Ивановской области обеспечивает исполнение на территории Ивановской области Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Ивановской области, законов и иных нормативных правовых актов Ивановской области; осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Ивановской области, законами Ивановской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, учитывая, что Правительство Ивановской области является высшим исполнительным органом Ивановской области, полномочия по установлению границ лесопаркового зеленого пояса относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а конкретный уполномоченный на их установление орган до настоящего времени не определен, то соответствующие полномочия правомерно возложены судом первой инстанции на Правительство Ивановской области, в связи с чем указанный орган исполнительной власти обязан принять меры к устранению допущенных нарушений в виде установления границ лесопаркового зеленого пояса города Иваново и представления соответствующих сведений в орган государственного кадастрового учета для постановки на государственный кадастровый учет.
Доводы жалобы Администрации города Иваново о том, что прокурор, выступая в интересах неопределенного круга лиц, выбрал ненадлежащий способ защиты права, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены. Ставить под сомнение выводы суда в указанной части судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Согласно п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (иных лиц, в защиту интересов которых он обращается) возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Судебная коллегия, с учетом приведенных положений закона и установленных обстоятельств, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое бездействие Правительства Ивановской области нарушает права и интересы неопределенного круга лиц – граждан как проживающих, так и посещающих город Иваново и Ивановскую область, включая их право на благоприятную окружающую среду, для которой имеет значение своевременное юридическое закрепление границ лесопаркового зеленого пояса, в том числе на местности.
Утверждения в жалобах о пропуске прокурором установленного законом срока на обжалование оспариваемого бездействия Правительства Ивановской области судебная коллегия полагает несостоятельными.
В силу положений части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Проверяя соблюдение предусмотренного вышеприведенной правовой нормой срока для обращения в суд, судебная коллегия исходит из того, что бездействие по неустановлению границ лесопаркового зеленого пояса города Иванова носит длящийся характер, в рамках которого у данного органа сохраняется обязанность совершить упомянутое действие.
Вместе с тем, прокурором предпринимались меры для устранения данного нарушения, в адрес Врио Губернатора Ивановской области ФИО1 направлялась информация о необходимости принятия мер для совершенствования нормативно-правового регулирования вопросов создания лесопаркового пояса города Иваново, на что заместителем Председателя Правительства Ивановской области дан ответ, где указано о намерении уменьшить площадь лесопаркового зеленого пояса г.Иваново, после чего Правительством Ивановской области будет определен орган, уполномоченный на установление границ (письмо от 20 сентября 2018 № СВ-9757-1-99).
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, длящийся характер бездействия, нарушающего права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, которое не прекращено до настоящего времени, судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, полагает, что подача прокурором административного искового заявления в суд 30 октября 2018 года не свидетельствует о пропуске установленного законом срока на обращение в суд.
Указание судом первой инстанции на то, что данный срок необходимо исчислять с даты, когда прокурору стало известно о том, кто является надлежащим административным ответчиком по соответствующему иску, является ошибочным, не основан на нормах статьи 219 КАС РФ и подлежит исключению из мотивировочной части решения суда.
Исключение данных выводов не влечет оснований для отмены решения суда, которым административный спор по существу разрешен верно.
В целом доводы апелляционных жалоб повторяют позицию административного ответчика и заинтересованных лиц, изложенную в суде первой инстанции, при этом не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено перечисленных в части 1 статьи310КАС РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Иваново от 26 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Ивановской области, Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, Администрации города Иваново – без удовлетворения.
Председательствующий Мудрова Е.В.
Судьи Луковкина Е.О.
Запятова Н.А.